Прямая линия СГК. Характер вопросов меняется

Дата публикации: 29.02.2024 - 15:57
Просмотров - 176

13 февраля в редакции газеты «Черногорский рабочий» состоялась прямая линия по вопросам теплоснабжения с представителями СГК. Примечательно, что как раз в эти же февральские дни пять лет назад в Черногорске также обсуждали вопросы отопления, но повод был крайне негативным: авария на магистральном трубопроводе от котельной «ХакТЭК» оставила без тепла более 200 многоэтажек.

Читатели знают, что с тех пор, как обслуживанием теплосетей в городе занимается СГК, мы регулярно, как минимум два раза в год, проводим мероприятия в формате обратной связи с энергетиками. На прямую линию может позвонить каждый желающий и задать свой вопрос.

Интересно смотреть на динамику изменений проблем, с которыми в течение четырёх лет обращаются горожане к СГК. Если в первые годы основные вопросы были связаны с холодом в квартирах и ржавой водой, то сейчас жалоб стало меньше в десятки раз. Про ржавую воду уже никто не вспоминает, практически не стало вопросов, связанных с низкими температурами в домах.

На первый план выходят новые темы – как взаимодействовать с управляющими компаниями (далее УК - прим. автора), что можно сделать для повышения энергоэффективности дома, кто отвечает за благоустройство территорий после ремонтов сетей и т.д. Всё это говорит о том, что СГК удалось решить первоочередные задачи, и пришла пора следующего этапа.

В редакции «ЧР» на вопросы читателей отвечали директор теплосетевого подразделения СГК в Хакасии Станислав Мальчик и начальник службы измерения, наладки и испытаний ЮСТК Владислав Соколов.

*на фото: Станислав Мальчик

НА ПРОВОДЕ ДЕВЯТЫЙ ПОСЁЛОК

- В Девятом посёлке в районе дома №168 по ул. Октябрьской бригада СГК чинила теплотрассу от бывшей котельной №31. Вижу, как работают энергетики, молодцы, ответственно, но теплотрасса старая, постоянно рвутся трубы, почему не заменить её совсем?

- В СГК уже составлена предварительная программа ремонтов на 2024 год. Формируется она на основе, прежде всего, результатов плановой диагностики, гидравлических испытаний, в том числе учитывается число дефектов, отказов, порывов и подобных технических сбоев. В зависимости от этого расставляем приоритеты. В Девятом посёлке обновление сетей продолжится, но, конечно, за одно лето мы все трубы не заменим. К слову сказать, самые ветхие участки в поселке отремонтированы. В этом отопительном сезоне мы также провели большую работу по восстановлению тепловой изоляции на сетях, нанесли покрывной слой на теплосеть, где прошлой весной, когда был пал травы и на трубопроводах сгорела немалая часть изоляции. Теперь труба укрыта, но надо отметить, что заботиться о её сохранности должна не только СГК, хорошо бы и жители бережно к ней относились и не захламляли теплотрассу.

- В Девятом посёлке от бывшей котельной №19 по ул. Кирова под огородами проходит старая теплотрасса. Может, её убрать и переподключить потребителей на другую ветку?

- Вопрос сложный, он связан с вопросами землеотведения. Как правило, эти территории уже находятся в чьей-то собственности. Чтобы зайти к частнику в огород, нам нужно разрешение владельца, а далеко не все, к сожалению, готовы пустить бригады для выполнения технических мероприятий.

- Возле новых домов по ул. Октябрьской в Девятом посёлке теплотрассу просто закопали в землю, а ведь на ней могут произойти порывы, и люди останутся без тепла. СГК знает об этих коммуникациях?

- Мы знаем об этих теплосетях, это бесхозяйные сети, они находятся под контролем администрации Черногорска.

При проведении земляных работ мы, бывает, обнаруживаем инженерные коммуникации, собственник которых не определен. Что касается зоны ответственности СГК, то за последние два года мы проделали огромную работу по паспортизации объектов.

- В декабре комиссия, в том числе с представителями СГК, проводила обследование дома №107 по ул. Октябрьской. Наш дом соседний, но к нам не заходили, а ведь у нас те же проблемы: в квартирах прохладно, счета большие, УК нет. Но ведь кто-то же должен отвечать и за наши дома! Как нам быть?

- Некомфортная температура в квартире – это чаще всего последствие некорректной регулировки внутридомового оборудования либо ее отсутствия.

Регулировать работу оборудования должна управляющая компания или иная сертифицированная подрядная организация. Можно на общем собрании решить, с какой УК заключить договор, можно остаться на непосредственной форме управления и заключить договор обслуживания с какой-то организацией. Самый простой вариант – зайти на сайт ГИС ЖКХ и там найти список аккредитованных УК и попросить их зайти на объект, чтобы они обследовали и проконсультировали жильцов, какие шаги необходимо предпринять дальше. Более подробную информацию можно получить в администрации Черногорска.

ТЕПЛО В ЧАСТНЫЕ ДОМА

- Я живу в Усть-Абакане, в частном доме, район «Кулацкий». Можно ли у нас провести центральное отопление? Ведь это будет полезно для экологии. Если да, то что для этого нужно сделать?

- Прежде всего, вам нужно оформить заявку на получение техусловий для подключения к теплосетям. Мы оценим, на каком расстоянии вы находитесь от магистральных тепловых сетей и просчитаем техническую возможность и стоимость подключения конкретно для вас.

Заявление нужно написать в наш офис по адресу: г.Абакан, ул.Богдана Хмельницкого, д.289. Также можно обратиться в центр обслуживания клиентов в Усть-Абакане.

КАК ПОВЫСИТЬ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ

- Можно ли заказать услугу по обследованию жилого дома с помощью тепловизора? Как это сделать?

- СГК такую услугу не оказывает. По федеральному закону «Об энергосбережении» обследование жилых зданий и сооружений, в том числе с использованием тепловизора, проводят обслуживающие организации. По результатам они составляют паспорт энергообъекта. Контролировать исполнение этих мероприятий в Хакасии должно Министерство строительства и ЖКХ.

Дома на непосредственной форме управления (НФУ) или с формой организации ТСЖ в случае регулярных жалоб жильцов на низкие температуры в помещениях могут обратиться в нашу тепловую инспекцию, и мы проведём обследование дома. Наша задача – установить, соответствуют ли параметры на вводе в дом нормативным. Как правило, попутно мы показываем жильцам дома точки теплопотерь. Однако каких-либо официальных документов по результатам таких обследований, кроме акта замеров параметров теплоносителя на вводе в дом, мы не предоставляем.

Сегодня существуют немало лицензированных организаций, которые проводят такие обследования, и потребители могут к ним обратиться.

- Интересует, каковы теплопотери при транспортировке ресурса от Абаканской ТЭЦ до Черногорска? Насколько он остывает, и не разочаровались ли в СГК от того, что подключили город к Абаканской ТЭЦ? Ведь мы тоже заинтересованы, чтобы теплопотери были меньше, оплачиваем же из своего кармана.

- Во-первых, потребители платят только за то тепло, что пришло в дом и было посчитано общедомовым прибором учета тепла, если дом им оборудован. Утечки теплоносителя в случае порывов на теплосетях – это наши расходы, и мы стараемся минимизировать возможные потери и повысить качество ресурса за счет оптимизации схемы теплоснабжения.

Во-вторых, мы, конечно, делаем замеры параметров теплоносителя, изучаем теплопотери. Они, уверяю вас, минимальны: «по дороге» протяженностью 13,5 км от Абаканской ТЭЦ до Черногорска теряется всего два градуса. Это очень хороший показатель. Другое дело – внутриквартальные сети: там из-за изношенности трубопроводов потери тепла могут быть гораздо выше, но и эти участки мы приводим в порядок на системной основе.

 

БЕЗ УК – НИКАК

- Космонавтов, 39, дома то холодно, то жарко. УК ссылается на СГК, но платим большие суммы по счётчику мы. Как же быть?

- Мы не раз обследовали этот дом, и с нашей стороны нарушений нет. До границы дома теплоноситель доходит с хорошими параметрами. Можно сделать вывод, что проблема заключается в неправильной регулировке системы отопления внутри дома, а это обязанность УК. Жильцам необходимо письменно обратиться с заявлением в УК, и, если проблема и тогда не будет решена, - написать заявление в Минстрой, прокуратуру, администрацию города.

Нужно понимать, что регулировка системы отопления дома – это не разовое мероприятие, не просто открыли задвижки в начале отопительного сезона и забыли про них до лета. Процесс нуждается в постоянной корректировке, исправлении недочётов. Есть УК, которые ответственно к этому подходят и регулярно проводят такие проверки, другие УК, к сожалению, игнорируют это. Выход, как я уже отметил, - требовать исполнения от УК их прямых обязанностей.

Ресурсоснабжающая компания не может требовать от УК устранения нарушений, может только рекомендовать, консультировать и, если диалога не получается, то мы, точно так же, как потребители, обращаемся с заявлениями в надзорные органы. В этом году мы обращались в прокуратуру с жалобами на работу 17 УК! В результате прокурорских проверок десяти управляющим компаниям были выданы представления на устранение выявленных нарушений. А вот их УК уже выполнить обязаны, в противном случае им грозят штрафы. Если же УК повторно не выполнит предписание, то дело может дойти вплоть до лишения УК лицензии и отстранения её от управления объектом.

 

И СНОВА О ПЛАТЁЖКАХ

- Калинина, 17 «а», у нас нет счётчиков, в прошлой квитанции был перерасчёт. Но как такое может быть, если у нас всё время одинаковые суммы в платёжках?

- Изменения в квитанциях были внесены разово, и связано это было с перераспределением дней в расчетном периоде: период ноября был увеличен на несколько дней, а период декабря на это же количество дней уменьшен. В итоге небольшая сумма – чуть больше 100 рублей – из декабрьской платежки перекочевала в ноябрьский.

- Кирова, 75, мы платим круглый год равными долями. За январь пришёл счёт в 4500 за 43 кв.м. Разве это адекватная цена?!

- Ваш дом оплачивает по факту потребления, а не по нормативу. Суммы за отопление каждый месяц разные. За январь начислено по показаниям, никаких ошибок в ведомости нет, чем теплее будет за окном, тем меньше будут суммы в квитанциях.

- Калинина, 23, выросли суммы в платёжках за отопление. В УК говорят, что виной тому ОДН, которые теперь считаются иначе, чем в 2023 году. Нам приходится верить им на слово, что именно такие данные с общедомового счётчика уходят в СГК. Но мы, жильцы, как-то можем проверить, что это за цифры? Вдруг нас обманывают?

- По закону УК снимает показания с общедомового прибора учёта, и те цифры, которые показывает счётчик, загружаются в систему для произведения расчетов. Надо понимать, что современные приборы общедомового учёта – это отнюдь не счётчики-«вертушки», которые стоят у нас в квартирах. Это сложный тепловычислитель, который в автоматическом режиме высчитывает и фиксирует количество поступившего в дом тепла практически каждый час. Показания с прибора снимаются с помощью специального устройства, это такая карта памяти, считать данные с которой на обычном компьютере нельзя. И все данные, которые снимаются с общедомового прибора учёта (в дальнейшем ОДПУ - прим.автора), хранятся в архиве в цифровом виде.

Совет дома может обратиться в УК за предоставлением архива переданных показаний и проверить их.

 

СКОРО ЛЕТО!

- Какие планы у СГК на будущее? Какие ремонты будут?

- В рамках ремонтной кампании 2024 года мы планируем обновить и отремонтировать в Черногорске около 4 км трубопроводов. Уже определены участки, на которых пройдет капитальный ремонт сетей, и приступим к ним мы уже в апреле. Почти полкилометра трубопровода мы уже заменили в рамках текущих ремонтов. Как обычно, займемся и благоустройством после работ на сетях. И конечно, обо всем подробно расскажем и еще не раз обсудим с жителями вопросы по отоплению.

Подготовила Валентина КОРЗУНОВА

Фото автора и СГК

Новости по теме: