Резонанс: «Как сибирская певунья Россию покорила», «ЧР» от 25 июля 2023 года. В казачью станицу – за песнями

Дата публикации: 01.08.2023 - 16:10
Просмотров - 192

Рассказ о русской самобытной певице Софье Горбуновой из Таштыпа откинул меня в далекий 1969 год: тогда я, студентка второго курса филологического факультета Дагестанского госуниверситета,   впервые выехала в научно-этнографическую экспедицию в казачью станицу Старогладковскую на Тереке, где Лев Толстой писал своих «Казаков». И все благодаря  нашему замечательному педагогу, известному на Северном Кавказе фольклористу Александру Федоровичу Назаревичу, который незадолго до этого создал на базе нашего факультета единственный тогда в стране студенческий научно-исследовательский институт фольклора и литературы народов Дагестана (НИИФЛИ), который теперь носит его имя.

* на фото: Александр Федорович Назаревич приехал в станицу навестить студентов

Права Софья – наша русская культура, старинные песни, обряды держатся во многом на энтузиастах. Таким был и наш незабвенный Александр Федорович – журналист, переводчик, литературовед и просто душевный и добрейший человек, которого очень любили студенты. Он один из первых понял, что нужно сохранять народное творчество: просил студентов, которые на каникулы уезжали в свои горные аулы, записывать старинные песни, обряды. Многое держалось на энтузиазме, но благодаря ему было собрано более миллиона записей песен, легенд, обрядов, пословиц населяющих Дагестан аварцев, кумыков, лезгин, табасаранцев, лакцев и других народов.

Наши фольклорные экспедиции к терским казакам, которые продолжались не один год, помогли остановить уходящую эпоху. Ведь уже в те годы молодежь не очень-то помнила старинные казачьи песни, все больше из магнитофонов звучали песенки типа «А колеса стучат и идут поезда, а ты уезжаешь, Аленка, и я боюсь, что больше уже никогда тебя не увижу, девчонка…». Да что говорить о молодых станичниках, когда я сама, еще мало знакомая с народным творчеством городская девчонка, услышала от однокурсниц, отдыхавших в саду под яблонями,  песню «Огней так много золотых на улицах Саратова», снисходительно подумала: «Хм…, нашли, что петь, лучше бы Окуджаву или Визбора вспомнили…».

Но потом мы стали ходить по дворам, просить бабушек спеть что-нибудь из «старого». Надо сказать, пожилые казачки очень охотно соглашались попеть. Нет, не «попеть» - «поиграть» песню, так они всегда говорили. И «играли» нам часами, оставив свои домашние дела.

* на фото: В гостях у старых казачек. В центре – руководитель одной из экспедиций преподаватель ДГУ Самсон Наумович Бройтман, впоследствии профессор РГГУ (Российского государственного гуманитарного университета), доктор филологических наук

Но! Была одна загвоздочка: нередко казачки соглашались «играть» песни под чихирь. Чихирь у терских казаков – молодое виноградное вино, которое было практически в каждом доме. Что ж, приходилось идти навстречу. Кстати, уже в следующую экспедицию университет выделил нам 24 рубля специально на чихирь – очень плодотворной на записи оказалась предыдущая экспедиция. Песни записывали на катушечный магнитофон, в тетради, иногда, если повезет, записывали свадебные обряды.

Казачьи песни – это энциклопедия жизни нашего южного форпоста, его история. Здесь не только про любовь, песни о Шамиле, о коварных абреках, переплывающих ночью быстрый Терек, о войне казаков на Кавказе, о конях, раздольных степях… А как самозабвенно, на несколько голосов «играли» эти песни старые казачки!

Они не переставали нас удивлять – и своей сдержанностью, и острым юморком, и интеллигентностью. Как-то, закончив запись, собрались уходить. «Погодьте, девоньки, - остановила одна из них. Шустро метнулась за калитку, возвратилась с букетиком цветов. – Это вам!» В те времена была жива еще и внучка Марьяны из повести Толстого «Казаки» (по крайней мере, нас в этом уверяли станичники). Высокая, стройная, красивая женщина, далеко за 80 просто так нас не отпустила, вышла с полным фартуком спелых красных яблок: «Это вам, попробуйте, из моего сада».

Да и сами студенты старались подстраиваться под жизнь казаков, считали, что так лучше воспринимается их жизнь, быт, творчество. Так, в то время студент-третьекурсник, тоже участник экспедиции Николай  Корзунов (наши читатели знают его под псевдонимом Николай Дымов) писал в университетской газете: «Мы вживались в образ, жили точно, как казаки: ходили босиком, носили воду на коромысле, работали вместе с казаками в поле. Дословно восприняли толстовскую идею непротивления злу: никогда не убивали мух, а только ловили их и выпускали на улицу, кормили всех соседских кошек и собак».

Эти фольклорные экспедиции не только позволили сохранить бесценное творчество терских казаков, они нас, молодых студентов, сделали значительно богаче духовно, открыли нам целый пласт непознанного, богатого внутреннего мира простых людей, бережно хранивших то, чему научили их отцы и деды.

Алина КОРЗУНОВА,

«ЧР» № 58 от 1 августа 2023г.

Новости по теме: