Полигон для экстремалов

Дата публикации: 26.06.2014 - 06:37
Автор:
Просмотров - 939

 

Валентина, день добрый, Атюков звонит, - раздается в трубке знакомый голос, - тут такое дело, помнишь, мы статью по шахте «Енисейская» писали, так мне позвонили и сказали, что входы в стволы открыты.

- Да и мне звонили с тем же сообщением, - отвечаю телефонному визави. - Может, еще раз съездим, посмотрим?

- Хорошо. Только сомневаюсь, что вход в шахту стал свободен…

 

И вот мы вновь на территории некогда мощного предприятия. Вдалеке видны остовы зданий, вокруг ямы, воронки, горы кирпича, земли и обломков бетона.

- Ну вот, на этом месте был вход в новый вспомогательный ствол, - говорит Александр Атюков, - через него производились спуски и подъем людей в шахту, транспортировка грузов. Как мы его засыпали, так все и осталось. Можно, конечно, к главному стволу сходить, но мне кажется, смысла мало, туда подобраться сложнее, вон какие ямы, да и открыть вход сложно…

Но все же решаем пройти к бывшему спуску. С трудом пробираемся через завалы, и вот искомый участок.

- А ведь и верно, - удивленно произносит Александр Романович, - открыли. Не увидел бы сам, не поверил! Ведь это ж надо было такое сделать, да мне в голову не могло прийти, что так могут поступить!

У подножья разбитых бетонных свай, которые на честном слове держат обветшавшие плиты перекрытия, довольно большая яма, диаметром с десяток метров.

Поперек перекинуты два сухих тополиных ствола - то ли чтоб удобней в шахту спускаться и веревку привязывать, то ли как средство перекрытия доступа. А под ними - глубина.

Кидаем камень и считаем:

- Раз, два, три… шесть.

Шесть секунд потребовалось, чтобы галька доскакала даже не до дна ствола, а до обводненного горизонта. Понятно, что глубина здесь внушительная, и если, не дай Бог, кто сорвется, то найти будет почти нереально.

Оказывается, прежде над входом в шахту стоял копёр - горнотехническое сооружение четырехугольной формы. Проще говоря, простая, но довольно высокая коробка, сваренная из листового железа. Своим корпусом копёр и закрывает вход в шахту, точнее, закрывал, пока туда не пришли охотники за металлоломом. Они-то и демонтировали сооружение, разрезали металл, ну а ствол оставили открытым.

Аналогичную картину мы наблюдаем и на втором, старом вспомогательном стволе - те же кучи земли вперемешку с кирпичами вокруг, тот же провал в земле, с перекинутой парочкой тонких тополиных стволов. Да, похоже, что тот, кто это делал, считал убедительным такое перекрытие доступа под землю. Вот только ни для животного, ни для человека это «сооружение» преградой точно не будет.

- И здесь раскопали, а ведь мы наглухо закрывали ствол! - сетует Александр Атюков. - Просто в голове не укладывается. Как можно было так поступить? Разворошить все в поисках лома и бросить открытым. Тут по уму вообще закопать надо входы. Но то, что их оставили так… Нет, не понимаю.

Впрочем, помимо открытых стволов, на промышленно площадке «Енисейской» предостаточно мест, где можно свернуть шею. Скорее, тут сложно найти площадку, где этого не сделаешь. Разбитые корпуса зданий держатся на честном слове. Провалы в земле, бывшие технические помещения, террикончики битого кирпича и бетона сулят много возможностей сломать конечности. И как апофеоз - над шахтой поднимаются клубы дыма, это приехавшие на «воровайке» охотники за металлом отжигают кабели.

Словом, обеспокоенность родителей возможностью того, что их чадо упадет в шахтный колодец, понять можно. И все же делоне только в открытых стволах, как я уже говорила, хватает и без них травмоопасных участков. И тут главное взрослым популярно объяснить детям, что не стоит соваться в опасную зону. Хотя с владельца развалин никто ответственность не снимает.

- Собственник должен обеспечить безопасность для окружающих на своей территории, - прокомментировала прокурор Черногорска Елена Большакова. - Помните случай с кинотеатром «Россия», когда упал и травмировался ребенок? Тогда прокуратура предъявила требование собственнику Семенову, чтобы он обеспечил недоступность входа в здание, и тот наше требование выполнил. Граждане имеют право обратиться в городскую администрацию, чтобы там приняли меры к владельцу, или в прокуратуру.

Если собственник по доброй воле не согласится закрыть доступ на территорию, даже такую большую как шахта, то в российских законах хватает статей, которые могут усложнить его жизнь.

Валентина СОСНОВСКАЯ, «ЧР» № 70, от 26 июня 2014г.

Новости по теме: