«Золотые» овощи

Дата публикации: 05.09.2023 - 00:00
Автор:
Просмотров - 161

На дворе - разгар овощного сезона. Казалось бы, прилавки должны ломиться от недорогих сезонных даров земли. Они и ломятся. Но если месяцем-двумя ранее народ рыскал по магазинам, чтобы купить так называемый борщевой набор в полном комплекте, то сегодня – в поисках доступных цен.

Как правило, с наступлением лета горожане спешат побаловать себя свежей продукцией. В Хакасии раньше с этим дела обстояли неплохо. В супермаркетах всегда можно было купить всё и сразу. И благодаря тому, что на прилавках лежали как овощи нового урожая, так и старые запасы, цены держались. Можно было выбрать молоденькую капусту, а свёклу, морковь, картофель взять прошлогодние, но вполне бодрые. Нынче же овощной сезон выдался несколько странным. В одном магазине, например, предлагали лук-репку и помидоры, в другом – картофель и капусту. В общем, приходилось поездить. Причем через пару дней лука уже не было ни в одном, ни в другом. А когда он появлялся, цена неприятно удивляла, поднимаясь чуть ли не в два раза! То же и с помидорами, со свёклой, морковкой. И вот старый урожай как-то сразу закончился, на смену пришёл молодой. Традиционно на него приходится пик роста цен. Однако время идет, а овощи и не думают существенно дешеветь. К осени несколько сдали позиции томаты и огурцы, но потом вновь набрали очки, а что-то так и осталось дорогим. И выражение «сидеть на одной картошке» сегодня не актуально – овощной стол тянет чуть ли не наравне с мясным и рыбным. Пожалуй, только арбузы и дыни радуют. Хотя и они нынче дороже, чем в предыдущие годы (впрочем, как и все остальное). Так что делать заготовки из покупных овощей вкупе с расходами на крышки, сахар и другие ингредиенты и вовсе накладно. И что раздражает – даже в магазинах одной торговой сети ассортимент и цена на одинаковый товар могут заметно отличаться. И советовать, что, мол, купи там-то, нецелесообразно. Сегодня нектарины, например, могут стоить 99 рублей, завтра там же – 136, а через пару дней - снова 99. Логика для сетевых гипермаркетов в этом, наверное, есть, но, на мой взгляд, подобная чехарда не в пользу покупателя.

 

Что же случилось с овощным рынком Хакасии, жители которой привыкли к изобилию овощей и фруктов по доступным ценам?

 

Причиной тому стали разные факторы, часть из которых уходит на четверть века в прошлое.

П

 

роизводство овощей в республике было сосредоточено в основном, как сегодня принято говорить, в окрестностях Абакано-Черногорской агломерации.

Люди старшего поколения хорошо помнят ухоженные поля овощей на пути из Черногорска в Абакан, простиравшиеся за горизонт. Мы в полной мере обеспечивали себя всем необходимым, несмотря на то, что наша республика находится в зоне рискованного земледелия. На полях летом и осенью, помимо рабочих, трудились студенты и школьники, помогая выращивать и собирать урожай. Да, когда-то привлекать к сельскохозяйственному труду учеников не было чем-то зазорным, и родители не падали в обмороки от того, что их драгоценные чада замарают руки в земле. А поездки на поля для школяров становились приключением: устраивались соревнования между классами, кто быстрее уберёт деляну, коллективные обеды и весёлые игры. Студенты – первокурсники в сентябре отправлялись в сельхозотряды, где бонусом к насыщенной студенческой жизни был и небольшой заработок. Хакасия, как и Минусинский район, отправляла на север Красноярского края баржи с помидорами, капустой, огурцами, морковью, свеклой.

Но с середины 90-х поля стали пустеть, зарастать бурьяном. Перестроечные годы не осилили не только промышленные гиганты, но и колхозы-совхозы. Хозяйства разорились. Земельные паи у колхозников выкупили предприимчивые люди и начали распродавать под застройку. А участки-то в этом месте привлекательные: ровные, считай в пригороде Абакана, с возможностью подведения нужных коммуникаций. Вот и получили мы вместо урожаев капусты да морковки бурный рост ИЖС.

Спору нет, крыша над головой важнее салата. Но целесообразно ли было отдавать столько возделанных угодий под ИЖС?

Н

 

а конец 80-х, начало 90-х пришлось время бурного развития дачного движения. Практически каждое предприятие или организация имели свои дачные общества. Заветные шесть соток мог получить каждый горожанин. Особенно везло тем, кто оказывался под крылом горняков. Шахты и разрезы помогали сотрудникам в прокладке дорог, проведении электричества и воды. Чего только не росло на дачах! Тогда поход за овощами на рынок для многих стал не актуальным, ведь тысячи семей обеспечивали себя витаминной продукцией, выращенной собственноручно. Но дачи победили пункты скупки чёрных и цветных металлов. В конце 90-х хищения приняли такой размах, что у земледельцев опустились руки. Тащили все – от старых алюминиевых ложек-плошек, ржавых вёдер до ёмкостей под воду и проводов. В нашем обществе в одну из зим сняли со столбов несколько пролётов кабеля и разграбили насосную станцию. Скидывались, ремонтировали. Но когда это произошло во второй и в третий раз… Шефы в прежнем объеме помогать уже не могли: многие предприятия закрывались, шахтёры стучали касками и устраивали голодовки. Не помогли и меры, предпринимаемые властями города. Комиссия, созданная при администрации, куда входили и представители милиции, проводила еженедельные рейды по пунктам приёма металлов, но результат был нулевым. В общем, дачи стали бросать. Хозяева вывозили, что ещё можно было спасти, разбирали дачные домики и заборы.

А

 

 на смену собственным урожаям пришли выращенные гостями из Поднебесной. Китайские помидоры и огурцы стоили гораздо дешевле, чем от местных фермеров. Секрет - в дешёвой рабочей силе. Жили гастарбайтеры в дощато-картонных сараях прямо у теплиц и получали от своих работодателей копейки.

Но через пару лет народ спохватился. Дешевизна китайских овощей выходила боком. Тонны использованной полиэтиленовой плёнки перепахивались с землёй, а то и просто лежали кучами. Теплицы отапливались углём, и по весне над ними стояли столбы чёрного дыма. А уж какими пестицидами там потчевали урожай, до сих пор до конца не ведомо. Но как только власти начали наводить порядок в этом вопросе, поток заезжих земледельцев схлынул.

С

 

 чем же мы пришли к сегодняшнему дню?

В республике предпринимаются шаги для развития (я бы сказала для возрождения) сельского хозяйства.

Как сообщают официальные источники, объемы производства овощной продукции по отношению к предыдущим годам несколько растут. Хотя о прежних показателях доперестроечных времён говорить мы будем еще нескоро.

По данным Красноярскстата, на крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальных предпринимателей приходится основная часть посевных площадей кормовых культур (67,4%), картофеля и овощебахчевых культур  – на хозяйства населения (85,6%).

Общая посевная площадь сельскохозяйственных культур под урожай 2023 года в хозяйствах всех категорий в  Хакасии составила 237,7 тыс. гектаров, что на 4,9% больше предыдущего года. И в большинстве своём на прилавках магазинов мы видим импортную продукцию.

В Сибирь в этом году завозят фрукты и овощи из 17 стран, сообщает Сибирское таможенное управление.

В 3,4 раза выросли поставки свежих овощей и фруктов из Китая, в основном за счет увеличения ввоза репчатого лука, капусты, моркови, перца, ананасов. Также выросли объемы импорта плодоовощной продукции из стран Средней и Центральной Азии. Виноград к нам едет из Узбекистана, томаты и сушеные плоды (курага, смесь ореховых, шиповника) - из Азербайджана и Таджикистана. 

Растут прямые поставки из стран дальнего и ближнего зарубежья. В частности, свежих персиков, нектаринов, абрикосов, клубники, дынь и грейпфрутов, которые раньше оформлялись в других регионах и потом завозились в СФО.

А что же капуста и картошка? Если просмотреть в интернете торговые площадки, овощи сейчас предлагают многие регионы страны. Например, капусту оптом из Кемерова, Санкт-петербурга, Ульяновской области, Рязани, Саратова от 7 до 24 рублей за кило. Но до потребителя она дойдет всё равно по 50 с хвостиком.

Понятно, что к оптовой цене добавляется перевозка и прочие расходы. Но и торговые сети в накладе не остаются – их доля в стоимости товара очень весома.

Так может ли республика обеспечивать себя овощами и зерновыми? Вполне, как показывает предыдущий опыт. Хакасия не уступает в перспективах овощеводства югу Красноярского края. Например, по размерам и качеству помидоры Хакасии не хуже минусинских. Плодами около килограмма не удивишь наших огородников.

Но чтобы обеспечивать население витаминной продукцией, нужна серьёзная господдержка производителей, чтобы они могли увеличивать посевные площади, строить овощехранилища, перерабатывающие цеха, линии помывки и упаковки овощей.

И главное, нужно сократить цепочку посредников, которые постоянно встают между производителем и покупателем.

Это большая работа. Но от нее зависит не только такая, казалось бы, прозаическая вещь, как борщевой набор на столе. Стоимость этого набора символизирует и доступность важной составляющей нашего питания – овощей, и возможность экономического развития отрасли, занятость населения, и независимость от зарубежных производителей сельхозпродукции.

Марина ИЛЬИНА,  

фото автора

«ЧР» № 68 от 5 сентября 2023г.

Новости по теме: