Опасная зона

Дата публикации: 23.05.2017 - 13:38
Просмотров - 1612

Днём 14 мая спецслужбы города и республики были подняты            по тревоге:         в открытый ствол заброшенной шахты «Енисейская» упал ребёнок, нужна срочная помощь. Сразу же на место происшествия были отправлены врачи             и спасатели МЧС, сотрудники полиции         и комиссии        по делам несовершеннолетних.

 

СПАСАТЕЛИ

В тот день трое друзей, живущих в Черногорске, отправились на поле в районе шахты, где подростки надеялись разжиться металлоломом. С учётом того, что брошенного металла там хватает, без добычи ребята бы не ушли.

В какой-то момент один из приятелей отлучился с поля, а вскоре ребята услышали приглушённый крик. Тут же они бросились к полуразрушенным строениям, где некогда было установлено шахтное оборудование. Из темноты горизонтальной выработки доносились крики о помощи, и мальчишки побежали на выручку товарища.

Впрочем, вскоре они поняли, что быстро и легко друга не достать, ведь приятель упал в открытый шахтный ствол, да так, что света фонарика не хватало пробить темноту. Но подростки не оставляли надежду, пытались сбросить вниз найденный старый кабель, чтобы друг мог зацепиться и его можно было вытащить на поверхность. Однако скользская обмотка вырывалась из рук мальчишки, да и травмы в результате падения не позволяли выложиться в полную силу.

Только после безуспешных попыток ребята позвонили в МЧС и сообщили о происшествии. К шахте прибыли горноспасатели ВГСЧ, пожарные и спасатели МЧС. Именно последние и достали из ствола подростка.

- Конечно, горноспасатели ВГСЧ подготовлены к работе в подземных выработках, они, в отличие от нас, знают условия крепления сводов шахты, особенности распространения огня и так далее, но наше преимущество в том, что мы умеем работать с альпинистским снаряжением, а значит, можем быстро провесить верёвки, обеспечить транспортировку пострадавшего, - говорит спасатель международного класса Южно-Сибирского поисково-спасательного отряда Павел Гриднев. – И в этом случае важно было максимально быстро и аккуратно доставить подростка наверх. А к таким операциям наши спасатели хорошо подготовлены.

В результате падения с почти двенадцатиметровой высоты у подростка врачи диагностировали: перелом правого плеча, перелом тазобедренной кости, ушиб позвоночника. Как сказал участковый уполномоченный ОМВД по Черногорску Павел Карамашев, 15-летний школьник был явно в шоковом состоянии, слабо реагировал на окружающее, его тут же доставили в больницу.

Что примечательно, в заброшенном шахтном стволе встретились в определённой степени коллеги. Ведь почти год назад именно этот школьник был награжден грамотой МЧС Хакасии за спасение людей на пожаре. Теперь же пришлось спасать его самого.

Безусловно, несмотря на серьёзные травмы, парню очень повезло. Ведь он упал с 12-метровой высоты! Уровень четвёртого, если не пятого этажа.

Во-первых, сам характер травм. Они могли быть гораздо серьёзнее, можно сказать, что чудом мальчишка остался жив.

Во-вторых, что он был не один. Иначе в чистом поле, кричи-не кричи, никто не услышит призыв о помощи.

В-третьих, что рядом были надёжные друзья, которые не испугались и не убежали с места, а вызвали специалистов.

И в-четвёртых, что рядом с нами находится отряд профессиональных спасателей. Ведь с учётом масштаба территории, которая в их подчинении, – вся Хакасия и юг Красноярского края, произойди подобное где-нибудь в Абазе или Орджоникидзе, последствия могли быть гораздо тяжелее. В таких случаях крайне важно время прибытия. 

 

ШАХТЁРСКОЕ ДОСЬЕ

Пять лет назад в № 36 «ЧР» от 3 апреля 2012г. была опубликована заметка «Провал», в ней мы писали:

«В пятницу в редакции «Черногорского рабочего» раздался телефонный звонок, взволнованная женщина рассказала о ЧП на Девятом поселке.

- У нас почти неделю назад на месте старой девятой шахты обвалилась кровля штрека, и там теперь огромная яма! – жаловалась она. – Мы сообщили об этом в поселковую администрацию, но уже прошло несколько дней, а яма как была, так и стоит. А ведь это очень опасно – там гуляют дети, пасутся коровы. Неужели надо ждать, когда кто-нибудь упадет в эту дыру?»

Почти три года назад вместе с опытным шахтёром, проработавшим на «Енисейской» много лет, а ныне с председателем ревизионной комиссии регионального отделения ОНФ России Александром Атюковым выезжали на шахту. По итогам в свет появилась целая серия публикаций, посвященных проблеме открытого доступа к заброшенным шахтным выработкам. Причём, подчеркну особо, инициатором первой поездки опять же стал житель Девятого посёлка, озаботившийся вопросами безопасности, особенно в отношении детей.

«Мужчина был серьезно обеспокоен тем, что с наступлением теплых дней подростки стали совершать регулярные поездки на развалины бывшей шахты «Енисейская». Понятно, что детям всегда интересны игры в руинах, но ведь это очень опасное увлечение, а вдруг остались незакрытые входы в шахту, глубина же там внушительная – более двухсот метров. Тем более что случаи, когда дети получали травмы на подобных развалинах, в городе прежде были». (Из публикации «Притягательные руины», «ЧР» № 64 от 10 июня 2014 г.)

Вскоре последовала реакция прокуратуры Черногорска. Она провела проверку, подтвердила угрозу для жизни и здоровья людей, и потребовала от администрации города принять меры к закрытию шахтных колодцев. К сожалению, речь шла лишь о двух стволах, а ведь их на территории бывшей шахты больше. Именно в одном из оставшихся открытым стволе позже нашли труп убитого человека.

Кстати, после той трагедии МЧС провело учения в районе шахты, по легенде двое мужчин упали в выработку шурфа № 17. Тогда спасатели с оценкой «отлично» отработали план. Почти через три года им пришлось работать реально, на самом деле спасать человека, упавшего в шурф, правда, не в 17-й, а в 14-й.

- Отмечу, что шурф № 14 был выведен из эксплуатации ещё в 80-х годах, - рассказывает Александр Атюков, - это был запасной выход из шахты и одновременно с этим вентиляционный ствол, по которому наверх подавался отработанный воздух из шахты. Тогда выработку засыпали, но, видимо, со временем земля осела, почему и получилась такая глубина падения подростка. Ведь высота, скажем, вспомогательных и главных стволов шахты – 210 метров.

По мнению Александра Романовича, единственный путь преградить доступ в опасные выработки - это, во-первых, засыпать их землёй, закрыть бетонными плитами, и во-вторых, регулярно обследовать объекты. Дело в том, что под землей находятся водные пласты, а это агрессивная среда – вода разъедает бетон, выносит землю, как итог – просадки, а то и вовсе рухнувшие перекрытия.

Безусловно, дело это затратное. Да к тому же ещё ситуация усугубляется тем, что так толком и не определено – чья же это земля: Черногорска или Усть-Абаканского района. А ведь именно от этого зависит, кто должен платить за работы по безопасности.

Однако, если вновь проигнорировать проблему, то никто не даст гарантию, что завтра в очередном заброшенном стволе не погибнет человек. Тем более что подростки регулярно наведываются в тот район. Впрочем, как и в другие опасные места города. Например, в последнее время одна из популярных площадок – заброшенные цеха бывшего комбината ИСКОЖ. И это тоже опасное место.

 

ГДЕ Ж ТЫ, ЗАНЯТОСТЬ?

- Тут проблема ещё в том, что нет достойной замены этим опасным походам за металлоломом, - говорит Павел Карамашев. – Ведь все ребята, бывшие в тот день на поле, из хороших благополучных семей. Может, они решили, собирая лом, родителям помочь, может, на карманные расходы. А другого варианта заработать просто не смогли найти. Безусловно, мы постоянно проводим беседы с родителями, напоминаем, что нужно следить за детьми, даже уже достаточно взрослыми, но при  этом, понятно, что не каждый родитель может это сделать, ведь нужно работать.

Словом, как предотвратить в будущем несчастные случаи – непонятно. Подростки - не малыши в детском саду, они во дворе куличи печь на станут. Да и возле родителей не будут сутками сидеть. Выход один – дать возможность жить активной, интересной, но при этом неопасной жизнью. Однако как раз тут-то и проблема.

      Вы посмотрите на вопросы, которые задают друг другу старшеклассники в соцсетях: «Где найти работу?», «Куда летом возьмут подработать?» и так далее. Но город может временно трудоустроить лишь небольшой процент желающих. Предприниматели не хотят на свой страх и риск связываться с подростками, затраты большие, а выгоды нет вовсе. Заставить же принять на работу несовершеннолетнего никто предпринимателя не может.

Вот и вынуждены бегать старшеклассники в поисках хоть какого-нибудь заработка, даже с опасностью для здоровья.

Впрочем, и без подработки риск попасть в сводку происшествий довольно велик. Ведь сегодня сложно найти в городе доступные спортивные площадки. Даже в футбол на школьном стадионе поиграть нельзя, сторожа тут же вызывают полицию. И их тоже можно понять, они отвечают за сохранность оборудования, а не все подростки бережно относятся к общественному имуществу.

Итог получается печальным. Одни отправляются щекотать нервы на высоковольтную линию  электропередач, другие пополняют ряды преступников,  а третьи с риском для жизни ищут на пустырях брошенный металлолом.

Нам хотелось бы услышать ваше мнение, уважаемые читатели. Что, по-вашему, нужно сделать, чтобы опасные объекты были надёжно огорожены, чтобы детям было чем заняться в свободное от учёбы время.

Опасные руины «Енисейской» 

Учения МЧС в 2014 году: легенда об упавших в колодец в 2017-м стала реальностью.

2012 год: провал рядом с жилыми домами Девятого посёлка.

Место трагедии – шурф № 17, сюда сбросили убитого человека в 2014 г.

Валентина СОСНОВСКАЯ, фото автора. «ЧР» №39 от 23 мая 2017 г.