Испытано на себе. Другая жизнь

Дата публикации: 18.10.2023 - 13:50
Автор:
Просмотров - 214

Народная мудрость недаром гласит: жизнь прожить – не поле перейти. И случается, что в эту жизнь входит болезнь. Не входит, врывается! Начиная диктовать жесткие условия,  ставя все с ног на голову. И это происходит не с кем-то, а именно с тобой.

Привычный мир рушится. Вместе с болезнью приходит паника. В мозгу, словно молоточек постоянно стучит: что делать, что делать? 

Душевных сил не остаётся ни на что: ни на любовь, ни на построение отношений, ни на творчество и работу. Зато в голову упорно лезут какие-то проблемы: как же так, завтра может не наступить, а ты не успела отдать кредит, и он станет «подарочком» детям. Останусь в их глазах должницей. Дома скопились старые вещи, которые все собиралась выкинуть, да руки не дошли. Родительская могилка не облагорожена, будут ли за ней ухаживать…

Но жизнь продолжается, несмотря ни на что. Да, вот такая, но продолжается. И главное решить для себя: как ты намерен прожить отпущенное Богом время. В отчаянии, безысходности, изматывая нытьем себя и окружающих, или принять ситуацию, как есть, и решить, что можно сделать в сложившихся обстоятельствах, как адаптироваться к жизни наилучшим образом, чтобы чувствовать себя полноценно насколько возможно. Это непросто. Будут и слёзы, и отчаяние. Но времени безразлично – проплачете ли вы несколько часов кряду или потратите их на что-то другое – день все равно пройдет. И нелишне помнить, что негативный настрой забирает силы, усугубляет проблему.

ИНВАЛИДНОСТЬ – ПРИГОВОР?

Опять же, смотря как к этому отнестись. Когда участковый терапевт сообщила, что начинает готовить документы для оформления инвалидности, возникло удивление. Как-то не примеряла на себя это слово. И какую группу определят? Скорее всего, третью, а может и вообще откажут. Знакомые наперебой рассказывали о том, что инвалидность сейчас получить очень трудно, что обязательно нужно «положить в карман». Класть в карман я не умела, да и не знала кому, нужных связей не имела. Поэтому в назначенный день просто поехала на экспертизу. Председатель комиссии предупредила, что в ходе освидетельствования будут вестись аудио- и видеофиксация. Это делается с целью документирования всего происходящего во время медико-социальной экспертизы и обеспечения объективного контроля за работой бюро и его специалистами, перечислила законы и объяснила порядок проведения экспертизы. Затем задали много вопросов, попросили пройтись, наклониться, присесть и т.д. Через полчаса ожидания вновь пригласили в кабинет и сообщили, что определена первая группа. Я была ошарашена, из глаз брызнули слёзы.  «Вам плохо?» - переполошились все. Как же так, я болею, но не хочу быть настолько инвалидом, и смогу ли с такой группой работать? «В плане реабилитации мы указали, что по возможности и при создании необходимых условий на рабочем месте, вы сможете продолжать трудиться. А сейчас набирайтесь сил».

ПЕНСИЯ

Следующим шагом стало оформление пенсии по нетрудоспособности. В этой части могу только сказать спасибо работникам Пенсионного фонда Черногорска. Приняли там доброжелательно, документы оформили за один день и подробно объяснили, на какие льготы можно рассчитывать. Немаловажным фактором в этом деле стала ответственность работодателя – никаких «серых» схем, все отчисления в пенсионный фонд проводились вовремя, в отчетности был полный порядок. Хотя наша организация пережила и трудное время взаимозачётов, и реорганизаций, и прочих «прелестей» лихих 90-х.

МЕДИЦИНА

С ней, родимой, столкнулась вплотную. И это отдельная тема для большого разговора. Но одно поняла чётко: сколько ее не реформируют, а доступности и удобства для больных в получении услуг больше не стало. Много формальности, несогласованности. Больничный – это бесконечные очереди на анализы, обследования, приёмы, которые выматывают и физически, и морально. Но и здесь, как и везде, работают разные люди. Одни относятся к делу ответственно, с душой, другие видят в пациенте только некую статистическую единицу. И порядок в любом учреждении зависит, прежде всего, от руководителя. От того, как он наладит работу.

С другой стороны, порой сочувствовала докторам. Появилось ощущение, что в очереди перед кабинетом народ тупеет – кто-то достаёт незнакомых людей подробностями о своих болячках, другие ведут себя агрессивно, постоянно устраивая разборки типа «я с утра здесь стою, а ты откуда?» Беда и в том, что катастрофически не хватает узких специалистов. Например, в городе нет кардиолога! В общем, к посещению больниц решила относиться как к работе, которую просто нужно делать.

ГОРОД ДЛЯ ЗДОРОВЫХ ЛЮДЕЙ

Когда понемногу начала передвигаться, обнаружила, что в городе (и не только в нашем) для человека маломобильного много неприятных сюрпризов. Например, тротуары со вздыбившимся от корней деревьев асфальтом. Или с лужами, которые можно только обойти по буеракам или перепрыгнуть. Настоящими врагами стали лестницы. Интересно, при строительстве задумываются над высотой ступенек, о наличии перил и скользкое ли на них покрытие? Или инвалиды имеют право ходить только в больницы, аптеки да социальные учреждения? Но даже во многих аптеках пандусы устроены для проформы. На крыльцо по нему взобраться можно, а в дверь колясочник вряд ли попадёт – мешают пороги и ступеньки внутри здания. Позабавил пандус в отделении Сбербанка на Космонавтов. Удобный, со специальным покрытием, но вот перила на нем почему-то не отрегулированы по высоте. И чем выше поднимаешься, тем ниже нужно наклоняться, чтобы ухватиться за них. А в некоторых магазинах у пандусов такой уклон, что забраться по нему могут только легкоатлеты. Поэтому посещение торговых точек проходило так: я сидела в машине, сопровождающий шел в торговый зал и по телефону мы советовались, что и по какой цене покупать. Большой плюс, что сегодня можно вызвать мастеров сферы услуг на дом, парикмахера, например, или заказать вещи по интернету с доставкой на дом. И ограничивает возможности человека не инвалидность, а среда. И если городская инфраструктура будет доступна для инвалидов, которые могут передвигаться, человек сможет пользоваться ею наравне со всеми, жить более полноценной жизнью. Поэтому сделать среду более комфортной и доступной – задача не только властей, но и владельцев конкретных магазинов, учреждений, салонов.

Отдельная тема – автобусные остановки. Вначале думала, что поездки на этом виде транспорта остались в прошлом. Но на такси не наездишься, и недавно решилась на эксперимент. Собралась с духом и отправилась на остановку. Решила, что если смогу сесть в автобус, поеду, если нет, вызову такси. Дело в том, что не все остановки оборудованы удобными карманами. Наша как раз такая, автобусы же по высоте разные. А для человека со слабостью в ногах лишние пять сантиметров имеют значение. Повезло, пришёл невысокий автобус, и я смогла забраться. Это было достижение, словно Эверест покорила. Даже настроение весь день было приподнятым. И здесь хочу вернуться к началу разговора, к тому самому позитивному настрою.

ПРЕОДОЛЕНИЕ СЕБЯ

Когда лишилась возможности ходить, элементарные вещи, о которых просто не задумываешься, перемещаются в область фантастики. Добраться до кухни и ванны, что в паре метров от спальни, было невозможным. Но лечение помогло.

И тогда главной целью стало самообслуживание. Каждый день моим первым достижением было встать с кровати. Очень важно не залёживаться, предаваясь мрачным мыслям, а заставить себя сделать. Через боль, страх упасть, с помощью людей и подсобных средств. Когда смогла передвигаться по квартире, до невозможности захотелось выходить на улицу. Попробовала, не одна, конечно. Цепляясь за перила, опираясь на трость, но спустилась на 1-й этаж. И вот парадокс, чтобы ходить, надо ходить! Без движения организм слабеет, мозг забывает, зачем телу нужны ноги.

Стали рано утром выезжать в парк погибшим шахтерам. Спасибо всем, кто следит за порядком в нем. Утром там свежо, тихо. Вначале с поддержкой прошла сто шагов, потом двести, триста. Уставала сильно, но было радостно, смогу ходить! Много эмоций получила от первой поездки за город. Просто сидела и наслаждалась шумом деревьев, порывами ветра, щебетом птиц.

Теперь уже не так сильно пугают неровности на дорогах и лестницы. Как только смогла сидеть за компьютером и вставать без помощи, потихоньку начала возвращаться к работе удалённо. В этом очень помогли коллеги и руководитель. Они вернули меня в деятельную жизнь, дали почувствовать нужность и востребованность.

Ведь человек, попавший в подобную ситуацию, не должен замыкаться. Признаюсь, были моменты, когда ни с кем не хотела общаться. Во-первых, не хотелось грузить собственными проблемами, во-вторых, стеснялась, что увидят больной, беспомощной. А ведь родные, близкие, друзья, коллеги – это мощный ресурс. И неправда, что чужое горе никого не трогает.

В сложный период жизни рядом оказалось много людей, которые поддержали словом и делом, дали позитивный настрой. И я не имею права подвести их. Одними таблетками невозможно победить недуг. Нужны собственные усилия для преодоления трудностей, самодисциплина. Чтобы не скатываться в бездну самосожаления, не втягивать в эту воронку тех, кто рядом. Не думать, что все должны только тебе, и быть благодарным за малое. Это работает.

Марина ИЛЬИНА,
фото автора 

«ЧР» № 80 от 17 октября 2023г.

Новости по теме: