Истинные комсомольцы провокациям не поддавались

Дата публикации: 16.01.2018 - 12:15
Просмотров - 947

(Продолжение. Начало в «ЧР» №№ 84, 95 за 2017г.)

Оперативно ячейка черногорских копей подчинялась Минусинскому укому комсомола и руководствовалась в своей работе его резолюциями, а также резолюциями местной партийной ячейки. Но руководство это было и слабым, и неэффективным.  Причин такого положения дел было немало.

Сказывались и отдалённость центра, и отсутствие транспорта. Территория большая, и на лошади много не наездишь, да и саму лошадь надо где-то взять. Также, и это мне кажется главным, было отсутствие квалифицированных кадров, подготовленных именно для этой новой работы. А тем, кто был, не хватало опыта, грамотности, причём как в комсомольской, так и в партийной среде.

 Облик среднестатистического комсомольца того времени виден из характеристики на члена РКСМ Калягинской ячейки (она входила в состав  Черногорской районной организации) Тимофея Лыкова, выдвинутого впоследствии на должность секретаря райкома комсомола Черногорских копей (1926 год): «Общее образование имеет за сельскую школу, политического образования не имеет. Агитационно-пропагандистскими способностями не обладает. Организационные способности есть, но в малой доле. Политически устойчив. Никакого колебания в сторону от коммунистических принципов не наблюдается.  Энергичен. В достаточной степени умеет владеть собой. Ни в каких группировках участия не принимал. Отражений НЭПа не наблюдается. Отношения с товарищами – чисто товарищеские. Инициативы своей до настоящего времени не проявлял».

Мешала работе и частая сменяемость секретарей. За первые 10 лет только секретарей ячейки, а затем райкома комсомола сменилось семь человек. Многовато! Прав был Сталин сто раз, когда говорил, что «кадры решают всё».

А подготовленных кадров как раз и не было. Не было и системы их подготовки, особенно в провинции.  Но было главное - вера в светлое завтра. А пока выбирали из тех, кто был. Газета «Власть труда» пишет: «…У-Абаканская и Калягинская ячейки РКСМ (они входили в состав Черногорской районной организации)  работают слабо, т.к. там слабые руководители…» Это же отмечает и секретарь райкома комсомола копей Николай Игнатьев на  3-й  районной комсомольской конференции.

Нельзя не отметить и то, что сам комсомольский секретарь был перегружен работой. Так, в отчёте  о работе райкома  комсомола за август 1926 г. отмечалось, что работа Усть-Абаканской ячейки приостановлена, т.к. у секретаря нет времени заниматься комсомольской работой по причине своей занятости в должности начальника милиции. Комсомольский секретарь был единственным освобождённым работником и вёл всю техническую работу.

Ему приходилось одновременно заниматься и планированием работы, и подготовкой, и проведением собраний.  Одно обеспечение явки на собрания чего стоило, учитывая низкую активность комсомольцев.  А были и провокации. В частности, в Киштеевской ячейке (она также входила в сферу влияния Черногорского райкома)  одно время распространялись слухи о том, что комсомольцев будут куда-то «угонять», и поэтому они не хотят посещать комсомольские собрания. Слухи распространял некто Кобельков.

Комсомольцы Ташебинской ячейки ссылались на крестьянские заботы. Поэтому на всё секретаря попросту «не хватало». Нужна была слаженная работа всего актива. На это обратила внимание 5-я уездная комсомольская конференция, проведенная в марте 1923 года, в качестве одной из задач она поставила «…создание товарищеской спайки и крепкого созидательного ядра активистов…» И такие комсомольцы были.

Из воспоминаний черногорской комсомолки Клавдии Игнатовой: «Интересна биография одной из первых комсомолок Анны Багаудиновой-Граховской. В 1922 году 14-летняя Аня вступила в комсомол. Со своими товарищами Фёдором Озеровым,  Ольгой Ренинсон, Марией Боленко участвовали в художественной самодеятельности. Комсомольские концерты «синеблузников» пользовались большой популярностью. В 1925 году секретарь райкома комсомола Андрей Дианов  рекомендовал 17-летнюю комсомолку в состав депутатов пролетарского Совета посёлка. В 1929 году в составе комсомольско-молодёжной бригады вместе с Ананьевым и Бурушкиным Аня помогала создать сельхозартель в Аскизском районе. 9 лет отработала откатчицей в шахтах №№ 7 и 8. В военные годы была техничкой в школе №7. После войны  много работала с подростками, имевшими склонности к правонарушениям». Вот вам пример активной жизненной позиции не на словах, а на деле.

Весьма хорошо отзывается о комсомольском секретаре Телегиной (1922 г.) и партийная организация копей.

Не скажу, что таких комсомольцев было большинство, судя по документам того времени, но именно они определяли истинное лицо комсомола, ковали его авторитет. 

Плановость – это характерный признак социализма. Качественный план – залог успеха. И с этим также была определённая проблема.   Принималось много решений-лозунгов:  «изжить», «усилить», «в ударном порядке»  и т.п. Но важно было не количество лозунгов, а результаты их выполнения.

Я также обратил внимание на то, что эти «указания» часто не имели конкретного адресата и сроков исполнения.

Нельзя не отметить и слабую комсомольскую и исполнительскую дисциплину как среди рядовых комсомольцев, так и среди  членов бюро и райкома комсомола. Комсомольцы видели и понимали эту проблему. 5-я уездная конференция РКСМ выдвинула лозунг «От ударности и бессистемности - к плановости».

(Продолжение следует)

 Игорь БЕГМА. «ЧР» №3 от 16 января 2018 г.

Фото с сайта fresher.ru

Новости по теме: