В энергетике: о чём спросили горожане. От некачественного напряжения избавились два года назад…

Дата публикации: 01.12.2023 - 11:02
Просмотров - 99

Но теперь проблема снова на повестке дня

На прошлой неделе состоялась встреча горожан с представителями энергокомплекса. У черногорцев накопились вопросы, которые они адресовали главному энергетику Черногорского РЭС Владимиру Сидорову,  руководителю Абаканского отделения филиала «Атомэнергосбыт»  Хакасия Алексею Майорову, начальнику Черногорского участка филиала «Атомэнергосбыт» Светлане Мартынец.

ОБ ОПОРАХ

Владимир Сидоров пояснил, что существует ремонтная программа, которая разрабатывается и рассчитывается специалистами, в неё вносят самые проблемные участки:

- В планах – замена всех опор в городе на бетонные, но с учетом недостатка финансирования все их одномоментно заменить не можем, работы выполняются точечно. Те опоры, которые представляют собой угрозу, обязательно меняем. Если наклон опоры превышает технические нормативы, всё бросаем и едем менять такую опору.

Что касается замены проводов, существует многолетний план работ по всему городу.

От редакции: напомним, в апреле пресс- служба  хакасского филиала ПАО «Россети Сибирь» сообщала: «В текущем году Черногорский РЭС запланировал работы по улучшению качества энергоснабжения в двух районах города. Это улицы Журавлева и Чернышевского в поселке Майский, улицы Гоголя, 20 лет Хакасии в Девятом поселке.

В целом в Черногорске энергетики на линиях 0,4 кВ заменят 41 опору, 1,41 км голого провода на самонесущий изолированный, отрегулируют натяжение 1,3 километра провода. В сетях 6-10 кВ запланированы работы по замене и усилению 19 опор, установке 5 разъединителей. Также будет отрегулировано натяжение 18,3 километра провода. Капитальный ремонт будет сделан на 23-х трансформаторных подстанциях».

На встрече были обозначены очередные болевые точки, к тому же, наверняка появились новые после мощного урагана.

ОБ ЛСВЕЩЕНИИ УЛИЦ

- В городе есть улицы, на которых ни одного фонаря в частном секторе. Заявки подаём ежегодно, но всё бесполезно, - озвучила больную тему представитель ТОС «Шахтёрский», – к примеру, посёлок восьмой шахты практически весь не освещён: идеальная темнота.

Кроме того, было озвучено, что на улице Окулова давно установлены новые железобетонные столбы, а светильников – только три… На Красногвардейской  уличное освещение часто отключают без предупреждения.

Ответ был таким:

- На сегодняшний день в городе нужно осветить 166 улиц, примерно на миллиард рублей. По мере финансирования продвигаемся в этом направлении, нельзя сказать, что ничего не делается, уличных фонарей становится всё больше. В первую очередь внимание обращаем на социальные объекты – школы, больницы.

О НИЗКОМ НАПРЯЖЕНИИ

Горожане сообщили, что на улице Абаканская низкое, некачественное напряжение: 

- В пиковые часы, а иногда и в течение дня электропечь бесполезно включать, чуть греется, вода в кастрюле может закипать 1,5-2 часа.

Кроме того, по ночам часто отключают электричество на час, полтора или два. И днём бывают отключения, без предупреждений. А у всех дети, электрооборудование, морозилки, заполненные припасами на зиму. Летом электричество отключают каждую неделю.

- И Оросительная нередко в темноте сидит, - добавили из зала.

- Эта же беда в переулке Рабочий, на улице Железнодорожная. Чтобы замерить напряжение, жители в августе-сентябре делали заявку. Им обещали выехать, проверить ситуацию, но до сих пор не приехали.

- В этом году в августе и сентябре в районе детсада «Белочка» было восемь отключений по 12 часов, говорили, что планово. Детский сад не работал, приходилось  отпрашиваться с работы.  Может быть, какое-то оборудование иметь детсадам, чтобы обеспечивать их электроэнергией бесперебойно?

Владимир Сидоров в ответ на это привёл такие факты:

- Два года назад, отчитываясь о качестве электроснабжения, я говорил о том, что мы победили проблему некачественного напряжения в городе. Однако на сегодняшний день в 13-ти районах Черногорска качество электроснабжения перестало соответствовать нормативному из-за возросшей нагрузки. Жильцы частного сектора подключают всё больше электрокотлов, а это большая нагрузка на сети. Другая, ещё более существенная проблема,  – майнинг. Такая деятельность съедает больше электричества, чем котлы, мы с этим боремся, адреса знаем, беседуем с хозяевами. В настоящее время на уровне правительства рассматривается вопрос о других, повышенных тарифах для предприимчивых майнеров, а на сегодняшний день они просто пользуются огромным количеством электричества, и всё. Законодательно пока ничего сделать не можем.

Что касается отключений, они, конечно же, бывают аварийными, предупредить об этом невозможно, но бывают отключения и по нашей инициативе, мы об этом уведомляем, - заверил Владимир Сидоров. - Количество отключений отслеживается специалистами  Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования РХ. Они следят, в том числе, за тем, чтобы плановые отключения не превышали 72-х часов в год и длились не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения.

По поводу обеспечения резервного электроснабжения в детском саду, это забота самих учреждений о наличии двух независимых источников электроснабжения. Когда происходят плановые ремонты, они должны переключаться на второй источник.

Примерно то же самое относится к электрокотельным. Когда кто-то, частное лицо или предприниматель, устанавливает электрокотёл, большинство потребителей не оформляет это, что, разумеется, неправильно. В итоге страдают соседи.

В отношении конкретных обращений было сказано, что, в частности, улицы Линейная и Абаканская есть в ремонтной программе на ближайший срок. На улице Баумана отрабатывалось три заявления по качеству электроснабжения, проводилось перераспределение нагрузки, была проведена небольшая реконструкция, предстоит рассмотреть ещё одно заявление.

О КВИТАНЦИЯХ

От представителя ТОС «Южный» поступил вопрос о квитанциях за электричество:

- Наш ТОС большой, от Советской до Аэродромного посёлка, это частный сектор. На нашей территории несколько почтовых отделений. Работники почты говорят, что квитанции к ним приходят не вовремя. В итоге – платить нужно до 10 числа каждого месяца, а квитанции людям доставляют после 15-20-х чисел. Не вовремя разносят квитанции по улицам Южная, Садовая, Новая, Лесная, Текстильщиков, промышленная, тельмана, Линейная, Баумана, Богдана Хмельницкого, Богданова, Окулова, Железнодорожной, Саянской, пригородной. список можно продолжать! За сентябрь жильцам большинства наших улиц квитанции не принесли вообще. А перейти на электронные квитанции, на мобильное приложение или использование личного кабинета филиала «Атомэнергосбыта» не всем можно советовать. Очень много жителей преклонного возраста, у которых кнопочные телефоны без интернета, а дети – в других городах. Вместе с тем пенсионеры – самые ответственные плательщики!

Алексей Майоров по этому поводу пояснил:

- В последнее время, действительно, есть проблемы по доставке квитанций. У нас заключён договор с Почтой России на печать и доставку квитанций. «Закрываемся» 27-28 числа, 29-го отправляем данные на почту. Почта их печатает. Только вот получаем много нареканий. Идут переговоры с представителями почты, рассматриваем варианты: кто, кроме них, может работать в Черногорске по доставке квитанций. С другой стороны, можно и желательно (все к этому идём!) пользоваться электронными сервисами, всё-таки привлекать для помощи родственников. Специалисты филиала «Атомэнергосбыта» постоянно ведут работу по внедрению именно цифровых решений, по совершенствованию качества обслуживания клиентов.

О СЧЁТЧИКАХ

- Счётчики, которые установлены на столбах, находятся высоко, дисплеи не работают, процесс ремонта, замены происходит долго. А пока счётчик не передаёт показания, начисления происходят по среднему, это дорого! – возмущались люди.

Владимир Сидоров пояснил:

- По поводу дисплеев, которые находятся у потребителей для отслеживания показаний приборов учёта: действительно, быстро менять их не можем, но меняем. Проблем с недостатком дисплеев нет, есть - с заменой приборов учёта. Определён подрядчик, которому предстоит в декабре заменить около ста счётчиков.

- Могу ли как частное лицо перенести счётчик в удобное, доступное для меня место с опоры? - уточнили из зала.

- Вы можете поставить для себя дублирующий счётчик с целью технического учёта. А убрать прибор учёта со столба, с высоты нельзя.

- Почему счётчики обманывают, считают больше, чем раньше, с привычными приборами учёта? – спрашивали в течение встречи представители разных улиц.

Ответ был таким:

- Умная система учёта организована несколькими способами. Первые счётчики, которые устанавливались в 2013-м году, передают показания по сетям, по проводам. А провода оставляют желать лучшего. Иногда сигнал пропадает. Иногда причиной сбоев служат китайские приборы, которые очень сильно «фонят». Счётчик перестаёт передавать показания, мы выезжаем.

- Четыре месяца ждём!

- Выезжаем, выясняем причину. Если счётчик нуждается в замене, включаем его в программу замены (в декабре подрядчик будет менять именно такие приборы), либо сами меняем.

В целом у любого прибора учёта есть погрешность…

А ещё Владимир Сидоров напомнил:

- До установки новых счётчиков в Черногорске было 13 миллионов киловатт/часов потерь! Теперь ситуация кардинально изменилась.

ОБ ЭЛЕКТРООТОПЛЕНИИ

На вопрос, как энергетики видят пилотную систему по введению электроотопления  в рамках проекта «Чистый воздух» ( в Черногорске её вводить не торопятся, в отличие от Абакана), энергетики высказали собственную точку зрения:

- Во-первых, эта тема касается администрации города, в полномочиях которой – разработка программы.

Во-вторых, эта программа предусматривает софинансирование разных уровней бюджета, в том числе субсидирование реконструкции электросетей на уровне государства. Планируется определить районы, которые в первую очередь пойдут под электроотопление, будем разрабатывать соответствующие мероприятия для этих районов, включать финансирование и со стороны сетевой организации.

Так что по программе «Чистый воздух» всё упирается в совместное субсидирование, ради сохранения экологического благополучия региона. Силы будем направлять на реконструкцию сетей тех объектов, которые будут включены в программу.

В завершении был сделан акцент на то обстоятельство, что в текущем году энергетики выполняют работы только по ремонтной программе. С учетом накопленных долгов в регионе, говорить о комплексной реконструкции и модернизации электросетевых объектов возможности нет. Вопрос неплатежей в регионе решается, но все еще остается открытым.

Марина КРЕМЛЯКОВА,

фото автора

«ЧР» № 92 от 28 ноября 2023 г.

Новости по теме: