Александра и оркестр

Дата публикации: 30.01.2024 - 17:07
Просмотров - 97

Шестиклассница лицея, ученица музыкальной школы Черногорска Александра Лютикова - девчонка со звонким голосом и добрыми красивыми глазами. Её страсть – скрипка, причём поняла она это ещё в безоблачном детсадовском возрасте, когда, как говорят взрослые, ещё пешком ходят под стол.

И ведь не ошиблась! Сейчас ей тринадцать, по итогам прошлого года Александру, в числе семнадцати самых талантливых и успешных ребят музыкальных школ, школ искусств и других профильных учебных заведений  Хакасии, Тывы и Красноярского края, выбрали для выступления на сцене Хакасской республиканской филармонии на гала-концерте фестиваля «Музыка детских сердец». Да не просто для выступления, а под аккомпанемент оркестра под управлением  Вячеслава  Инкижекова. Она исполнила «Ларго» итальянского композитора Верачини.

- Саша, это, наверное, как для спортсмена участвовать в олимпиаде, - спрашиваю юную скрипачку, с которой удалось встретиться лишь поздним вечером, когда у неё закончились уроки в двух школах – обычной и музыкальной, к тому же, и уроки на завтра были сделаны.

- Примерно так, - смеётся собеседница, -  у меня с самого начала обучения была мечта сыграть с оркестром, и когда узнала про этот фестиваль, всё никак не решались подать заявку, но в прошлом году сказала и преподавателю, и маме, что хочу.

- И топнула ногой?

- Почти! Фестиваль «Музыка детских сердец» состоит из трёх этапов. Первый – заявка, когда рассматривают программу, статус исполнителя, то есть количество конкурсов, побед. Второй этап – закрытое прослушивание, когда участник один на один с членами жюри. Третий этап – концерт.

- У тебя всё сложилось?

- Было много репетиций, добивались наиболее гармоничного сочетания солиста и оркестра и готовились к выступлению: как выходить, где микрофоны, где стоять – всё важно!

- И вот ты на сцене, со своим инструментом. Эмоции, наверное, зашкаливали.

- Был нужный настрой и ощущение праздника, чувствовала поддержку оркестра, дирижёра. Очень понравилось именно так играть, это был новый опыт.

В паре с пианистом всё гораздо проще. Нас двое, взаимодействовать легко. А если солируешь с оркестром, надо смотреть на дирижёра, следить за тем, что творится в твоих пальцах и смычке, слушать оркестр – не убегать, не отставать от нужной скорости, не фальшивить.

- Да уж, оркестр под тебя подстраиваться не станет!

- Конечно. Это коллектив, в котором у каждого – своя партия, а всё вместе это должно звучать воздушно, волшебно, слаженно, рождать мелодию, музыку, которая в определённые моменты то громкая, то тихая, то активная, то спокойная – чтобы сложилось так, как задумано.

- Для твоего возраста, в 12 лет, это обычное дело – выступать с оркестром?

- Всё зависит от таланта. Много знаю сверстников с таким опытом – скрипачей, пианистов, ребят, играющих на духовых инструментах.

- Как в твоей жизни появилась скрипка? И почему именно она, а не фортепиано или, скажем, гитара?

- Увидела по телевизору выступление оркестра и не смогла отойти от экрана – так понравилось. В какой-то момент близко показали скрипку – её звучание просто обезоружило. Маленькой была в тот момент, а впечатления остались. Понравился и звук, и то, как инструмент выглядит, - красивый, нежный. Представила себя со скрипкой в руках. Появилось желание попробовать, сказала об этом маме. Она удивилась и несколько раз переспросила: «Может, передумаешь? Действительно ли хочешь этого?»  Я настаивала на своём. В итоге, в музыкалку хожу с пяти лет.

- Как так?

- Сначала приняли в группу раннего музыкального развития. Мы слушали мелодии, определяли ноты. Через два года начались занятия по скрипке в подготовительном классе. Цель таких предварительных занятий – сориентироваться, как ты в музыке. Мне очень нравились занятия, мы играли на ложках, на треугольниках, было много интересного. Мне всегда говорили, что хорошо чувствую ритм.

Помню, как принимали в первый класс по скрипке – был большой кабинет, за фортепиано сидела руководитель по классу сольфеджио, а среди учителей, которые меня слушали, была Ольга Евгеньевна Ананьева, мой будущий педагог по скрипке. Приняли!

Взаимопонимание с педагогом появилось с первого занятия, Ольга Евгеньевна очень добрая, а это важно, когда к тебе относятся тепло, когда встречают с улыбкой. Она умеет даже сложный материал объяснить так, что схватываешь новое на лету. К тому же, постоянно звучали и звучат фразы о том, что у меня есть талант и большое будущее.

- Когда у тебя начали получаться первые музыкальные па?

- Мне сразу дали крохотную скрипочку – разучивали ноты, привыкали держать инструмент, работать с ним.

Сначала играли пальцем по струнам, вскоре начали работать со смычком, потихоньку разучивали маленькие произведения. Постепенно работа усложнялась, и к концу первого года обучения я выступила на концерте. Это был подготовительный класс музыкалки, я тогда ходила в детсад.

- До чего доусложнялись?

- Начинали с концертов в детсадах, вскоре доверили выйти на сцену в музыкальной школе, после этого началась концертная карьера, бывала на разных сценических площадках.

- Скрипки ведь разные?

- Конечно! Они отличаются и по качеству, и по размеру. Самые маленькие скрипочки предназначены для обу­чения, хорошим качеством не отличаются. Есть четыре размера скрипок, у меня сейчас уже самая большая, которая и возможности предоставляет серьёзные.

- И всё же, какой хороший, в плане компактности, инструмент ты выбрала! Но с громким, пронзительным звуком! Как, кстати, соседи реагируют?

- Соседи у нас хорошие, никогда не возмущаются. Либо им по душе, как играю, либо в принципе нравится скрипка, либо они просто терпеливые.

- Как ребята в школе реагируют на твоё увлечение?

- Недавно отправляла в группу класса видео с выступления с оркестром, всем понравилось, писали, что я молодец. Учителя тоже хвалят и на концерты отпускают без вопросов. Завистников у меня нет!

- Насколько творческие, разносторонние интересы у одноклассников?

- Много музыкантов (занимаются на гитарах, фортепиано), спортсменов. Некоторые девочки увлекаются танцами – талантливые! Нет таких, кто всё свободное время проводит на улице или сидит дома.

- Не накатывает ли иногда тоска – мол, кто-то на горке или в парке, а я…

- Никогда, потому что нравится то, что делаю. Никогда не было такого,  чтобы шла без желания, неважно, на какой урок!

- Сколько времени этому уделяешь?

- Не меньше двух часов ежедневно, а то и больше! В музыкальной школе занятия два раза в неделю, но часто встречаемся с педагогом и вне расписания. Плюс каждый день занимаюсь дома.

- Какие произведения нравятся?

- Люблю всю классическую музыку, в частности, Шуберта, симфонию №40 Моцарта и то, что сама исполняю. Из своего репертуара любимое – то, что исполняла с оркестром – «Ларго»  Верачини. Очень красивый и вокализ Рахманинова, он тоже в моём репертуаре.

- Есть современная интерпретация произведений для скрипки. Кто не слышал Ванессу  Мэй?

- Интересное направление, но опять же, смотря какая обработка. Не каждая звучит красиво. А Ванесса Мэй очень нравится – мастер! Я даже пыталась разучить «Шторм», одно из её коронных произведений, автор - Вивальди, из цикла «Времена года». Шторм – современное название, а вообще-то это «Летняя гроза».

Не до конца отработала, нужно продолжать.

- Как видишь себя в будущем?

- Пока не представляю конкретно, чем буду заниматься, какая будет профессия, но определённо – что-то связанное с музыкой и скрипкой.

- Есть место в плэй-листе для современной музыки?

- Да, но не для всей. Больше люблю спокойную, без слов. Просто наслаждаюсь, иногда анализирую тональность, ритм. Нравится гитара виртуоза Дидюли. И соло, и мелодии в разных аранжировках в его исполнении замечательные.

- Иной раз, когда слышу скрипку, в голове крутится: «параллельный мир»!

- Моя музыка – это гармония звуков, каких-то чувств. И от того, как исполнитель понимает музыку, она звучит по-разному. Если настроение весёлое, бодрое, активное, музыка обретает именно такой характер. Вообще музыка занимает в моей жизни очень большое место, без неё трудно дышать, быть, жить. Есть много примеров, что именно делает музыка, как помогает людям. Гимн России – это тоже музыка, и она побуждает встать, замереть, гордиться страной. Важна музыка и на поле боя, где, казалось бы, не до неё. Но вспомните  Катюшу, Синий платочек, Лизавету – эти песни согревали, поддерживали, помогали держаться. То же самое происходит и сейчас. Рождаются новые мелодии, новые стихи, всё это помогает развивать характер и просто держит, не даёт упасть духом, доказательств тому - масса.

- Саш, ты накануне Нового года письмо Деду Морозу писала?

- Не-ет. Дед Мороз сам знает, что подарить! Иногда не могу решиться, чтобы что-то просить. Новый год люблю не из-за подарков, а из-за эмоций, ценностей, да просто,  потому что это семейный, очень яркий праздник.

-Что пожелаешь нашим читателям в начале года?

- Удачи, радости и больше разных мелодий в жизни – музыка помогает нам быть счастливее!

Марина КРЕМЛЯКОВА,

фото автора и из архива семьи Лютиковых

Новости по теме: