К Дню автомобилиста. Повелители гигантов

Дата публикации: 26.10.2023 - 12:01
Просмотров - 245

В предстоящее воскресенье все профессиональные водители России в 43-й раз будут отмечать свой праздник – День автомобилиста. Впервые он вошёл в наш календарь дат и событий в 1980 году, и с тех пор каждое четвёртое воскресенье октября повелители большегрузов и пассажирского транспорта, легковушек и спецтехники отмечают свой праздник.

С представителями этой профессии каждый из нас встречается ежедневно. От них зависит, вовремя ли мы приедем на работу, сможем ли купить в магазине продукты, успеют ли врачи вовремя доставить пациента в больницу и получит ли заказчик свой груз. И всё же среди водителей есть своя элита – те, кто каждую рабочую смену начинает с того, что отправляется к кабине машины по лестнице. Да-да, именно так только и можно попасть в кабину современного автосамосвала на разрезе «Черногорский». Ведь 130-тонные и тем более 220-тонные БелАЗы, которые возят уголь и породу, отличаются весьма внушительными размерами. А управляют этими гигантами с виду обычные люди.

Но на самом-то деле каждый водитель БелАЗа – это человек, обладающий особыми талантами. Например, такой, как старший экипажа 220-тонного БелАЗа Николай Топинский.

Путь Николая Александровича в профессию начался давно, больше четверти века назад. Ещё учась в школе, парень задумался о работе на разрезе, причём именно водителем БелАЗа, ведь много лет к тому времени на «Черногорском» работал отец Николая.

- Отец проработал на разрезе почти 40 лет, - говорит Николай Топинский. – Начинал ещё на маленьких 25-тонных БелАЗах. Там же, на «Черногорском», водителем автосамосвала работает муж сестры Александр Карюкин. Так что я после школы пошёл учиться в ПТУ на слесаря, на «Черногорском» проходил производственную практику, а потом, после службы в армии, устроился туда работать.

Правда, 15 лет Николаю Александровичу за руль большегруза сесть не удавалось – он был слесарем-агрегатчиком, «лечил» вышедшие из строя редукторы и коробки передач 55-тонных машин. Молодой специалист был настолько нужен для ремонтного дела, что его долго не отпускали с участка.

Но около полутора десятков лет назад на «Черногорском» СУЭК стала проводить масштабную модернизацию техники и оборудования, на смену 55-тонникам начали приходить 130-тонные машины, а затем и 220-тонные БелАЗы, и наступил момент, когда директор разреза «Черногорский» Геннадий Шаповаленко предложил Николаю сменить ремонтный бокс на кабину автосамосвала.

- Самое интересное, - вспоминает Николай, - что к тому времени у меня были водительские права, но практически не было опыта работы. Но ничего, прошёл обучение, отстажировался, сдал экзамены – и вперёд за руль. Я всегда хотел водить БелАЗ, наконец-то это стало реальностью. Сначала управлял 55-тонным самосвалом, сейчас на 220-тоннике.

Как говорит Николай Топинский, ему повезло, что в то время смог устроиться на разрез. Ведь конкурс был большой, но помогло то, что отец - заслуженный шахтёр, зять тоже водителем работает. А на предприятии отдают предпочтение семейным династиям. При прочих равных у них приоритет, и это оправдано – опытные старшие члены семьи всегда помогут советом, подскажут, что и как лучше делать, да и предостерегут от опрометчивых шагов.

Примечательная деталь: Николай Александрович говорит, что после управления БелАЗом очень аккуратно водит легковушку. Конечно, не 40 км/ч, но и за сотню не рвётся. Учитывая рост аварийности на дорогах общего пользования, стоит только пожалеть, что у нас так мало людей, которые управляют гигантами, глядишь – стало бы меньше ДТП.

- Работа нравится, - отмечает Николай Топинский. - Вроде всё одинаково, каждый день одно и то же, но это не так. Приходится ежедневно решать какие-то задачи, пусть маленькие, но они не дают заскучать. Это не монотонная работа, когда один день похож на другой. Немаловажно, что зарплата вполне приличная, если норма выполнена, то на руки водитель получает хорошую сумму. Очень важно, что СУЭК – это стабильность, белая зарплата и все льготы, это уверенность в завтрашнем дне, что крайне важно для семейного человека. А у меня трое дочерей, жена – воспитатель детского сада «Ёлочка», семью надо было обеспечивать. 

К слову сказать, в те годы, когда Николай Топинский  устроился на разрез, положение с зарплатами, трудоустройством в Черногорске было не ахти. Конечно, не 90-е, но и не нынешнее время. Сейчас немало людей, которые выходят на пенсию и смотрят с недоумением на начисленные пенсионные баллы – почему такие копейки? Но многие уже забыли о том, что в 2000-е трудились с чёрной зарплатой, о будущем не думали, лишь бы была хоть какая работа. И только сейчас пришло понимание: трудиться на предприятии с белой зарплатой гораздо выгоднее, чем связываться с деньгами в конвертах.

СУЭК же с самого начала работы проводила линию на честные отчисления. Да и в целом компания придерживается политики прозрачных и справедливых отношений. А это, в свою очередь, сказывается на подходе к работе. 

Не раз я слышала от водителей, машинистов, как важны чувство локтя и взаимная ответственность. Да, на смене водитель в кабине один, но в целом экипаж состоит из пяти человек, и от того, как сработает каждый, насколько бережно и ответственно он будет относиться к машине, зависит общий результат. Если один небрежен, вовремя не подремонтирует автосамосвал, то следующим сменам придётся исправлять его огрехи.

Поэтому экипаж подбирается тщательно, чтобы люди были, как говорится, на одной волне, чтобы была психологическая совместимость. Это не значит, что праздники и выходные они должны проводить вместе, да и невозможно – пока один работает, другой отдыхает, третий личным делом занят. Но всё же нередко происходит так, что члены экипажа превращаются в друзей по жизни.

Николай Топинский - опытный водитель, старший экипажа, и, конечно, не раз выступал в роли наставника. А ведь это очень важно, кто и как тебя вводит в профессию. Мало объяснить основные приёмы работы, надо суметь заразить интересом, зарядить новичка на грамотный подход к делу. И, судя по результатам, из Николая Александровича получился хороший наставник.

- Главное в нашем деле, - считает старший экипажа, - ответственность и дисциплинированность. А также желание работать. Если этого нет, то хорошего водителя не будет. Бывает, приходят на стажировку парни, и сразу видно – этот не останется. Работал он прежде в сфере продаж, делал всё на отвяжись и сюда пытается принести такой же подход, но в нашей профессии так нельзя. Поэтому подобные люди не задерживаются. А есть ребята, у которых сразу видно – ему интересно, он заряжен на достижения, хочет учиться, расти профессионально, конечно, такому помогаешь, советуешь, объясняешь. При этом не за руку водишь, у нас не детский сад, а направляешь, подсказываешь, как принять грамотное решение. Это тоже интересное дело.

- У многих возникает проблема с чувством габаритов, - продолжает Николай Топинский. – Машины-то у нас огромные, в высоту больше шести с половиной метров, в длину 13,5, в ширину почти восемь. Понятно, что с легковушкой, да и обычным КамАЗом, не сравнить. И вот приходит новичок, садится в кабину и не знает, куда ехать, боится зацепить другие машины, строения. Объясняешь, успокаиваешь, показываешь. Научиться ощущать машину в целом - это непросто, но при желании доступно. А есть стажёры, которые сразу чувствуют корпус БелАЗа. Мне повезло, у меня есть это чувство габаритов, я сел за руль и сразу поехал. Но тут уж кому что природой дано.

В кабине БелАЗа чувствуешь себя повелителем, если не мира, то карьера точно. Во-первых, впечатляет положение «высоко сижу, далеко гляжу» - высота-то машины  с двухэтажный дом! Во-вторых, масса различных датчиков, мониторов, электронных табло внушает уважение, но и некоторое опасение – и как с этим всем справляться, если вдруг что-то выйдет из строя?

- Машины современные, если нужно, помогают сервисные службы или свои ремонтные подразделения, - успокаивает Николай Топинский. - Но мелкие неполадки могут устранить сами водители. У нас даже некоторые женщины могут простые ремонты делать.

Кстати, разрез «Черногорский» был одним из первых в России, кто принял на работу и посадил за руль сначала 130-тонных, а затем и 220-тонных автосамосвалов женщин. Первое время многие не верили, что бывшие продавщицы, таксистки, маникюрши смогут наравне с мужчинами работать в карьере. Однако время показало, что мнение было ошибочное, представительницы слабого пола оказались весьма сильными водителями. Недаром на соревнованиях профессионального мастерства не раз победителями становились женщины.

- Для кандидатов мы готовы сами провести обучение, - говорит специалист по подбору персонала «СУЭК-Хакасия» Анна Худоногова. – После практических занятий все сдают экзамены и, если успешно пройдены все испытания, получают водительские права и официальное трудоустройство на предприятие. Помимо этого у нас полный соцпакет: от дотации на питание, бесплатного пайкового угля до подарков детям на Новый год, оплаченный за счёт СУЭК оздоровительный отдых и  санаторно-курортное лечение.

К слову сказать, как раз сейчас разрез «Черногорский» объявил новый набор водительниц БелАЗа. Будущим повелительницам большегрузов предстоит пройти обучение в учебно-производственном комбинате, затем простажироваться на разрезе, и в случае успешного прохождения всех этапов испытания «Черногорский» примет в свои ряды новых сотрудников. Более подробную информацию об условиях и требованиях трудоустройства на предприятие можно узнать по телефону: 8-963-263-00-73.

Валентина КОРЗУНОВА,

фото автора

«ЧР» № 83 от 26 октября 2023г.

 

Новости по теме: