Информационный проект Вячеслава Лескова. #Полвека_на_татами. Вячеслав Нестеров: «Каждый спортсмен должен победить»

Дата публикации: 12.12.2023 - 17:26
Просмотров - 367

Между прошлым и будущим есть только миг. Вряд ли найдется человек, который поставит под сомнение слова известной песни. Не ценить этот миг – значит, не уважать прошлого и не тревожиться о будущем. Человек, бессмысленно прожигающий своё настоящее, никогда не увидит себя тем, кем видел в самых смелых мечтах, не станет поводом для гордости своих родителей, примером для детей…

Убежденность в этом вдохновила нас на продолжение книги «История зарождения дзюдо в Черногорске». Поддержали нашу идею рассказать о новом поколении дзюдоистов и те, кто держал в руках первое издание. Горожане высоко оценили старания создателей книги, в числе которых были и тренеры-стажисты, на глазах которых зарождалась черногорская школа дзюдо, и сотрудники городской библиотеки, перелопатившие десятки подшивок городских газет, и авторы, коллектив которых возглавил президент Федерации дзюдо Республики Хакасия Вячеслав Лесков.

В новой книге будем знакомить горожан с тренерами, которые сегодня обучают дзюдо маленьких черногорцев, расскажем о тех, кто сейчас представляет республику на чемпионатах и первенствах самого высокого уровня, и о тех, кто уже простился с профессиональным спортом, но воспитал талантливых учеников, которые сохраняют славные традиции Садовского, Шубина, Рязанцева. Среди последних – Вячеслав Николаевич Нестеров.

КАЖДЫЙ СПОРТСМЕН ДОЛЖЕН ПОБЕДИТЬ

Вячеслав Нестеров тренировать начал, еще учась в школе. Александр Васильевич Рязанцев сам предложил десятикласснику попробовать себя в качестве тренера, и это несколько озадачило юного Нестерова: в дзюдо он был хоть и не новичок, но менее опытный спорт­смен, по сравнению с другими ребятами. В тот день, когда он перешагнул порог спортзала, ему было 14-ть, и многие его товарищи уже имели приличный опыт борьбы и  медали за победы на серьезных турнирах. Казалось бы, тренерская карьера ждала одного из них, но Рязанцев выбрал именно его. Выбрал и не прогадал. Вячеслав Николаевич сыграет важную роль  в становлении известных в Черногорске спортсменов и на какой-то момент станет единственным в городе тренером-дзюдоистом.

Когда 17-летний Слава Нестеров оказался в качестве воспитателя в черногорской школе № 14 (располагалась она на ул. Дзержинского), ею руководил Анатолий Иванович Васильев, хорошо известный и уважаемый в городе человек. Он поддержал желание Рязанцева и его ученика проводить для воспитанников школы тренировки по дзюдо.

Дети в 14-й школе, ныне не существующей, учились особые, у многих были отставания в развитии. Для таких ребят педагоги разрабатывают специальные программы обу­чения, и тренер, какую бы секцию он ни вел, тоже учитывает особенности этих детей. Понятно, что научить даже основам спортивного ремесла их крайне сложно: спорт –  это ведь не одна лишь физическая активность.  Отрабатывая техники борьбы, бега, плавания, человек подключает не только руки и ноги, но и мозг. Спорт­смен с хорошей координацией – это тот, кто может согласовывать движения различных частей тела. В общем, вопреки расхожему мнению, чемпион не только сильный, но и умный человек.

Несмотря на отсутствие тренерского опыта и перспективных на первый взгляд воспитанников, Вячеслав Николаевич сумел вывести своих особых учеников на высокий  уровень борьбы.

 - Я сразу заметил, что эти дети более сильные: многие воспитывались в простых условиях и посвящали время физическому труду. Конечно, с точки зрения технико-тактической подготовки с ними было сложнее, формирование навыков борьбы складывалось трудно, - вспоминает Вячеслав Николаевич. – Я много работал с ними, и скоро это стало приносить свои плоды. Наверное, не преувеличу, если скажу, что наша секция была лучшей в городе. Мы стали побеждать на уровне города. Играл важную роль в этих достижениях и настрой моих ребят: от них многого не ждали, не требовали, и это давало им своего рода свободу, у них не было страха проиграть. Они выходили и бились. Особенно яркие победы случались у братьев Сухаревских. Дима и Вова неплохо боролись даже на уровне республики. Схватывали всё на лету, отличались акробатическими навыками.

А еще, утверждает Вячеслав Николаевич, дети с ОВЗ добрее, работать с ними интереснее.

- Я всегда учусь, и тогда учился вместе с этими ребятами… Вообще я за процесс, а не за результат. Правильный процесс даст правильный результат. Кто работает на результат, никогда его не получит, если не будет соблюдать все этапы подготовки, - подчеркивает Вячеслав Нестеров. – Да, это трудоемкий процесс, ежедневная кропотливая работа, но она со временем принесет свои плоды.

 

Однажды на пороге спортзала 14-й школы появились какие-то ребята. Оказалось,   парни 16-й школы, где вел тренировки по дзюдо Дмитрий Анатольевич Васильев, после его ухода из спорта попросили Нестерова взять их к себе. Вячеслав Николаевич сначала развел руками: как взять ребят со стороны? Но получив согласие директора школы, пригласил новеньких на татами. Так группа пополнилась семью дзюдоистами. Среди них были уже неплохо подготовленные крепкие ребята с серьезным настроем, в том числе Денис и Вячеслав Лесковы.

 - Слава уже тогда проявлял лидерские качества, на него можно было оставить группу, и остальные мальчишки его беспрекословно слушались. Со временем из учеников 16-й и 14-й школ остались самые перспективные ребята. В 89-м – начале 90-х еще активно проводили соревнования, поэтому мы регулярно ездили с ними на турниры. Потом пришло новое время… Я как раз поступил в институт на техническую специальность, совмещал работу в школе, учебу в институте, сам тренировался… Было это достаточно тяжело.

Когда ставку воспитателя в 14-й школе сократили, Вячеслав Нестеров стал тренировать дзюдоистов на стадионе «Шахтер», там он набрал три разновозрастные детские группы. Дзюдо и тогда, в самый сложный, плохо финансируемый период, было любимо черногорцами, поэтому дети шли к Нестерову из разных районов города. Больше нигде учиться этому боевому искусству было невозможно: остальные тренеры, в том числе именитые Шубин, Кузьмин и Рязанцев, ушли из спорта.

Конечно, совмещать учебу в институте и большую нагрузку как тренера  было крайне сложно, но Нестеров держался несколько лет. Держался, даже несмотря на постоянные задержки и без того скромной зарплаты. Старался возить воспитанников на соревнования, для этого обивал пороги приемных руководителей предприятий, число которых в 90-х резко сократилось. Директора, которые с трудом тянули лямку, разводили руками: «Ничем помочь не можем!» Обращения к предпринимателям как новому и наиболее влиятельному тогда социальному классу чаще всего тоже не давали результата. Некоторые в обмен на спонсорскую помощь просили сделать из ребят их «охраной», чтобы они участвовали в криминальных разборках.  Такого тренер допустить не мог и предпочитал возить мальчишек на турниры на собственные деньги.

 - Родители большинства моих воспитанников жили скромно, некоторые даже бедно. И если видел, что кто-то из ребят ходит как оборванец, старался хоть чем-то помочь. Бросал клич среди родителей, чтобы собрать пусть ношенную, но не рваную одежду…Бывало, и кормил пацанов, не мог смотреть на их голодные лица… Непростые были времена, но они закаляли и нас, и детей, - рассуждает Вячеслав Николаевич.

Как при этом выкручивался сам?.. С трудом. Таксовал, доедал дедушкины сухари, выручала стипендия… Но не это стало причиной ухода с тренерской работы, а досада на  бумагомарание, которым грешит труд любого учителя. На бесконечные отчеты, в которых всё должно быть гладко, у студента времени катастрофически не хватало: до двух он учился в институте, потом мчался из Абакана в Черногорск, где на стадионе в три часа уже начиналась первая тренировка, через два часа другая, потом третья… Домой возвращался под ночь. А на следующий день – в том же темпе.

И всё равно решение уйти он принимал взвешенно, в течение долгих месяцев.

 - Я помню тот день, когда пришел к старшим ребятам и объявил о своем решении. Я хотел тренировать, но меня, мягко говоря, смущало, что мои сверстники, которые держат магазины, ни в чем себе не отказывают, а я метался как белка в колесе, чтобы заработать на кусок хлеба для семьи… Хотел бы я такой доли для своих ребят? Нет. Я переживал, что кто-то может пойти по моим стопам... К тому же, не у всех есть дед с сухарями, какой был у меня… А еще я понимал, что достичь высоких результатов при таком скудном финансировании невозможно. Если будет другой уровень подготовки, то будет и другой результат. Конечно, для меня это был крайне тяжелый момент. Я даже запрещал себе проезжать мимо стадиона…

Сейчас Вячеслав Николаевич – директор одного из самых стабильных предприятий Черногорска, где производят мебель уже на протяжении 35 лет. Наверное, та закалка, дисциплина, привычка трудиться с утра до ночи помогла ему стать успешным руководителем, нести на себе груз ответственности за дело, за большой коллектив.

В последние месяцы своего тренерства Вячеслав Нестеров вел только одну группу, которая образовалась, когда произошел естественный отсев ребят.
И тренера не смущало, что на одном татами встречаются дети разного уровня подготовки. Наоборот, это обстоятельство он обратил себе на пользу: ставил в пару дзюдоистов, отличающихся друг от друга ростом и возрастом.

- Я специально создавал для ребят экстремальные условия,  - вспоминает он. - Более подготовленный спорт­смен стремился бросить младшего. Задача того, кто слабее, была выстоять, ни при каких обстоятельствах не упасть. Зачем я это делал? Привычка бороться с тем, кто выше тебя, потом играла важную роль во время соревнований: выходит соперник, у которого преимущество в росте, или он чуть больше весит, и ты уже не пасуешь, тебя это не пугает. Когда выходит ровня, то тебе даже проще вести бой.

Каждый год Вячеслав Николаевич возил своих ребят в загородный лагерь «Мечта», в специальный спортивный отряд. Правдами и неправдами собирал он деньги на путевки. Сам устраивался воспитателем и не давал расслабиться мальчишкам ни на день: у них был строгий режим с многочисленными тренировками, многокилометровыми кроссами. Денис Лесков, главный тренер Федерации дзюдо в Республике Хакасия, вспоминает эти кроссы с улыбкой, ведь он, тогда совсем еще мальчишка, плакал, не справляясь с нагрузкой, и Вячеслав Николаевич тащил его на своей спине. 

При этом дзюдоисты не игнорировали культурно-массовые мероприятия: могли и со сценкой в КВНе выступить, и смешной девиз придумать, и плакат нарисовать. А все их труды тренер вознаграждал бонусами в виде усиленного ужина или завтрака, от которого отказывались другие дети. После тяжелых тренировок аппетит у юных спорт­сменов был зверский. А уж если доставалась дополнительная порция сладостей, о которых договаривался с поварами Вячеслав Николаевич, то радости не было предела.

 - Моим ребятам не нравилась расхлябанность, они держали дисциплину, без стонов шли на вторую-третью тренировку в течение дня. Мне кажется, у них даже была сформирована привычка во всем быть первыми. Спортотряд всегда был лидером в разных, даже творческих, состязаниях, к нам отправляли на перевоспитание курильщиков, и мои ребята имели в этом случае даже более весомое слово, чем я, - вспоминает Вячеслав Нестеров. – Они гоняли курильщика, просили то отжаться, то присесть, объясняли, чем грозят вредные привычки. Когда меняется среда, то меняется и человек. Многие плохиши потом записывались в секцию.

В общем, жили юные дзюдоисты с тренером как одна большая семья: подбадривали друг друга, выручали, когда надо было, подкармливали, а если появлялось общее дело, то брались за него вместе.

Однажды решили приобрести в спортзал магнитофон – где взять деньги? Тренер предложил съездить в тайгу за орехами и потом продать их. Выпросил у кого-то грузовичок с брезентом, усадил туда свою гвардию и отправился в путь. Бродить по тайге утомительно, да еще долгая и непростая дорога выдалась у «охотников» за шишками, поэтому многих тренер заносил домой на руках спящими, успокаивая родителей. Зато добыча оказалась такой весомой, что проданные на рынке орехи принесли хороший доход. Кстати, мальчишки сами по очереди вели торговлю, и никому это было не зазорно. Наоборот, многих охватывала гордость за то, что преодолели себя, за то, что вместе, за то, что принесли пользу.

 - Их не надо было воспитывать, они просто брали и делали, прислушивались к моим советам, и я старался по-доброму к ним относиться, - говорит Вячеслав Николаевич. – Мне с ними было легко и интересно. Я постоянно рассказывал что-то из жизни, что-то объяснял. Неформальная обстановка, общее дело очень сплачивают любой коллектив.

 

Вячеслав Николаевич никого не выделял, не делал себе любимчиков, он считает, что чувство превосходства чревато большим кризисом, особенно это касается сильных ребят, которые привыкли побеждать на татами.

 - Один из моих товарищей, который всегда легко выигрывал, после одного проигрыша вдруг сломался и уже никогда не выходил из поединка победителем.  Радость победы должна чередоваться с разочарованием от неудачи. Важно и то, чтобы каждый спортсмен почувствовал вкус победы, - уверен Вячеслав Нестеров.

- Был у меня парнишка Леша Шалякин, пухленький, невысокий, все в его весе были на голову выше. Он был неплохо подготовлен, старался, имел хорошую координацию, но во время борьбы на определенном этапе быстро сдавался, не верил в себя. А моральное поражение быстро приводит к физическому проигрышу. Не было у него запала победителя. Однажды мы отправились на очередные соревнования, я сел рядом и попытался настроить его: «Леха, ты сильный! Бери и побеждай!» Перед боем, когда он увидел соперника, даже в лице изменился: на нем был написан страх, но во время борьбы был момент, когда у него стало получаться взять верх. Смотрю, мой Лёха ожил и вдруг сделал такой бросок через бедро, что судьи подпрыгнули от неожиданности. Какая же радость была у Лёхи! Как долго он этого ждал!

Стратегия Вячеслава Нестерова, которую он использовал в тренерскую бытность интуитивно и сформулировал по прошествии долгих лет саморазвития, - дать возможность каждому воспитаннику одержать победу. Для этого не надо ставить сверхзадачу.

 - Если ребенок постоянно проигрывает, то проигрывает и тренер. Что-то у ребенка  должно получаться, иначе исчезнет мотивация. Причем маленькая победа должна случаться  на каждой тренировке, тогда он пойдет домой довольным. Если этого нет, ребенок бросит спорт.  Даже после соревнований, где не удалось занять место, надо уметь найти положительный момент. Повторюсь, важно, чтобы процесс приносил удовольствие, чтобы детям было в кайф бежать на тренировку, чтобы спорт стал стилем жизни. Тогда они не боятся выступать на соревнованиях, тогда из них вырастают фанаты, готовые посвятить свою жизнь дзюдо и продолжить дело своих тренеров.

Анастасия ХОМА,
 фото из архива спортсменов

Из воспоминаний В. Нестерова:

Пришел в дзюдо я в классе 8-м после знакового для меня эпизода – драки с одноклассником Женькой. Я себя считал сильным, но тогда почувствовал, что он делает что-то, что мне сложно преодолевать. Знал, что он занимается дзюдо, и решил, что мне тоже надо научиться этому.

Пришел в секцию и увидел мальчишек, младше меня, которые владели техниками еще лучше Женьки, и борьба с ними напоминала мне бой Давида с Голиафом. Я поставил себе цель не быть хуже их, стал догонять и быстро показал результат.

 Я всегда делал чуть больше, чем требовал тренер, читал книги по дзюдо, самостоятельно пытался разобраться в техниках. После первой травмы колена было тяжело, но все равно поблажек себе не давал. В субботу один ездил на день борьбы в Минусинск. Тренировки были до семи, и нужно было постараться, чтобы успеть на последний автобус до Черногорска. Несколько раз не успевал, тогда надевал кимоно и бежал из Абакана домой по трассе.

Из воспоминаний В. Лескова:

 - Постигать азы дзюдо мы с братом Денисом начали в 16-й школе. Когда тренер ушел через полгода, мы и еще несколько ребят решили попроситься к Вячеславу Николаевичу Нестерову, он тогда работал в 14-й школе. Это был 1991-й год. Маленький зал, покрышка на борцовском ковре, которую мы штопали каждый день… Есть что вспомнить…

Вячеслав Николаевич – педагог с большой буквы, прекрасный стратег и организатор. Сейчас, с высоты прожитых лет, я понимаю, что тренировочный процесс был выстроен безукоризненно, а тогда мы просто смотрели на него и ловили каждое слово. Наши достижения – целиком его заслуга. Качества, которые мы переняли у него, которые он раскрыл в нас, помогли нам стать теми, кто мы есть сегодня.

Самый сложный был момент, когда он сразил нас новостью об уходе.  Мы были вместе на тот момент уже шесть лет, всё получалось – возвращались с победами на турнирах сибирского уровня. Нам казалось, что никаких причин остановить наше движение быть не может. Юношеский максимализм не позволил нам понять истинных причин его поступка. На два года между нами царило молчание. Основная масса наших ребят тогда бросила спорт, кто-то перешёл на стадион к Константину Александровичу Зубкову и Марине Антоновне Тарасовой.

Нас с братом папа стал возить в Абакан к Анатолию Николаевичу Молостову. Признаюсь, мне не нравились занятия с новым тренером, казалось, всё не так, не то, к чему я привык. В течение года я боролся с собой, потом перешел на тренерскую работу. Денис, возможно, в силу того, что он младше, адаптировался быстро.

Вячеслав Николаевич научил меня всему – любить дзюдо, преподавать дзюдо, позднее – вести бизнес.  Он стал моим наставником не только в спорте, но и в жизни. Я и по сей день могу прийти к нему с любым вопросом, любой проблемой, и он даст совет. Я обязательно прислушаюсь, потому что уже не раз убеждался в его удивительной проницательности, которая дана свыше, и в интеллекте, который он приобрел благодаря своей бесконечной любознательности и непрерывному образованию. Мы можем часами обсуждать любую тему и приходим всегда к нужному решению. Мое уважение к нему безгранично. Более 20 лет в его день рождения я пытаюсь выразить ему свою благодарность и говорю: «Дай Бог, чтоб мои ученики меня уважали так же, как я уважаю вас».  Его ценим не только мы с братом, но и наши родители, которые всегда знали, какое влияние он оказал на нас, какую важную роль сыграл в нашей судьбе.

Я не знаю человека честнее, искреннее и справедливее, чем Вячеслав Николаевич. Если я не прав, то он очень тактично укажет на это, поделится своим мнением, с готовностью выслушает и поддержит. Кстати, он первый поддержал мою идею провести турнир памяти Рязанцева. На протяжении всех лет, сколько проводится турнир, помогал с его организацией и финансированием.

Сколько бы нам ни было лет, он остается нашим Учителем.

«ЧР» № 96 от 12 декабря 2023г.

 

Новости по теме: