К Дню штаба МВД. Мне сверху видно всё, ты так и знай

Дата публикации: 05.10.2023 - 13:21
Просмотров - 196

7 октября штабные подразделения МВД отмечают 105 лет со дня основания

ПРОСТО НАЧАЛЬНИК ШТАБА

Для людей далёких от военной службы, как и от службы МЧС, МВД слова «штаб», «штабные работники» нередко являются синонимами работы канцелярской, тихой и спокойной. Впрочем, даже те, кто в работает в системе, порой тоже склонны поддерживать такое мнение. Помните, как в фильме «Гусарская баллада» от бравых вояк слышится: «Штабной в отряде – скверная примета!»

Но справедливо ли это?

Хочется напомнить старую историю, которая произошла в Абакане 20 лет назад. Раннее утро, по городу летит иномарка, которую преследует наряд ДПС. На одной из улиц преступник на легковушке сбивает инспектора ГАИ, затем улетает во дворы и врезает в бетонное препятствие. После чего скрывается в подвале многоэтажки, обвязывается взрывчаткой и грозится подорвать себя вместе с домом.

На место сразу же выехали оперативные службы и руководство ГОВД. Начальником штаба в то время был Максим Ярусов. И он стал добровольным заложником террориста, когда тот потребовал, чтобы с ним в машину сели трое милиционеров. Немало тревожных минут провёл Максим Максимович бок о бок с опасным преступником. Также в машину сели оперативник уголовного розыска и боец ОМОНа. Вместе выехали далеко за город, вели беседы, успокаивали террориста, ожидая, когда коллеги подготовят захват. После сигнала о начале операции, преступника обезвредили в считанные секунды прямо в машине. Уже позже сапёры подтвердили, бомба была боевая, если бы взорвалась, то никому мало не показалось. Как говорили специалисты, разрушения были бы огромные, жертвы многочисленные.

Помню, как после спрашивала Максима Ярусова, зачем он пошёл на риск, ведь начальник штаба не должен был становиться заложником, у него другая работа. На что Максим Максимович тогда ответил:

- Понимаешь, иначе было нельзя, остальные парни молодые, могли растеряться, да и только жить начали…

Когда начташба говорили, что он настоящий герой, то Максим Максимович только отшучивался, мол, ничего особенного он не сделал, обычная служба.

Почти такими же словами говорил начальник штаба ОМВД по Черногорску Евгений Дюбин, когда рассказывал свою историю.

В 1995 году он служил в милиции, предстояла командировка в Енисейск. Дело в том, что нужно было этапировать обвиняемого в Черногорск. Некоторое время назад он совершил кражу и потом ушёл в армию. Наступило время судебного заседания, необходимо было доставить обвиняемого.

Напомню, на дворе 1995 год, время сложное и голодное, денежное довольствие оставляло желать лучшего, командировочных хватало на пару пирожков. В общем, где жить, что есть – вопрос актуальный. А у Евгения в Енисейске родственники, голодными на улице парней не оставят. Так и отправился Женя вместе с участковым уполномоченным в командировку.

Туда долетели успешно, забрали обвиняемого, вернулись в Красноярск. Последний перелёт до Абакана. Этот рейс ABG 107 20 января лёгкого авиалайнера Let L-410UVP запомнился пассажирам навсегда.

- Обвиняемого мы посадили между собой, - вспоминает Евгений. – Летим, вдруг смотрю, с моей стороны винт перестал работать. Говорю напарнику, мол, странно, винт не пашет. Но мы же не знаем, может, так и надо. Затем смотрим в иллюминатор другого борта, и там тоже двигатель перестал работать. Всё, удар о землю.   

На часах начало восьмого вечера, чешский самолёт врезался в деревья, и от удара практически разрушился. Бензобаки пробиты, чудо, что не пробежала искра, лётчики успели отключить электрооборудование. Пилоты и один пассажир погибли, из 16 выживших пассажиров 13 получили различные ранения. Евгений и его напарник были в числе раненых, а вот обвиняемому повезло, ни царапины!

Как вспоминает Евгений, сначала самолёт сильно тряхнуло, потом он накренился и застрял между деревьев, так, что нос воздушного суда оказался внизу. Женя вместе с коллегой и обвиняемым сидели в хвосте самолёта. От удара напарник получил множественные переломы таза, у Евгения позже врачи диагностировали тупую травму живота, отрыв печени от вен, сломанные рёбра, повреждённые лёгкие, порванные связки руки.

- Видимо, на какое-то время от удара я потерял сознание, - вспоминает Евгений. – Очнулся, ничего не понятно, темнота, холод. Потом увидел впереди пятно не такого тёмного цвета и пополз к нему. Оказалось, что это выход. В общем, рухнул прямо на землю, тогда руку и повредил.

Но даже в таком отчаянном состоянии Евгений не забыл об ответственности, подозвал к себе обвиняемого, приковал его наручниками к своей руке и только потом вновь потерял сознание. Очнулся парень, когда приехала первая машина скорой помощи и врач поводил ваткой с нашатырным спиртом перед носом раненого.

Можно сказать, что Евгению невероятно повезло, травмы были тяжёлые, но сначала очень быстро приехала скорая помощь и его первым же рейсом увезли в БСМП. Затем на удачу парня в скоропомощной больнице  именно тем вечером дежурил хирург Сергей Геннадиевич Маслов, специализирующийся на операциях с печенью. Он смог спасти пациента.

На смену выбывшим из строя милиционерам, прилетели двое других. Они забрали обвиняемого, доставили в Черногорск и по решению суда того приговорили к полутора годам лишения свободы условно.

А Евгений после лечения продолжил службу. По состоянию здоровья он уже не мог работать в подразделениях, где требуется отличная физическая подготовка, и перешёл в дежурную часть. Спустя годы стал начальником штаба и сейчас за его плечами уже 30 лет выслуги.

Ну и как вам, обычные штабные?

МОЗГ ПОЛИЦИИ

Примечательно, что маршал Советского Союза, первый начальник генштаба РККА во время Великой Отечественной войны Борис Михайлович Шапошников назвал свою книгу о роли и сущности генерального штаба «Мозг армии». В своём трёхтомнике военачальник писал: «О значении генерального штаба для военной системы  много говорить не приходится – ему издавна уже дано наименование «мозга армии».

О том, в чём же заключается работа штаба, зачем он нужен и для чего был создан, мы поговорили с Евгением Дюбиным. Кому как не начальнику штаба знать всё о своей работе.

- Евгений, давайте начнём с самого простого и, на первый взгляд, банального вопроса - так для чего нужен штаб?

- Штаб нужен для того, чтобы проводить анализ текущей оперативной обстановки. Анализы могут быть разными – долгосрочный, на определённый промежуток времени, краткосрочный. Все статистические данные собираются именно в штабе. По всем уголовным делам – тем, что в производстве, и тем, что уже окончены. По административным делам также.

К нам за информацией обращаются разные правоохранительные органы – ФСБ, прокуратура, Следственный комитет и т.д.

- Вы можете отслеживать динамику – каких преступлений стало больше в городе, каких меньше?

- Именно так. Я провожу анализ обстановки, затем ежеквартально мы его рассматриваем на совещаниях у начальника ОМВД с тем, чтобы принять определённые решения для нормализации криминогенной обстановки. Вырабатываем меры, чтобы контролировать ситуацию в городе.

В нашей работе три составляющих – планирование, анализ и контроль.

Я составляю план работы отдела на год и потом контролирую его исполнение. Сотрудники отделов мне предоставляют информацию, отчитываются: выполнили или нет план, какие результаты получили. Это всё необходимо для того, чтобы на следующий год мы могли корректировать принятие определённых мер. Может, нужно идти в другом направлении, принимать иные действия и т.д.

Третья функция: контроль за выполнением плана работы, за решениями, которые принимаются на оперативных и рабочих совещаниях начальником отдела. Например, руководство назначает собственную проверку, мы контролируем выполнение, смотрим на результаты.

- То есть. вы та самая структура, которая видит картину целиком, может говорить разным подразделениям, что им в данный конкретный момент надо делать, на что обратить особое внимание. Грубо говоря, вы увидели тенденцию к уменьшению числа напёрсточников и увеличению числа интернет-мошенников, и можете посоветовать уголовному розыску переориентировать своих оперативников с одного вида на другой?

- Да, именно так и происходит.

АФЕРИСТ ПОД МИКРОСКОПОМ

- Если вернуться к анализу. Сегодня проблема номер один – это кибермошенничества. А есть какая-то динамика изменений по видам, схемам обманов?

- Конечно. В последние годы мы активно стали вести профилактические мероприятия, совершаем поквартирные обходы, встречаемся с трудовыми коллективами. Я, в том числе, тоже  хожу на такие беседы. И в ходе общения, конечно, рассказываю о наиболее часто встречающихся схемах, а также о тех, которые уже вроде бы ушли в прошлое.

Например, была такая схема – мошенник вызывает такси, говорит адрес, и тут же просит водителя заехать в магазин, купить цветы, спиртное и какие-нибудь деликатесы, заодно перевести заказчику тысяч пять на телефон, а то, мол, деньги заканчиваются. Пассажир рассчитается сразу на месте – и за продукты отдаст, и за пополнение баланса, и за вызов такси. Причём, адреса, куда водитель должен приехать за пассажиром, примечательные, убеждающие таксиста, что заказчик человек серьёзный, честный. Нередко такие заявки поступали как бы от лица сотрудников полиции, и водитель такси должен был приехать в отдел. А в итоге, таксист оставался с цветами-конфетами-коньяком и без денег. Постояв какое-то время, не дождавшись клиента и возмещения потраченных средств, водитель шёл в полицию и писал заявление.

Такие преступления ушли в прошлое, видимо, водители такси перестали реагировать на подобные заявки. Также практически перестали встречаться мошенничества по схеме «Мама, я попал в ДТП, срочно кинь денег, надо заплатить следователю».

Хотя тут не всё так просто. Нельзя сказать, что эти схемы уже отработаны и про них можно забыть. Думаю, что как раз несколько подзабытые сценарии скоро вновь станут актуальными. Схема действующая, потенциальные жертвы забыли о ней, так почему бы не воспользоваться?

(К слову сказать, буквально через пару дней после нашей беседы с Евгением, в полицию Черногорска обратились две пожилые женщины, которые лишились всех своих сбережений в результате мошенничества, которое разворачивалось именно по схеме «Мама, я попал в ДТП», - прим.автора).

На самом деле, схем обмана много, преступники пользуются старыми, разрабатывают новые, они же далеко не дураки. Поэтому на встречах с людьми мы говорим и про старые сценарии, и про новые.

И я не устаю убеждать – если вы во время телефонного разговора с неизвестным собеседником почувствовали что-то не то, какой-то подвох, кладите трубку. Просто прекращайте разговор и всё. Только так можно уберечь себя от мошенников.

Причём, нередко преступники могут начать перезванивать, запугивать, мол, как вы смели прервать беседу с сотрудником полиции или ФСБ?! А ну-ка быстро сообщили паспортные данные, номера и коды банковской карты! Запомните, сотрудники полиции никогда, подчёркиваю, никогда не потребуют у вас по телефону такие данные. Никогда человека не привлекут к ответственности за то, что он отказался по телефону разговаривать с полицейским.

- Можно понять людей, всё же не по себе обрывать разговор с сотрудником правоохранительных органов. А ну как оштрафуют за неуважение!

- За то, что отказались  по телефону передавать свои данные – никогда. Если сотруднику полиции нужно будет встретиться с человеком, взять у него какую-то информацию, он найдёт пути, как лично встретиться. Предъявит служебное удостоверение, гражданин может перезвонить в отдел и убедиться, что такой-то в самом деле служит в МВД. И уж тем более, никогда сотрудник полиции не будет требовать, чтобы вы перевели свои деньги по указанным им реквизитам.

- А из других видов преступлений можно сказать, что какие-то ушли, какие-то новые появились?

- Уже целый год у нас идёт спад уличных преступлений, в том числе, совершённых в общественных местах.

- Что говорит ваш анализ? С чем связан спад?

- Нами были приняты определённые меры.  С одной стороны, выявляются и отдаются под суд незаконопослушные граждане, с другой мы активно стали применять профилактические мероприятия. Это и поквартирные обходы, и встречи в коллективах, и патрулирование улиц города, и контроль за судимыми лицами. Конечно, мы не каждый день бываем в том или ином районе, но в том и дело, что если потенциальный преступник понимает – он может попасться нам на глаза в момент совершения противоправного деяния, то, скорее всего, такой гражданин попросту не будет его совершать.

ВОТ ЭТО БАЗА ДАННЫХ!

- Сколько человек работают в штабе?

- Вместе со мной четверо. Я руководитель, старший инспектор по анализу, планированию и контролю штаба майор Эльвира Букина, инспекторы по информационному обеспечению штаба майор Татьяна Чаркова и старший лейтенант Елена Кайкова. Татьяна и Елена  занимаются сбором и обработкой статистических данных.

Сначала сотрудники разных подразделений отдела заполняют статистические карточки. В этих бланках очень много позиций, начиная от пола и возраста, заканчивая какими-то, на первый взгляд, маловажными деталями. Но на самом деле при анализе эти детали могут дать весьма полезную и важную информацию.

В штабе все эти данные мы забиваем в базу и отправляем в информационный центр МВД РХ, а те уже передают их в федеральный центр. Анализ ведётся на каждом этапе, в итоге есть полномасштабная картина по стране.

*Начальник штаба со своими сотрудниками. Слева направо: Татьяна Чаркова, Евгений Дюбин, Елена Кайкова и Эльвира Букина

- Так понимаю, что с помощью ваших карточек, базы в целом, можно делать разные выборки – грубо говоря, сколько женщин в возрасте 21 года занимаются воровством в магазинах? Или как выглядит среднестатистический человек, наиболее подверженный убеждениям кибермошенников?

- Именно такой анализ, если говорить о потенциальной жертве мошенников, проводят сотрудники подразделения охраны общественного порядка. Они приходят в штаб, берут наши статданные и делают выборку: по возрасту, полу, месту жительства, социальному положению, образованию и т.д.

Изучая наши данные, можно увидеть очень много интересных моментов, лучше понять ситуацию.

К примеру, вопрос – может ли человек по собственной воле, так сказать, дважды наступать на одни грабли? А трижды? А четырежды? Оказывается, может!  У нас есть люди, которые по несколько раз становились жертвами мошенников. Причём, они прекрасно были осведомлены о схемах обманов, но вновь и вновь верили преступникам. Более того, при этом они совершенно не верили родным людям, которые пытались их уберечь от преступных посягательств.

А тех, кто приходит к нам по второму разу – много.

- Вот и мне не понятно, как можно на одну удочку попадаться не единожды! Ну ладно, раз не понял, поверил, но второй-то как? Ведь вроде бы уже учёный человек. Так нет – снова вера мошенникам, снова то инвестиции странные, то «спасение средств на резервном счёте»! Больше того, можно понять, когда в процессе общения возникает что-то вроде гипноза и в этом состоянии человек переводит непонятно кому свои деньги. Но когда он это делает спустя сутки, другие, третьи… Причём, сначала ходит по банкам, берёт кредиты, потом перечисляет средства непонятно куда – вот это уже совсем странно.

- Больше того, такие граждане зачастую начинают обманывать сотрудников банков, родных людей, полицейских, лишь бы выполнить требования мошенников.

Конкретный случай, пришла к нам женщина, привела свою мать, которая отдала все свои деньги мошенникам, мол, они дистанционно лечат её. Затем заложила квартиру, взяла два кредита по миллиону рублей и тоже отдала мошенникам. А потом пришла к дочери, требуя, чтобы та продала свою квартиру и вырученные деньги перевела «лекарям». Ни дочери, ни нам она не верила, упорно твердила, что только благодаря «лекарям» она ещё жива. Заявление о мошенничестве отказывалась писать.  

- Чтобы стать сотрудником штаба, нужно проходить какое-то специальное обучение?

- Конечно. У каждого подразделения своя специфика, у штаба в том числе. Для того, чтобы работать у нас, необходимо, во-первых, юридическое образование, во-вторых, специальные курсы подготовки, которые проводит учебный центр МВД Хакасии или МВД России.

- А есть какие-то особые черты характера, присущие именно штабистам?

- Усидчивость, аккуратность, внимательность, умение работать с документами. Без этих качеств работать в штабе не получится. Опять же нужна коммуникабельность и чтобы душа лежала к этому делу.

- Какая дорога привела вас в штаб? Или вы сознательно хотели служить именно здесь?

- В какой-то степени случайно. После школы я поступил в политехнический институт в Красноярске, потом бросил его, ушёл в армию. Там служил в специальных моторизированных частях милиции в составе конвойного полка. Несли службу по охране общественного порядка в Белово Кемеровской области. Когда вернулся домой, то выбор, куда идти работать, особо не стоял. Это был 1993 год, положение сложное – с деньгами, с работой, а тут предложили идти в милицию. Сначала был в патрульно-постовой службе, затем участковым уполномоченным, затем дознавателем, служил в дежурной части. В конце концов, занял должность инспектора по ЧО и ЧС, это уже было довольно близко к штабной работе, так что, когда предложили перейти в штаб, согласился.

Да, может показаться, что работа монотонная, каждый день одно и то же. Но на самом деле, она очень разнообразная. Конечно, мы не бегаем, как оперативники, по городу, сидим за компьютерами, но у нас своя напряжённая жизнь. Приходится работать головой, а это интересно.

Может, поэтому в штабе практически нет текучки. Самый молодой сотрудник служит у нас уже больше пяти лет и уходить никуда не собирается. Я поздравляю коллег, сотрудников штабов с профессиональным праздником. Здоровья, счастья, семейного благополучия и любви к своей работе.

 

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Для нас, офицеров генерального штаба, приёмы немцев в мировую войну, в особенности в её начале, не были новинкой, мы знали их хорошо. Другое дело генералы русской армии – большинство из них этих приёмов не знало, а на войне, как известно, дело решают не капитанские головы.

Б.Шапошников

«Мозг армии»

 

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Побеждённым странам, за которыми всё же, правда, в минимальных размерах, признано право на оборону, победители запретили иметь генеральный штаб как орган управления армией.

Б.Шапошников

«Мозг армии»

Валентина КОРЗУНОВА,

фото из архива Евгения Дюбина

«ЧР» № 77 от 5 октября 2023г.

 

Новости по теме: