Сериал «Мусор». Первая серия

Дата публикации: 19.12.2023 - 12:29
Просмотров - 212

Мусорный коллапс в республике обсудили депутаты Верховного Совета, причём сделали на этой теме акцент – вынесли проблему на «Парламентский час». А поскольку у наших читателей мусорная тема, судя по звонкам и письмам, одна из самых горячих и недостаточно понятных, расскажем о подробностях обсуждения – как сегодня обстоят дела на этом фронте, к чему идём.

КАК ВСЁ УСТРОЕНО В ЭТОМ КОРОЛЕВСТВЕ

Иной раз чиновники разного уровня власти кивают друг на друга, мол, я не я и хата не моя, и обратились вы, Иван Иваныч, не по адресу. Так вот, что касается полномочий правительства республики, органов местного самоуправления и регионального оператора в области обращения с отходами, и.о. министра природных ресурсов и экологии Хакасии Владимир Лебедев пояснил: к основным полномочиям правительства Хакасии в области обращения с отходами относится разработка и утверждение территориальной схемы работы с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО), утверждение предельных тарифов, установление нормативов в области накопления ТКО, регулирование деятельности регоператора.

Полномочия органов местного самоуправления – создание и содержание площадок накопления ТКО, ведение их реестра; определение схемы их размещения, а ещё - формирование экологической культуры.

В обязанности регоператора входит сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО в соответствии с территориальной схемой.

Минприроды и экологии РХ контролирует работу регоператора. Именно это министерство имеет право лишать регоператора его статуса.

Обращение с ТКО – коммунальная услуга, контроль за ней организуется в рамках жилищного надзора.

РЕФОРМИРУЕМСЯ ВОТ УЖЕ 4 ГОДА

Мусорная реформа в республике была заявлена в 2019-м. И.о. министра Минприроды, которому дали слово в первую очередь, рассказал, что установленные в Хакасии тарифы – одни из низких в России. Средняя плата за вывоз мусора – чуть более 63 рублей с человека в месяц. Он привёл и статистику федерального финансирования «на мусор». Так вот, с 2021 по 2023 годы из федерального бюджета было выделено более 54 млн рублей, в том числе более 21 млн - на поддержание деятельности регоператора в период ковида.

Но, по мнению в том числе черногорцев, - не в коня корм. Во многих дворах города контейнеры переполняются и слишком долго ждут спецтехнику, а о частном секторе говорить – что голодных собак дразнить.

И.о. министра Минприроды  В. Лебедев рассказал, как контролируется работа регоператора «Аэросити – 2000»:

- Минстроем Хакасии с начала 23-го года объявлено 142 предостережения в отношении «Аэросити», инициированы контрольно-надзорные мероприятия, выданы 22 предписания регоператору и 22 предостережения в адрес управляющих организаций о недопустимости нарушения требований в части содержания контейнерных площадок на территории многоквартирных домов.

В марте проведена внеплановая документальная проверка условий соглашения. По её результатам основания для лишения статуса регоператора не были выявлены.

В настоящее время Минприроды РХ завершена повторная проверка, которая проводилась в начале декабря. Установлены нарушения: сроков рассмотрения обращений граждан и юрлиц; обеспечения предоставления информации, относящейся к деятельности регоператора, по форме и срокам; обнаружено отсутствие утверждённых графиков вывоза ТКО (они должны содержать время вывоза мусора) в муниципалитетах. Вместе с тем выявлено наличие случаев превышения задолженности перед оператором по обращению с ТКО по 5-й территориальной зоне (в Абазе и Тыштыпском районе).

Данные о нарушениях отправлены в адрес «Аэросити», чтобы они дали пояснения в трёхдневный срок.

В адрес Минприроды поступило 49 актов о нарушении регоператором сроков оказания услуг. Регоператор в установленные сроки устранил все эти нарушения. В связи с этим юридических оснований для лишения регоператора статуса нет.

МИНПРИРОДЫ О ЧАСТНОМ СЕКТОРЕ

- Основное количество обращений о несвоевременном вывозе ТКО – от жителей частного сектора Абакана и Черногорска (около 800 в разные ведомства республики). Это связано с отсутствием организованных мест накопления отходов, в том числе крупногабаритных, - высказал собственное мнение докладчик от Минприроды, - как следствие, жители частного сектора везут отходы на площадки многоквартирных домов, что приводит к переполнению баков.

В продолжение темы было указано, что в частном секторе Абакана и Черногорска более 40 тысяч хозяев домовладений не имеют контейнеров.

От В. Лебедева прозвучал ответ на вопрос, можно ли вернуться к прежней схеме вывоза мусора из частного сектора:

- Исторически сложилось, что вывоз ТКО в частном секторе осуществлялся по заявкам, а это 40 тысяч контейнеров. Такой способ не регламентирован законодательством РФ.

Владимир Лебедев продолжил:

- Отсутствие организованных контейнерных площадок в частном секторе и отдельных контейнеров для золы делает невозможным раздельный сбор мусора, а это препятствует исполнению указа президента, согласно которому к 2030 году регионам необходимо обеспечить стопроцентную сортировку отходов с тем, чтобы для захоронения на полигоны поступало не более половины объёма изначально собранного мусора.

А внедрение плана по раздельному сбору отходов планируется после создания мусороперерабатывающего ком­плекса (МПК).

В итоге докладчик призвал представителей вла стей в муниципалитетах принять меры по созданию контейнерных площадок в частном секторе:

- Отсутствие площадок, в том числе, приводит к росту несанкционированных свалок.

В республике выявлено 240 свалок, 80 из них остаётся неликвидированными (обязанность по ликвидации – на собственниках земельных участков, как правило, это муниципалитеты).

По многим свалкам есть решения суда, которые не выполняются. Правительство оказывает помощь при решении и этих проблем. Так, в 2022-м году из республиканского бюджета на ликвидацию свалок было направлено более 14 млн рублей, в 2023-м – более 50 млн. А с 2024 по 2026 гг. предусмотрено более 100 млн рублей.

Намеренно приводим цифры – есть чему ужаснуться, в том числе тем, кто такие свалки потихоньку-помаленьку организует, «питает», делает больше.

И СНОВА О СТРОИТЕЛЬСТВЕ МУСОРОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО КОМПЛЕКСА

По данным Минприроды Хакасии, прозвучавшим на правительственном часе, с 2024 по 2026 годы планируется привлечь из федерального бюджета более 2,3 миллиарда рублей на строительство мусороперерабатывающего комплекса с полигоном ТКО.

- После создания комплекса в республике появится возможность привлечь средства из федерального бюджета на приобретение контейнеров для раздельного сбора мусора, - рассказал Владимир Лебедев, - поясню: комплекс задуман как мусороперерабатывающий, там будет проводиться сортировка всех поступающих отходов и утилизация органических отходов (путём компостирования и производства техногрунта, который будет использоваться для пересыпки нового полигона).

Сжигания отходов на заводе не будет.

Проработан вопрос строительства либо нескольких комплексов малой мощности, либо одного - большой мощности. По результатам расчётов была установлена экономическая целесообразность строительства одного крупного объекта (в ходе обсуждения депутаты поставили под сомнение такое решение – республика большая, не выгоднее ли, наоборот, иметь небольшие заводы, расположенные ближе к населённым пунктам?)

- С учётом логистики, на сегодняшний день для строительства мусороперерабатывающего комплекса с полигоном ТКО определён земельный участок в Усть-Абаканском районе на территории Солнечного сельсовета, - продолжил Владимир Лебедев, - расстояние от участка до деревни Курганная – 8 км. По результатам оценки, грунтовые воды – на глубине более 10 метров. Вблизи участка (его площадь около 170 гектаров) есть необходимые электрические мощности. В настоящее время организуется проведение общественных обсуждений по поводу возведения МПК.

На 2024 год в республиканском бюджете предусмотрены финансы на разработку проектно-сметной документации - 35 млн рублей. И на 25-й год заложена такая же сумма.

После ввода в эксплуатацию МПК с полигоном ТКО, который запланирован на 2026 год, на него будут перенаправлены все потоки мусора республики. Для этого запланировано создание трёх мусороперегрузочных станций в Саяногорске, Аскизском и Ширинском районах.

Докладчик подытожил сказанное:

- Неважно, останется действующий регоператор или придёт другой, без подготовленной инфраструктуры и цивилизованного способа сбора отходов так и не сможем решить мусорную проблему.

УЖАСЫ ОТ ГЛАВЫ АБАКАНА

Острым и обстоятельным, в пику доводам, прозвучавшим от представителя Минприроды и от зам. председателя правительства Юрия Курлаева, который, по сути, поддержал докладчика, стало выступление главы Абакана Алексея Лёмина. Он показал, как сам выразился, «ужасы городка» и обозначил проблемы, схожие с теми, которые есть и в Черногорске:

- По данным Центра управления регионом, за неполный 2023 год обращений по теме невывоза мусора, образованию свалок и некачественной работы регионального оператора зафиксировано 1714. 2 % от всех обращений по Абакану. Для сравнения, по поводу медицины, другой нашей больной проблемы, в два с половиной раза меньше обращений!

Компания «Аэросити-2000» является региональным оператором с июля 2019 года. До них вывозом ТКО в Абакане занимались ООО «Градсервис», а еще ранее – МУП «Спецавтобаза ЖКХ». Так вот, за 2018 год жалоб на невывоз мусора в администрации Абакана зафиксировано 17, то есть в сто раз меньше. Причём количество площадок и домовладений практически не увеличилось.

19 июля 2018 года Минприроды Хакасии и «Аэросити-2000» подписали соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Хакасии. Пунктом 4.1 Соглашения установлена обязанность регионального оператора внедрить систему раздельного сбора ТКО на территории республики. Региональным оператором! Прошло 4 года. Внедрено? Не внедрено! Более того, мы делаем последовательные шаги в обратном направлении: стекло перестали собирать, пластик практически перестали собирать, перестанем собирать картон и на этом – всё, раздельный сбор мусора для Хакасии закончен.

Проблемы жителей многоквартирных домов в Абакане: все прекрасно знаете, на большинстве площадок – завалы, нехватка контейнеров, несвоевременный вывоз ТКО. Невывоз крупногабаритных отходов – неделями! Антисанитария, крысы как следствие всего! Малое количество машин и недостаточное количество людей у регионального оператора. Отсутствие графика вывоза! Обязанность предоставления графика вывоза – обязанность регионального оператора! За 4 года работы не был представлен график вывоза.

Как это должно работать в теории? В семь утра приходит дворник, в семь утра приезжает мусоровоз, загружается. Что-то ссыпалось, дворник собрал, чисто. Как происходит у нас? Дворник пришёл к семи, машина пришла к восьми. На следующий день машина пришла к 12-ти. А на следующий день машина не пришла вообще.

Прошло четыре года, есть представления прокуратуры, есть решения суда. Решения есть, нет одного – графика!

В свое оправдание региональный оператор постоянно утверждает, что город производит отходов больше, чем заложено в тариф, и работать себе в убыток больше не намерен. Поэтому региональный оператор вывозит с площадок ТКО не все контейнеры, которые установлены на площадке, а исходит только из количества прописанных жильцов.

Региональный оператор по одному ему ведомому методу вывел тот объём, который он обязан вывозить и который должен оплачивать потребитель. Сверх этого объёма бесплатно этот мусор регоператор не вывозит. Для снижения объема вывозимого мусора регоператор:

– уменьшает количество мусорных контейнеров на площадках. В случае, если управляющая компания устанавливает дополнительный контейнер, такой контейнер не вывозится;

– сверхнормативный контейнер может быть перевёрнут на площадке;

– в случае большого перенакопления в контейнерах «шапка мусора» с контейнеров скидывается на землю.

Администрацией Абакана в 2022 году составлено и направлено в Минстрой Хакасии и Минприроды Хакасии, прокуратуру города 544 акта о переполнении ТКО. Это только по Абакану. За 9 месяцев 2023 года – уже 453, вый­дем на те же цифры, что в прошлом году.

«Аэросити-2000» привлечены к административной ответственности Минстроем Хакасии в 2022-2023 годах за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами – 15 раз (в том числе по материалам прокуратуры и администрации Абакана), за непредоставление сведений (информации) – 1 раз, за уклонение от исполнения административного наказания – 3 раза, за непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, – 1 раз.

В 2022 г. по материалам прокуратуры Абакана Управлением Роспотребнадзора по РХ было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности юридического лица ООО «Аэросити-2000», а также его руководителя. Им назначено административное наказание в виде штрафа в размере 80 тысяч рублей.

УФАС также привлекала «Аэросити-2000» к административной ответственности с наложением штрафа в размере 400 тысяч рублей.

Привлекало ли Минприроды Хакасии к административной ответственности регоператора? Не привлекали? А почему?

О проблемах жителей ИЖС Абакана. Люди указывают на отсутствие возможности оставить заявку по номеру телефона регоператора – в принципе невозможно дозвониться; на отказ в вывозе мусора в связи с превышением нормативного объема вывоза; на грубое нарушение сроков вывоза мусора из контейнеров частного сектора (в отдельных случаях срок вывоза – до 1-2 месяцев с момента подачи заявки).

На территории частного сектора установлены порядка 9 тысяч индивидуальных контейнеров, и существующая система вывоза ТКО отработана десятилетиями, удобна для жителей города.

Но эта схема не устраивает «Аэросити-2000» с экономической точки зрения. Сегодня я очень много слышу от Правительства Хакасии об экономических проблемах «Аэросити-2000». Правительство почему-то обеспокоено экономическими проблемами регоператора, а не наведением порядка на территории Абакана и Хакасии.

Регоператор настаивает на создании коллективных площадок для частного сектора через 200-300 метров, что позволит им снизить затраты на вывоз ТКО. Жители города должны оказывать услугу региональному оператору для сбора платежей! Представьте себе такие площадки на проспекте Ленина, Вяткина, на Чертыгашева, Советской… Там негде их делать!

В Белом Яре поставили такие площадки. Где они сейчас? Белый Яр на прошлой неделе эти площадки ликвидировал и ликвидирует оставшиеся, потому что это превращается в коллективные свалки! Опыт создания коллективных площадок в частном секторе Абакана уже пройден. Этот опыт был крайне негативным. Отмечу, что идея создания коллективных площадок нашла активную поддержку в Правительстве Хакасии, при этом рассматриваются экономические интересы «Аэросити-2000», но мало кого интересуют в данном случае жители Абакана и других городов республики.

Ну, и в завершение: средний уровень сбора коммунальных платежей в Абакане по всем коммунальным услугам составляет 96%, а по оплате вывоза мусора не достигает даже 60%, и ответ простой: жители не хотят платить за коммунальную услугу, которая не оказывается или оказывается некачественно. И платить не будут!

Я неоднократно встречался с представителями, руководством, учредителем регионального оператора. Все встречи проходили в дружной, конструктивной обстановке, но, к сожалению, ни одно из обещаний не было выполнено и не будет выполнено. У регионального оператора традиционно виноваты все, в первую очередь – муниципалитеты! И ещё Правительство Хакасии в том, что тарифы не меняет и объёмы не пересчитывает. Все, кроме самого «Аэросити-2000». Главное, не забывать, кто кому услугу оказывает: они населению, или население – оператору.

Считаю, что главная причина не в недостаточном количестве машин или отсутствии графика. Главная причина – безнаказанность действий регионального оператора».

 «ПРИЕЗЖАЙТЕ НА ЭКСКУРСИЮ!»

Директор хакасского филиала «Аэросити – 2000» Ромуалдас Янушкявичюс не был столь же убедительным, как глава Абакана:

- Что касается графика вывоза, в этом году провели конкурс по транспортированию, всех транспортировщиков перевели на единую систему контроля в ежедневном режиме, с фотоотчётами. Перевозчики утвердили все графики с определённым диапазоном, завтра в Абакане будут предоставлены. Готовы работать в этом диапазоне и нести ответственность.

По частному сектору – готовы запустить «пилот» в районе Согры, готовы взять на себя ответственность по созданию мест накопления, показать итоги работы, эффект.

В Хакасии около ста тысяч граждан, которым не можем начислить оплату за услуги. Разница в объёме между предъявляемым перевозчиком грузом и данными регоператора - до 500 тыс. кубов в год. А при установлении тарифов принимаются объёмы и данные территориальной схемы, а не фактические данные. Поэтому сам тариф становится существенно ниже. Готовы показать, как работаем, как общаемся с жителями, как делаем начисления. Прозрачно. Давайте это сделаем.

 «НЕУД» ЗА РАБОТУ

После выступления руководителя «Аэросити-2000» председатель Верховного Совета РХ Сергей Сокол высказался жёстко:

- Интересно послушать ответственных лиц, которые допустили, что здесь оказался именно этот оператор, и допустили именно такую работу оператора, на которого 4131 жалоба по Хакасии.

А на экскурсию Алексей Викторович Лёмин нас уже сводил, понятно всё. Каждый день, когда мусор выбрасывают, люди видят, что к чему.

Правительству республики надо понимать: работа неудовлетворительная, за это надо нести ответственность: либо зам. председателя Правительства подаст в отставку, либо министр. Кто-то из чиновников явно не справляется.

Нужно найти форму отказаться от услуг «Аэросити» - не устраивает их работа. Нам необходим результат, спектакль - не нужен. А результата нет, об этом говорят обращения жителей. Вы должны срочно изменить ситуацию!

 К острому вопросу решили вернуться в январе.

Марина КРЕМЛЯКОВА,

фото автора и читателей

«ЧР» № 98 от 19 декабря 2023г.

 

Новости по теме: