К 100-летию ВЛКСМ: кружок безбожников среди комсомольцев

Дата публикации: 07.08.2018 - 12:38
Просмотров - 748

(Продолжение.

Начало в «ЧР» № 84, 95 2017 г., №№ 3, 17, 32, 40 2018 г.)

Одним из важнейших направлений в идеологической работе комсомола была борьба с религиозными проявлениями. В то время сомнений в правильности борьбы с религиозными пережитками не было, по крайней мере у правящей элиты. В более поздние времена (30-е годы) градус борьбы несколько упал. А в годы Великой Отечественной войны власть и вовсе повернулась лицом к церкви, естественно, в допустимых пределах. Так всегда бывает, когда трудно и не к кому обратиться – обращаешься к Богу.

С точки зрения дня сегодняшнего это была одна из самых неоднозначных страниц в деятельности и партийных, и комсомольских организаций. Вопрос этот весьма разносторонний и деликатный.  Поэтому я оставляю философские аспекты проблемы за скобкой и буду опираться на факты.

С победой или, точнее, с утверждением большевистской идеологии в России началась непримиримая борьба со всеми другими видами иной идеологии. Религия рассматривалась новой властью в качестве одного из основных препятствий на пути установления монополии в области идеологии.   Проводниками новой политики должны были стать наряду с партийными комсомольские и пионерские организации, которые априори подразумевали отрицание Бога.

Первоначально становление массового атеизма не имело четкого оформления и содержало в себе много стихийности. Стимулятором его был ленинский Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Реализация этого декрета сопровождалась активной антирелигиозной пропагандой. Агитаторы и пропагандисты не только разъясняли населению основные положения Декрета, но и разоблачали контрреволюционную деятельность духовенства, реакционный характер религиозной идеологии, а также популяризировали научную картину мира, раскрывая ее антирелигиозную направленность.

При райкоме комсомола был организован естественно-научный кружок0. Основными формами работы были: сопоставление библейских и научных событий, разъяснение нелепиц в писании,  изготовление религиозной атрибутики со своим смыслом и содержанием, проведение различных антирелигиозных карнавалов. Основным препятствием в работе являлись главные религиозные праздники – Рождество и Пасха.  Они очень сильно укоренились в сознании людей, и поколебать его было нелегко.  Их праздновали и те, кто верил, и те, кто не особо, а то и вообще не верил. Как впрочем, и сегодня! И ладно бы, если отметили праздник, и за работу. А то празднования растягивались на несколько дней. Тем не менее, работа в этом направлении велась. Повестки комсомольских собраний тех лет пестрят борьбой с религией, к примеру, «О праздновании Пасхи». Отмечалось, что черногорские рабочие празднуют Пасху, но по-новому. Решено не отмечать Пасху ни по-новому, ни по-старому.

Но поскольку просто взять и отменить православные праздники комсомольцы не могли, то они отмечали их по-своему с заменой всего религиозного весёлым, юмористическим. Для отвлечения людей от празднования религиозных дат применялись некоторые «уловки».  Например, «в связи с предстоящим праздником Троицы 20 и 21 июня решено организовать экскурсию в улус Мохов и подготовить программу…». 

Вмешивались даже в такие деликатные сферы как похороны. Газета «Власть труда» информирует:  «Умер труженик-пролетарий Щепотков. Товарищи похоронили его, как он хотел,  без поповского отпевания,  по-пролетарски. В 2 часа на электростанции  раздался гудок, призывающий отдать последний долг вечному пролетарию, каким был тов. Щепотков. После этого произвели сбор хлеба в пользу вдовы и 8 её ребятишек».

Но в этой деятельности комсомола вскрылся, что называется, «перебор», чрезмерная активность. Народ, веками следовавший постулату «Без Бога ни до порога», невозможно было в одночасье «оторвать» от этого самого Бога. Да и нужно ли было? И первая областная партконференция (ноябрь 1925 г.) рекомендовала комсомолу отбросить антирелигиозное бахвальство, быть более внимательными  в этом вопросе. Было отмечено, что вынесение празднования комсомольской Пасхи на улицы не даёт нужных результатов. Необходимо перенести работу в клуб. Вся работа должна заключаться в разъяснении сущности религии, веры, Бога. Основной метод - беседа, лекция. Для этого нужно было привлечь лучшие партийные и комсомольские кадры, учительство. А их, как всегда, не хватало. Работа должна проводиться под строгим контролем ВКП (б). Особо рекомендовалось ни в коем случае не устраивать демонстраций против Рождества и других праздников, карнавалов сожжения кукол в виде святых. Деревенские вечеринки рекомендовалось использовать с большой осторожностью.

Была ли эффективна эта работа? Где-то – да.

В отчёте о работе парторганизации в 1925 г. отмечалось, что в вопросах о религии крестьяне после докладов просят устраивать диспуты о Боге. Но партячейка на это не решилась, да и местный священник отказался от диспута.

Большевикам ставили в вину, и вполне справедливо, разрушение церквей и гонения на священнослужителей. К счастью (если уместно это слово), на Черногорских копях не было церкви. Сама В.А. Баландина была скорее левых взглядов в силу своей учёности или по иным причинам. Поэтому разрушать было нечего.

А в целом работа в этом направлении шла волнообразно. В 1928 г. партийная организация требует оживить работу кружка безбожников. Сложно давать оценку этой деятельности. Я и не буду.

(Продолжение следует)

Игорь БЕГМА,

«ЧР» № 60 от 7 августа 2018г.