Туризм в городе. Бёрдвотчинг с улыбкой

Дата публикации: 06.08.2023 - 14:06
Просмотров - 184

- Каар! Кааар!! Кааарряя!!!

Несётся над городом вопль молодого грача, истеричных ноток в голосе становится всё больше – и что там происходит, в таинственном мире пернатых?...

ЭТО ВАМ НЕ ЭНГРИ БЁРДЗ

Каких только видов туризма не существует – лечебный и гастрономический, активный и культурный, горный и парусный, перечислять можно долго. Но есть среди этого перечня совершенно особый способ отлично провести время, так называемый бёрдвотчинг, ещё его именуют авитуризмом. На русский же это можно перевести, как наблюдение за птицами.

И хотя название в своё время застолбили жители Туманного Альбиона, думается, что первые бёрдвотчеры появились задолго до того, как люди научились разжигать костры. Впрочем, подозреваю, что у неандертальцев с кроманьонцами бердвотчинг носил ярко выраженный гастрономический оттенок, тогда как экстравагантные английские леди и интеллектуальные джентльмены придали этому занятию исключительно эстетический оттенок. Наверняка любители классического английского детектива вспомнят подобные истории.

Сегодня заявить друзьям-приятелям, что ты занимаешься бёрдвотчингом и отправляешься в очередной авитур, – это, как походя заметить, что твой «Ламборджини» стоит у подъезда. Загадочно, дорого и престижно.

В самом деле, цены на авитуры отнюдь не низкие. Но… кто сказал, что для наблюдения за птицами, интересных открытий из жизни пернатых, нужно отправляться на другой край Земли? Оглянитесь вокруг, только внимательно, прислушайтесь к щебету или скрежету (это уж, кто как разговаривает), и вы наверняка увидите море примечательных зарисовок – комичных, драматичных, а порой и трагичных.

НЕХОЧУХА

Не знаю почему, но как-то так сложилось, что большинство черногорцев, впрочем, как и абаканцев, называет воронами обычных классических грачей. На первый взгляд они похожи, но есть и отличия – у грача более прямой клюв, хвост, как будто подрезан по линейке, а самое главное – у взрослой птицы возле клюва серое пятно. Но не знатоку перепутать двух представителей племени врановых очень легко. Впрочем, вороны у нас редкость, а вот грачей, мягко скажем, немало. И наблюдать за ними очень интересно.

Итак, вечер, высокий тополь у балкона и истеричный вопль юного грача:

- Каар! Кааар!! Кааарряя!!!

Тут же звучат успокаивающие звуки:

- Кар!.. Каар…

Взрослая птица утешает юнца:

- Ничего страшного нет. Крылья распахни, на лапках подпрыгни – и лети.

- Нет! Никогда! Я упаду! – бьётся в припадке ужаса слёток, так называют юную птицу, которая только-только начинает летать.

- Смотри, мы с мамой летаем и не падаем, - уверяет опытный грач. Рядом с ветки на ветку взволнованно прыгает вторая взрослая особь, похоже, мама малыша.

- Поверь нам, слушай родителей, мы плохого не посоветуем! Кааар! – судя по всему, у матери начинают сдавать нервы. Ну сколько можно уговаривать? Полчаса уже два заслуженных пернатых ужом вьются возле нервного подростка, а тот всё боится сделать первый взмах крыльями. У других грачей вон дети уже вовсю летают, а тут этакая бояка растёт, перед соседями неловко!

- Кар! Кому сказано – лети!

Взмах крылом, словно подзатыльник дал, непедагогично, но действенно, и птенец наконец-то отлипает от ветки и планирует с дерева. С двух сторон от него летят родители, один приглядывает сверху, другой дежурит снизу от малыша – приземляться в оживлённом дворе не самое умное, тут и собаки, и люди, обидят слётка! Цель – большая берёза у соседнего дома. Уф, долетели.

Минут через 20 вновь слышны вопли, уговоры, похоже, наступила очередная серия уроков: летать надо, за тебя, малыш, никто крыльями махать не будет. Терпенья вам, родители!

Я ЖЕ ГОВОРИЛ!

Через несколько дней в другом дворе многоэтажек, на другом дереве, другой птенец закатывал похожую истерику.

- Каааррряяяааа!!! Не хочу, не полечу, там опасно и страшно! Нееет!!!

Родители вновь и вновь уговаривают непослушника отправиться в полёт. Не за горами осень, а там и зима – нужно учиться летать, это только люди могут до старости своим отпрыскам носить в клювике червячков, у птиц такой инфантилизм не поощряется. Вырос – будь добр следовать заветам предков, на крыло – и вперёд.

Интересно наблюдать, как папа и мама терпеливо стараются убедить родную детку расправить крылья. Будем считать, что мама (у грачей пол определить крайне сложно) служит моделью и тренером: размеренно  прыгает с ветки на ветку, чётко и понятно показывает, как расправлять крылья, как сгибать ноги в прыжке. Папа тем временем упирает на логику:

- Каар.. Видишь, всё просто, понятно, не сложно. Давай, малыш, пробуй. Пора на ужин лететь…

- Фиг вам! – невежливо отвечает подросток и демонстративно впивается лапами в ветку, мол, ни за что не отдерёте, не скинете!

И вдруг в грачиный семейный сканадал вплетаются новые звуки:

- Юююррль! Ки-ки… Юююррлльь... юююрль… Лечу, смотрю, добычу нахожу! Подгребай, братва, тут пончик на ветке!

Не понять откуда над тополем появляются три взрослых коршуна. Мелодичные трели, которые издают хищные птицы, не идут по музыкальности ни в какое сравнение с грачиным граем, но эмоции легко читаются в обоих случаях.

- Каррр! Каааарряяяя!!! – вопит слёток, вжимаясь в ствол и стараясь стать невидимым. – Я же говорил! Я предупреждал, что там страшно и опасно! А вы: «Лети, сынок, в лапы к злодею!» А ведь я у вас единственный... Не любите вы меня, вот уйду от вас!...

Обеспокоенные родители тут же взмывают в воздух и, судя по интонациям, выражаются отнюдь не по-парламентски. Хотя и в парламенте порой такое услышишь, что  не каждый грачиный хулиган выговорит.

- Кар! Карр! – заходит на вираж отец. – Вон, мерзавцы, крылья прочь от ребёнка!

- Карра! Кааараа! – не отстаёт от супруга грачуха, - а ну, кто смелый, ща сразимся на коготках!

Надо сказать, что грачи совершенно небоязливые создания. Нет, на руки к человеку не пойдут – они же умные, но и пасовать перед животным в несколько раз больше себя ни за что не станут.

- Карр! Кааараа! – несётся со всех сторон. К воздушной битве присоединяются бабушки и дедушки, дяди и тёти юного грача. Смотришь на внезапно разыгравшуюся птичью войну и словно слышишь вой «юнкерсов», рёв «ишачков» - «мёртвые петли», «бочки», перевороты…

Всё, можно выдохнуть спокойно, слаженными усилиями грачиная семья отогнала хищников от ребёнка,  те недовольно просвистели на прощанье и улетели искать более доступный ужин. Родители слётка отправились утешать родное чадо, попутно комментируя самые удачные пируэты, которые они выписывали в воздухе.

ТАКИЕ РАЗНЫЕ ДЕТКИ

Ещё одну забавную картину довелось наблюдать на базе отдыха близ озера Белё.

Ранний вечер, тихая, умиротворяющая погода, и вдруг – налетел ветер, солнце скрылось, загремел гром, а там и ливень начался.

- Тррр… Тррррцц… - вплёлся в грохот чей-то тоненький крик. Присматриваюсь, и вижу – напротив, в ветки тонкой берёзы, которая сильно раскачивалась под ураганным ветром, вцепились двое сорочат. Маленькие бело-чёрные птицы из последних сил держались за веточку и от ужаса даже не кричали, а хрипели, заикаясь.

Но вот ветер утих также внезапно, как и появился, ливень перешёл в лёгкий дождь, небо расчистилось, а над озером раскинулась от берега до берега шикарная двойная радуга.

- Тррр… - зазвенел голосок одного из птенцов. – Смотри, уже не страшно!

Малыш отряхнулся, попрыгал с ветки на ветку, причесал хвостик, расправил и встряхнул крылышки, потянулся.

- Братишка, не бойся, всё хорошо!

- Трррцц! – причитал второй малыш, сгорбившись и мёртвой хваткой вцепившись в берёзу. – Мама, папа, где вы?! Мне страшно! Кушать хочу!

- Да ладно тебе, - утешал его второй. – Смотри, я хвостик почистил, в порядок себя привёл, новое упражнение выучил, родители прилетят, а я им покажу, какой смелый, умный и красивый! Давай тоже расчешись!

Для убедительности сорочонок подскочил к брату (а может, и к сестре, тут не разберёшься) и начал взъерошивать перышки родствнника.

- Неет! Где мама, где папа? Кушать хочу и страшно… - причитал птенец.

Наверное, час наблюдала я поведение двух родных, но так не похожих друг на друга сорочат. Первый вовсе осмелел, прыгал уже и на верхние ветки, и на нижние, и крыльями помахивать стал, и песенки пел немудрёные, второй же всё сетовал на тяжкую судьбину и звал маму с папой.

Солнце уже садилось за горизонт, когда прилетели родители слётков. Видимо, гроза застала их далеко от дома, вот и не смогли сразу вернуться к детям. Первым делом осмотрели со всех сторон малышей, спросили их о самочувствии, подбодрили, успокоили.

- Тррр-тррр, - хвастался первый птенец. – Вы посмотрите, как я умею! И так прыгаю, и так! Крыльями машу, хвост причёсан!

- Трррцц…трррццц… - хныкал второй сорочонок. – Где вы были? Тут так страшно, а вы улетели! Кушать хочу!...

И ЕЩЁ ПАРА СЛОВ

Сценки, о которых я рассказала, сейчас вы уже вряд ли увидите. Птенцы стали на крыло, из слётков превратились во вполне летающих подростков. Но впереди ещё столько интересного и забавного!

Ведь уже совсем скоро грачи начнут учить молодых птиц фигурам высшего пилотажа, умению летать в группе, командной работе по отражению нападения коршунов. Зрелище это чрезвычайно увлекательное. Главное, не забывать поглядывать на небо. И тогда не нужно будет брать дорогой авитур, ведь вот оно поле для наблюдений – весь город!

Валентина КОРЗУНОВА,

фото автора

«ЧР» № 59 от 3 августа 2023г.

 

 

Новости по теме: