«Профессионалы-2024»: круглый стол

Дата публикации: 04.04.2024 - 11:53
Просмотров - 111

В ходе конкурса профмастерства для студентов среднего профобразования «Профессионалы-2024» в рамках деловой программы состоялись круглые столы. Для диалога были приглашены директора техникумов и колледжей республики, представители ведущих предприятий Хакасии: ООО «СУЭК-Хакасия», АО «РУСАЛ», АО «РМ Рейл Абаканвагонмаш», ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго», ООО «Бентонит Хакасии», ООО «Корпорация ЛЕСМАШ», ООО «Сорский ГОК» и другие.

- Основной целью встречи стало обсуждение ситуации с подготовкой кадров под запросы предприятий. Причём таких кадров, которые соответствовали бы текущим и перспективным потребностям развития экономики в республике, - отметила замминистра образования и науки Хакасии Алла Идимешева.

- Всероссийское чемпионатное движение по профессиональному мастерству «Профессионалы» является действенным инструментом сближения системы образования с представителями организаций реального сектора экономики. Поэтому в Хакасии уделяется особое внимание профориентации молодежи и подготовке высококвалифицированных специалистов. Для этого на базе техникумов и колледжей республики создаются и открываются новые мастерские, оснащенные современным оборудованием по последним мировым стандартам, - отметила на встрече и.о. министра образования и науки Хакасии Марина Сагатаева.

Были приведены весьма красноречивые цифры: с 2019 по 2023 годы в Хакасии было создано 32 мастерских, на базе которых и проходит подготовка кадров по программам среднего профессионального образования.

Мастерские используются, в том числе, в качестве центров проведения демонстрационных экзаменов, а также как площадки для учащихся - участников профориентационного проекта «Билет в будущее» (в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование»).

Впрочем, основной была тема разговора о рабочих кадрах. Их хронически не хватает, либо работодатели досадуют по поводу качества подготовки специалистов. Меняется ли что-либо в лучшую сторону, по итогу дискуссии мы спросили у председателя комитета Верховного совета РХ по культуре, образованию и науке Оксаны Развариной:

- В последнее время прослеживается всё большая заинтересованность наших предприятий и представителей бизнеса в совместной работе с Министерством образования, Минтруда и соцзащиты, Минэкономразвития Хакасии. То есть движение идёт в нужном направлении.

Когда собирали первые круглые столы несколько лет назад, и даже в разговоре год назад в марте, это было одно, а сейчас уже другое - предприятия делятся опытом, поскольку налаживается практика взаимодействия с системой профобразования.

Моё мнение – это нужно и важно делать, чтобы идти к решению проблемы.

К примеру, активно включились в сотрудничество с представителями профтехобразования специалисты Абаканвагонмаша. Они организуют для ребят практику на производстве. Тесно сотрудничает предприятие и с техникумом коммунального хозяйства и сервиса. Присматриваются к ребятам, и тех, кто на самом деле заинтересован и хочет работать, трудоустраивают. Также предлагают трудоустройство на лето.

И это лишь один пример тесного взаимодействия техникумов и производственников при подготовке кадров.

В ходе дискуссии возник вопрос: как узнать, каких именно специалистов готовить, чему больше уделить внимание? Высказалась о том, чтобы работодатели предлагали студентам темы курсовых или дипломных работ – дабы обратить внимание на то важное, что должна дать система образования.

Очень активно работает со студентами СУЭК, другие угледобывающие предприятия – процесс идёт, всё больше заинтересованности от работодателей.

В ходе общения была поднята проблема о прогнозных цифрах по кадрам: не имея прогнозных данных от бизнеса, не можем в полной мере реагировать на изменения на рынке труда. А это необходимо, чтобы вовремя готовить именно тех грамотных, квалифицированных специалистов, в которых заинтересован бизнес.

Другой момент: предприятия, заинтересованные в том, чтобы к ним приходили достойно подготовленные кадры, предпринимают определённые меры. В частности, заключают договоры на целевое обучение, платят стипендии от 5 до 10 тыс. рублей.

Есть, конечно, и настолько проблемные территории, что даже высокие стипендии студентов не привлекают. К примеру, проблемы испытывает Сорский ГОК. Не хотят туда ребята ехать, поскольку не верят в перспективность Сорска… Много вопросов в коммунальной сфере, предстоит решать их комплексно.

Отмечу главное: так или иначе, находим общий язык и вместе решаем различные затруднительные ситуации.

Директор Черногорского горно-строительного техникума Лариса Ващенко поделилась мыслями по поводу вектора развития среднего профессионального образования и кадровой потребности рынка труда:

- Основная задача образовательных организаций среднего профобразования – вступить в движение «Профессионалитет». Это выльется в сокращённые сроки обучения, в стандартоориентированность на общероссийские требования. Выпускники будут иметь в рамках диплома по две-три рабочие профессии – пригодятся!

Очень важный аспект в системе профессионалитета - участие работодателей. Они не только вкладывают деньги в процесс обучения, а имеют возможность обозначить свои требования, которые вносятся в учебные планы. Работодатель уже сейчас имеет возможность рассмотреть, со своих позиций, учебный план, сформулировать требования к студентам, получающим ту или иную профессию, к тем навыкам, которые будут необходимы на рабочих местах.

Нередко именно работодатель вносит изменения в программу, конкретизирует определённые моменты, важные для той или иной отрасли – на какие моменты надо обратить особое внимание.

Профессионалитет предполагает поддержку государства - выделяются грантовые средства на развитие учебной базы.  Для одной образовательной организации – до ста миллионов, для значительного рывка в развитии. Появляются огромные возможности для оснащения учебных заведений. При этом поддерживают те учреждения, которые взаимодействуют с работодателями и демонстрируют заинтересованность властей в развитии того или иного учреждения СПО в регионе.

Мы готовим заявку на грант, ждём конкурса.

В целом, к 2027-му году к движению «Профессионалитет» подключатся все учреждения России, и на аспекты, озвученные выше, будет сделан особый акцент.

В рамках профессионалитета предполагается, что теория даётся на базе образовательной организации, а на базе предприятия не только проводятся практические занятия, но также создаются учебные классы, где студенты глубже узнают требования предприятий.

Если говорить о конкретных примерах, подчеркну, что с особой ответственностью и заинтересованностью к студентам относятся на предприятиях СУЭК. В прошлом году были выделены средства на развитие материально-технической базы образовательной оганизации, представители угольной компании поддерживают нас и в попытке получить грант.

Наши студенты проходят практику во всех подразделениях, которые входят в СУЭК. И это происходит неформально, ребята получают колоссальные знания и навыки под руководством наставников. Зачастую к ним же после окончания техникума, после службы в армии и возвращаются, устраиваются на постоянную работу.

За 2023 год производственную практику на предприятиях СУЭК в регионе, по информации учебного центра компании, прошли около 130 студентов нашего техникума

Участники круглого стола не только обменялись мнениями, но и рассмотрели эффективные практики взаимодействия предприятий и учебных заведений.

То есть от слов перешли к конкретике, к углублению процесса.

Марина Кремлякова,

фото автора

Новости по теме: