Тот хорош, кто для дела гож

Дата публикации: 18.10.2023 - 13:43
Просмотров - 155

На черногорской швейной фабрике придумали, как решить кадровую проблему

На черногорской швейной фабрике создают не только юбки, платья, сарафаны, но и… мечты. А самыми перспективными в плане «зацепить», заразить любовью к швейному делу считают… трех-, пятиклассников. Как так? В поисках ответов мы отправились на производство, в цеха, где не только строчат швейные машинки, но и действуют лазерный принтер, оборудование для полноцветной печати, робот, способный по заданной программе из вложенной ткани выдавать готовые изделия и, конечно, мощные компьютеры - мозг процессов, которые выдают спортивные костюмы, рабочую одежду с какими угодно брендами и даже сувениры: от резных юрт для конфет до грамот на камнях.

- Оксана Анатольевна, - обращаюсь к директору, предпринимателю О.А. Макович, - одна из острых проблем сегодня – кадровый голод. А вы говорите, что старшеклассники, которым как раз предстоит выбирать профессии, приходят к вам на экскурсии поздновато.

- Противоречия в этом нет. Квалифицированные кадры, талантливые люди с золотыми руками нужны, как воздух. Однако начинать профориентационную работу надо как можно раньше. Родилась идея теперь уже работающего проекта «Скроить мечту».

Суть в том, чтобы начинать профориентацию с третьих-пятых классов. Прежде чем сделать это практикой, мы приглашали к себе на экскурсии, классами, тех, кто отучился в школе три – пять лет, и наблюдали за реакцией. Это, скажу вам, был праздник сердца и души. Ребята так живо, искренне реагировали на то, что видели, задавали столько вопросов! А когда мы спрашивали, хотели бы они попробовать сшить здесь, к примеру, фартук с выбранными ими же рисунками, или участвовать в создании принтов для детских пледов, да просто посидеть за швейными машинами, испытать себя, в ответ по цехам разносилось громкое: «Да-а-а!».

Что ж, разработали программу в рамках проекта «Скроить мечту», позвали на практику пятиклассников (именно на этом этапе школьной жизни ученики начинают заниматься на уроках по технологии (труду), однако такого оборудования, как у нас, в школах нет). Пришли лишь те, у кого во время экскурсий глаза горели особенно ярко. На это и был расчёт – найти тех, кто заинтересуется делом дизайна ли, раскройки, шитья, работой на современном оборудовании.

В прошлом году ребята не ходили, а летали на эти наши занятия, приводили братьев, сестёр, друзей - им становилось интересно, чем это так хвалятся сверстники.

Нынче, по окончании летних каникул, что бы вы думали? В цеха вернулись все наши подопечные, и мы снова предоставили нашей юной смене возможность учиться на безопасном, специально настроенном оборудовании.

- Смена, вы уверены?

- Абсолютно уверена, что это наши будущие сотрудники. Спектр профессий в лёгкой промышленности очень широк. Нам нужны художники, дизайнеры, программисты, вышивальщики, портные, закройщики, печатники. К слову, откуда бы ребята всё это узнали, не побывав у нас?

- Суперранняя профориентация с выходом на производство – нестандартный ход. Выходит, вы идёте в параллели с такой важной государственной темой, как профессионалитет, созданный в поддержку СПО с тем, чтобы не было отдельно обучения и отдельно – практики, а затем – работы не по душе. Изначально, с первых курсов, стоит цель подружить студентов с представителями предприятий, учреждений (будущих работодателей, будь это строительная фирма, швейное производство или детсад, школа).

- Можно, конечно, и так сказать – о параллели, но считаю, что мы с ребятами среднего школьного звена – впереди. Мы, производственники, – люди дела, на земле стоим, знаем, что нам нужно. А представители учебных заведений должны выстраивать свои программы, исходя из наших заказов, потребностей. Что же касается столь ранней профориентации, это оправдано: у ребёнка должна быть возможность пробовать, испытывать себя, чтобы найти именно то, в чём он талантлив и способен раскрыть себя максимально, чтобы во взрослом возрасте трудиться с удовольствием, а не скучать на рабочем месте.

- У вас завязались деловые взаимоотношения и с художественной школой, о которых мы узнали от директора Надежды Александровны Яблочковой. Они с сентября набрали ребят на отделение «Дизайн», оборудовали кабинет мощными компьютерами, которые оснащены специальными программами.

- Да, причём начинаем сотрудничать, опять же, со старта. Изучать основы дизайна решили школьники средних классов, мы договорились о том, что на три теоретических занятия будет приходиться одно практическое у нас на фабрике. Хорошее дело - учиться конструировать какое-либо изображение, орнамент, картинку на экране, совсем другое – посмотреть воочию, как это ляжет на ткань. Может быть, понадобится другой фон, или рисунок нужно будет усовершенствовать, чтобы добиться идеала. К тому же, у ребят будет понимание, для чего они изучают довольно сложные дисциплины, и мотивация делать это серьёзно, вдумчиво.

- Может быть, кто-то из сегодняшних учеников художки тоже придёт к вам работать, как это сделал, к примеру, выпускник отделения «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» Хакасского госуниверситета Андрей Проноза, который успешно трудится на фабрике художником-конструктором, и по всему видно – увлечён делом.

- Уверена – так и будет.

- Новое оборудование на вашем производстве всё серьёзнее теснит традиционное.

- Смотрите, вот вышивка, которая сделана за три часа (на изнанке – «лес» обрезанных ниток), а вот тот же рисунок на новой четырёхголовочной машине. Он выполнен за 26 минут, изнанка практически чистая. Новая вышивальная высокопроизводительная машина умеет изготавливать одновременно четыре изделия. Бывает, необходимо сделать большие партии заказов, с использованием брендов, которые именно вышиваются. Благодаря такому оборудованию заказ будет выполнен быстро.

Вот лазерный принтер, который работает не только с тканью, ещё и с фанерой, камнем, может создавать изображения на коже. Разработали вот такой сувенир – с символом Хакасии. На обратной стороне нанесён куар-код, при переходе через который можно посмотреть фильм о нашей республике.

Прессы, на которых мы «запечатываем» какие угодно изображения, - вот они, в деле. Это заготовки для спортивной формы одной из команд.

- Команда пенсионеров Хакасии недавно успешно выступила на международной спартакиаде, у них масса фотографий в форме, которую разработали и сделали вы.

- На рукава поместили орнамент, передали через него силу нашей земли, её энергию, любовь к людям. Значит, сработало, помогло!

- Летом вы с рабочей поездкой были в Бишкеке (Кыргызстан), на швейном производстве. Какие привезли впечатления?

- Побывала на крупном частном швейном производстве, была поражена оснащением цехов. Это современнейшие линии, роботизированные процессы и огромная скорость выполнения операций на всех этапах.

В этой стране лёгкая промышленность развивается уверенно, стремительно, многое взяла себе на заметку. Из наших «минусов» отмечу медлительность – по пословице, долго запрягаем. Коллеги же из соседней страны научились работать производительно, на огромных скоростях. Пример не из производственного цеха: на оптовом рынке закупила фурнитуру, через считанные минуты груз уже был запакован и отправился в Россию.

Из наших «плюсов» - мощная творческая составляющая, мы умеем сами разрабатывать изделия с нуля, а не копировать их. Соединим одно с другим, укрепим производство кадрами, которые сейчас вприпрыжку бегают в школы с ранцами, – будет отличный результат.

Марина КРЕМЛЯКОВА,
фото автора

«ЧР» № 80 от 17 октября 2023г.

Новости по теме: