Ценник и до штрафа может довести

Дата публикации: 08.11.2023 - 06:00
Просмотров - 141

Семья моих знакомых старается не пропускать открытие новых магазинов. Как правило, в рекламных целях для первых покупателей там предусмотрены приятные сюрпризы: акции, скидки и прочие бонусы.

Поэтому в объявленную дату заехали они в новый дискаунтер «Батон». В Хакасии эта сеть действует не первый день, теперь появилась еще одна торговая точка на ул. Бограда. После рабочего дня народу там скопилось немало – на кассе возникла очередь. Однако во время расчета выяснилось, что «программа зависла», и скидка по сетевой карте не проходила. Люди стали возмущаться, но продавец успокаивала, мол, когда все начнет действовать, деньги поступят на телефон. Но они не пришли ни на следующий день, ни через неделю. Пусть невелика была сумма, что-то около пятидесяти рублей, однако неприятно, что обещание не исполнили. Так что сюрприза не получилось, вернее получился, но со знаком минус. «Не поедем больше в этот магазин», - подытожила в разговоре приятельница.

Тема дискаунтеров - не нова. Постоянно приходится слышать про чехарду с ценниками, например. То вес не совпадет, то цена не та. Я как-то не особо рассматривала чеки. Тем более, что в последнее время во многих магазинах стараются их не распечатывать, экономят деньги на ленте для кассовых аппаратов. Бумага-то подорожала. Правда, всегда уточняют, нужен ли чек. Я не брала, зачем лишний мусор в кармане? Но выслушав не одну жалобу, решила удостовериться, так ли это. И не зря.

Зачем мы идем в магазин с товаром подешевле? Сэкономить, конечно. Но это не значит, что в супермаркетах низких цен не должны соблюдаться правила торговли. Тем не менее постоянно встречаешься с досадными нарушениями.

Самое распространенное – путаница с ценниками. Они могут элементарно не соответствовать товару, под которым размещены, или отсутствовать вовсе. Вот несколько ситуаций.

По пути из Абакана заехали в магазин «Хороший». В двух коробках вперемешку лежал сыр одного производителя, но разного веса и разных сортов: классический, деликатесный и т.д. Среди ценников долго искала соответствующий выбранному товару. После расчета всё же решила проверить чек. Стоимость упаковки оказалась на сотню дороже. Попросила пригласить администратора. Вместе пошли разбираться. Оказывается, что именно на такую упаковку ценник вообще отсутствовал. Другой пример. Магазин «Магнит», нужен пакетик черного перца горошком. Выбрала, рассчиталась. Однако выяснилось, что стоил он не 80, а 120 рублей. Товар перепутали местами. Идти в торговый зал за другой пачкой не было ни сил, ни желания. Администратор без возражений вернул деньги. И третий, уже классический пример, когда цена просто не совпадает. Объяснение простое: поступила новая партия, в компьютер изменения уже внесены, а вот ценники сменить не успели. И никто ни за что не продаст вам банку горошка по стоимости, указанной в ценнике, если она будет ниже, чем на кассе.

В этой ситуации можно посочувствовать и кассирам. Ведь им приходится выслушивать все претензии покупателей, хотя за выкладку в зале они отвечают не всегда. А рабочие руки в маркетах, как правило, ограничены – владельцы экономят на количестве обслуживающего персонала.

Но можно понять и покупателя, который смотрит именно на ценники, ориентируясь на свой кошелёк. И ему нет надобности вникать в проблемы торговой точки, из-за которых не хватило времени поменять ценники на актуальные. Как правило, конфликта удается избежать, если покупатель согласен вникнуть в ситуацию и заплатить цену, которая указана в кассовом чеке, либо просто отказывается от покупки. Не каждый захочет тратить нервы и время на разбирательства. Но если человек решит отстаивать свои интересы,  нужно помнить, что на стороне покупателя Закон «О защите прав потребителя», а также Гражданский кодекс РФ.

Они гласят, что цены должны быть едиными для всех категорий (помимо льготных, что оговаривается особо), а продавец обязан предоставить достоверные сведения (в том числе и о стоимости) и возместить убытки, понесенные покупателем из-за сведений, которые оказались недостоверными или были представлены несвоевременно.

Кстати, за несовпадение цены на кассе и в чеке преду­смотрены штрафы. Как и за отсутствие ценников на товарах и нарушение единого стиля в оформлении. Это когда фон красят в разные цвета, указывая цену без скидки и со скидкой или общую и специальную, для владельцев карт лояльности. Это маркетинговый ход, который помогает привлекать внимание покупателей и увеличивать прибыль. То есть стоимость на ценнике должна быть указана только одна.

Заявления о подобных нарушениях рассматривает Роспотребнадзор.

Кроме того, покупатель может потребовать возмещение морального, а то и материального вреда в суде. Так что разрешить конфликт без последствий в интересах прежде всего продавца. Тем более не допустимы ни грубость, ни оскорбления.

Так что, уважаемые читатели, не пожалейте несколько минут и проверяйте чеки, не отходя от кассы. И хороших вам покупок.

Марина ИЛЬИНА,

фото автора

«ЧР» № 86 от 7 ноября 2023г.

   

Новости по теме: