В титрах не значится – 2

Дата публикации: 20.02.2024 - 16:55
Просмотров - 169

Недавно разговорилась со старшеклассниками о том, каким они видят своё будущее, куда собираются идти учиться, к каким профессиям лежит душа. Словом, почти по Маяковскому вышло:

У меня растут года,

будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

чем заниматься?..

Конечно, вариантов у ребят была масса, начиная от традиционных профессий, заканчивая супер современными, но пока довольно редкими. Интересно, что не раз приходилось слышать: «Я б фрилансером стал, вот только не знаю, как это сделать». Словом, в голове этакий смутный образ человека, который работает дома, когда есть желание, и при этом получает вполне приличные деньги.

О том, насколько сложно заниматься фрилансом, выгодно ли это, какие есть подводные камни, мы поговорили с опытным «свободным художником», моушн-дизайнером с 15-летним опытом, известным в виртуальном пространстве под именем Борис.

Моушн-дизайнер, говоря русским языком, это человек, который превращает графическое решение в видео или динамическую картинку. Чтобы уметь это, необходимо хорошо владеть графическими программами, свободно ощущать себя в интернете, обладать навыками художника и иметь чувство композиции и цвета.

- Борис, один из первых вопросов, который возникает – почему ты решил заняться фрилансом? Ведь если нормальная работа, стабильная зарплата, соцпакет. Что тебе это даёт?

- В первую очередь – деньги. Звучит банально, но мы же взрослые люди, понимаем, что без этих разноцветных бумажек, а сейчас виртуальных кошельков, счетов, карт прожить невозможно. Даже в глубокой тайге, ведь и там охотнику нужно покупать различные припасы, одежду, снаряжение и т.д.

Поэтому всё началось с банального – не хватает денег на семью, на маленького ребёнка, на съёмную квартиру. Зарплата есть, но расходов не покрывает. Тогда и подумал, дай-ка попробую. 

Первые опыты были так себе – долго искал заказ, потом делал его в суровых условиях. Утром на работу, вечером домой, а вместо отдыха - за компьютер, и чуть не до утра сидел, хотел выполнить задание быстрее и качественнее, чтобы мне поверили, стали давать другие заказы. В итоге заработал аж двести рублей! Но главное, что понял – это реально работает, фрилансом можно заниматься, только необходимо искать какие-то другие пути, варианты.

- Сегодня слово фрилансер звучит чуть ли не чаще, чем врач. Но тем не менее большинство людей всё же не понимает – а кто такой фрилансер?

- Говоря простым языком, это человек, не привязанный к какому-то одному работодателю или фирме. Ищешь заказы по своей специальности через интернет везде – хоть в соседнем городе, хоть в Китае (но тут ещё и язык знать надо). А вообще у меня лично 99 процентов заказов из Москвы.

- Мы с тобой встречались четыре года назад, беседовали, как жить и работать во фри (между собой фрилансеры обычно называют фриланс просто «фри» - прим. автора) – что изменилось за это время, и вообще что-то изменилось?

- По сути - ничего. Разве что много западных фирм ушло из России, взять тот же «Дисней» - а ведь я с ним почти три года плотно работал.

- Да, я помню, ты рассказывал, как в том числе выполнял какие-то заказы при монтаже фильмов «Последний богатырь» и других его частей. Они же были сделаны совместно со студией «Диснея».

- Обидно, точнее – досадно, что международные отношения, политика влияют на такие, казалось бы, далёкие области, как искусство. Общение с ребятами из «Диснея» много дало мне, я уже говорил, с ними было легко работать, приятно, они очень доброжелательные, всегда морально поддерживали, даже если что-то не получалось.

Благодаря тому общению у меня, пожалуй, довольно серьёзно изменилось отношение к США, вернее сказать, к части американцев. Не все там упёртые, тупые и необразованные. Вообще тот опыт убедил меня, что не нужно кидаться стереотипами – этот народ хороший, этот плохой. В каждой нации есть разные люди, другое дело, куда ведут их политики.

Ведь на фри я работал, да и сейчас тоже, хоть и в меньшем объёме, с людьми из разных стран. У них свои традиции, культуры, но мы как-то же находили общий язык. При этом порой работа была вовсе командная.

Например, форс-мажор, полетел сервер, срочно нужно восстановить проект, на который затратили сотни машино-часов. Раздаётся команда по сети, все, кто свободен, срочно на проект – и мы бросаемся к своим компьютерам делать за несколько часов то, на что были потрачены недели. Тут без команды никак, а люди, повторюсь, из разных стран. Но опыт показывает, что такое взаимодействие работает. Такой вот виртуальный интернационал.

- Какие сложности подстерегают на пути работы фрилансером? Не возникает желания полностью уйти во фриланс? И почему остаётся желание в нём работать, с учётом того, что свободного времени у тебя практически нет? Помню, как перед Новым годом пыталась с тобой связаться, а в ответ одно – извини, позже, работаю.

- А кто говорил, что фриланс - это легко? Нет, тут всё непросто, и, решив им заняться, нужно понимать все проблемы и последствия.

Прежде всего, что напрягает – это непостоянство. У тебя нет стабильной зарплаты. Ты все время в поиске новых заказов. Скажем, в один месяц ты можешь быть по уши завален заказами - так, что спишь по 4-5 часов в сутки. А потом полгода – почти ничего.

Желание уйти есть, но хотелось бы найти каких-то постоянных заказчиков.

Ну, а почему остаётся желание... Помимо денег (иногда - хороших, иногда - никаких) – это просто интересно. Разные заказы, разные стилистики работы... Хочешь, не хочешь – а развиваешься в профессиональном плане. Ну, и опять же – приятно работать не над рекламой деревенского магазина (утрирую), а со всемирно известными брэндами.

- В своё время меня поразило, что ты работал с самим великим Кустурицей. Помогал восстанавливать его фильмы. Сейчас работа продолжается? Видел результаты своего труда? И вообще – как ощущение, что Ты это сделал!

- Нет, там пока всё. Да и нельзя сказать, что я работал с Кустурицей, просто помогал, у нас там большая команда действовала.

Работа была больше техническая: при бомбардировке Белграда погибли все его старые картины, и сохранились только их пиратские копии в ужасном качестве. Вот их-то я и восстанавливал по возможности. Но сам факт участия в сохранении фильмов, конечно, приятен, чувствуешь свою сопричастность к чему-то очень большому.

- Когда вышло наше прошлое интервью, меня потом закидали вопросами: «Как? Наш черногорский парень принимал участие в работе над «Последним богатырём»? Это же фантастика! А что он там делал? Итак, Борис, что ты делал для «Последнего богатыря»?

- Да всё так же, моушн-графика. К тому же меня тогда несколько не так поняли, я там работал, увы, не над самим фильмом – делал ролики, тизеры, сторисы и всё прочее для продвижения его в соцсетях. Но было интересно – особенно, когда к тебе в руки попадает черновой материал со съемочной площадки. Ощущение, что сам там был и принимал участие.

- Всё же необычно и непривычно, обычный вроде бы мужчина из Черногорска, а тут участие в таких проектах! Вообще похвастайся, на кого работал и чем гордишься?

- Да прямо много на кого. Disney Компани-СНГ (3 года был на контракте с ними - до лета 2022...), Газпром, Pioneer, Сбер, Эмиль Кустурица... Не постоянные - Lexus, ВЭБ, Мегафон, Mail.ru, Leroy Merlen, МУЗ-ТВ, Pepsi co, Сколково, студия Артемия Лебедева...

Вообще спасибо двум вещам в этом мире: интернету (география просто стирается, единственное, что остается - часовые пояса. Вот тут бывает неудобно) и программе самозанятости: теперь не надо никаких деклараций, ИП и ООО и прочей бухгалтерии. Зарегистрировался – и спокойно работаешь, честно отчисляя небольшой налог. И спишь спокойно.

- Список заказчиков, конечно, впечатляет. Но нет сожаления, что в титрах ты не значишься?

- Да в общем-то нет. Конечно, было бы приятно увидеть себя в списке «Над фильмом работали», но и так нормально. Главное, я для себя знаю – на что способен. А титры… – да и ладно.

- Цифровая среда – это, так понимаю, для тебя мать родная. Но именно с близкими людьми можно видеть все плюсы и минусы. Итак, какие они?

- Стираются границы – это очень удобно. Опять же я не люблю ТВ, не люблю смотреть то, что идет в эфире – предпочитаю смотреть именно то, что я хочу здесь и сейчас. Это касается и новостей, и фильмов – да вообще всего контента.

Ну, а минусы... Мы всё больше погружаемся в цифру, все реже бываем в реальном мире. Чтобы узнать погоду, заходим на гисметео, а не выглядываем в окошко. Личного общения также становится в разы меньше.

- Ты близко работаешь с нейросетями, искусственным интеллектом (дальше ИИ - прим.  автора) и т.д. Лет двадцать назад в свет вышла почти трилогия Сергея Лукьяненко «Фальшивые зеркала» - там всё больше было о чудесах нового виртуального мира. А как на твой взгляд сейчас реально выглядит этот новый мир?

- До ИИ я пока не добрался – так, баловался немного с промптами (это составление запросов для работы с языковой моделью. Грубо говоря, вам нужно, чтобы нейросеть сгенерировала, например, нечто новогоднее с привязкой к конкретному адресу, задача составить запрос так, чтобы нейросеть по максимуму учла все требования. А это дело не такое простое, плавали – знаем! – прим. автора)  и генерацией картинок. Но то, что мир меняется, и меняется кардинально – это факт. И мы только в самом начале революции.

Понятно, что многие профессии вскоре либо исчезнут, либо сократятся до минимума. Например, мне как графику бывает нужна определенная картинка. Раньше я искал профессионального иллюстратора и заказывал ему это за деньги. Теперь я захожу в ИИ, вбиваю запрос и забираю нужную мне картинку. Иллюстратор больше не нужен. Та же ситуация с музыкой, текстами. Да много с чем.

Но главная опасность даже не в этом. ИИ развивается, и при этом он слишком хорошо понимает человека. А человек по природе – ленив. Простейший пример – Ютуб, Яндекс и прочие поисковики. Они отслеживают наши запросы и в дальнейшем выдают нам в поиске то, что мы чаще всего ищем. А ведь это ещё не ИИ.

*ИИ ещё очень молод, хоть он и старается получше генерировать картинки, порой выходят смешные и нелепые вещи, вот как эта книга, которую невозможно прочитать.

Дальше будет больше. Человек делегирует ИИ большинство своей мозговой активности. Зачем писать курсовую, если ее напишет за тебя ИИ? Посоветует тебе выбор велосипеда? Напишет за тебя программу?

Да вот взять недавний случай – наш российский парень поручил ИИ выбрать себе невесту, введя пару десятков параметров. ИИ справился: нашел подходящих девушек, сам с ними от лица парня вел переписку, в итоге – выбрал единственную. Парень и девушка недавно поженились... Удобно – да. Но не разучимся ли мы сами выбирать, думать, добиваться?

Ну и еще одна тема – генерация изображений. Когда-то человек верил печатному слову. Потом печатному слову верил не очень, но верил фото- и видеодоказательствам. Теперь и это в прошлом: папа Римский в пуховике, Дональд Трамп в тюрьме...

Любую картинку, а вскоре и видео, сможет сгенерировать абсолютно любой, и для этого не надо быть специалистом. Мы погружаемся в мир непроверяемой информации. Впрочем, уже сейчас есть приложения, которые генерируют видео, неотличимые от реальных. Например, OpenAI на днях презентовала видеоролик с двумя забавными щенками лабрадоров, которые кувыркаются в снегу. Так вот – это не живые собаки, сгенерированные ИИ, но отличить от настоящих вообще невозможно.

- На твой взгляд – за фрилансом будущее или всё же за привычными трудовыми отношениями?

 - А почему либо-либо? Какие-то профессии вполне могут уйти на фриланс – дизайнеры, композиторы, журналисты. Но вот представить себе фрилансера-доярку или тракториста я пока не могу.

- Чтобы ты сделал, если бы стал министром цифрового развития России?

 - Вот тут сложный вопрос. Я – пользователь цифровой среды, но никак не создатель. Тут просто разное мышление. Единственное – постарался бы вводить поменьше запретов. И побольше уделял бы внимания защищенности и стабильности работы основных сервисов – начиная от почты и заканчивая госуслугами.

- И последний вопрос. Я просила тебя скинуть мне фотографию для интервью, ты же прислал сгенерированную нейросетью иллюстрацию. Это специально?

- Не то, чтобы специально… Честно сказать, времени не было для фото. А когда отправил, попросил всё же меня снять, и знаешь – картинки получились идентичные. Вот такие дела цифровой реальности.

Беседовала Валентина Корзунова, 

иллюстрации сгенерированы ИИ

Новости по теме: