Учитель завтрашнего дня

Дата публикации: 25.07.2023 - 12:52
Просмотров - 202

Летние ремонты – особая страница в жизни школ, училищ, техникумов. Ведь за пару месяцев нужно привести в порядок здание, покрасить и отмыть кабинеты, лестницы, холлы. Дело это непростое, особенно для учебных заведений, где ремонтная пора сочетается с приёмной кампанией.

Но втройне высока ответственность бригад, которые работают сейчас над ремонтом Черногорского техникума отраслевых технологий, ведь к 1 сентября они должны подготовить кабинеты, в которых расположатся учебно-производственные лаборатории. А для этого нужно не просто заново покрасить стены, но и порой соединить два помещения в одно, установить новое освещение, подготовить аудитории для монтажа современного и высокотехнологичного оборудования. И всё это для того, чтобы будущие учителя начальных классов, воспитатели детских садов имели возможность обучаться по самым современным методикам и, придя в школу или детсад, учить ребят с помощью новых, интересных форм и методик.

ЛИДЕРЫ

Конечно, затраты большие, но средства есть, причём заработаны они коллективом техникума. 60 с половиной миллионов рублей выделено из федерального бюджета для того, чтобы студенты умели работать с самыми современными техническими приспособлениями.

Напомню, в мае этого года стало известно, что Черногорский техникум отраслевых технологий стал первым и единственным участником из Хакасии конкурсного отбора Минпросвещения России на предоставление субсидий из федерального бюджета. Федеральный проект «Профессионалитет», который был запущен в стране всего три года назад, в 2023-м впервые в образовательную программу включили направление «Педагогика».

Причём информация об этом появилась в начале весны, а в конце уже должны были подвести итоги конкурса. Представляете, в какие сжатые сроки пришлось педагогам техникума готовить свой проект! Ведь предстояло не просто написать заявку, а обосновать её, создать проекты будущих лабораторий, увязать новое оборудование с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Буквально за пару недель сотрудники техникума под руководством директора Натальи Поликарповой провели все необходимые встречи, увязали все требования, составили проекты и заявки и отправили их в Москву. И вот победа! Сотни претендентов, победителей гораздо меньше – но среди них и команда нашего техникума.

ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

- Немного обидно, что я уже, по сути, выпускница, все три года училась без такого оборудования, - говорит студентка уже четвёртого курса и амбассадор проекта Наталья Боргоякова. - Но надеюсь, что учась на последнем курсе и работая в школе, всё равно буду приходить сюда и заниматься в лабораториях. Хоть пока ещё не видела новое оборудование, но я его представляю во всех красках, знаю, как и для чего могу использовать,  руки тянутся вживую всё это сделать, позаниматься с моими учениками в этих кабинетах, надеюсь, что будет такая возможность.

Да, надо отметить, что Наталья в скором будущем буде совмещать обучение в техникуме по индивидуальной программе и работу в школе. Меньше полутора месяцев осталось до того момента, как 28 ребятишек вместе со своим учителем впервые вой­дут в школьный класс. Ведь для Натальи Боргояковой 1 сентября тоже станет премьерой – она классный руководитель 1 «Г» школы № 20.

- Все три года обучения я старалась ходить на практику в разные школы, чтобы больше узнать, понять, посмотреть, как работают другие учителя, - продолжает Наталья. - Мне интересно общаться с разными педагогами, я многое у них переняла. Практика была в 13, 19 и 20 школах, из последней пришло приглашение прийти к ним на работу. Когда мне давали класс, то сказали, что он очень сложный, и, возможно, я передумаю быть учителем. Но мы нашли контакт, и желания оставить школу не возникло. Мне наоборот было интересно увлечь детей, заинтересовать их, сделать так, чтобы им понравилось на уроках.

Кстати, премьера у молодой учительницы будет двойной, ведь 1 сентября станет первоклассницей и её дочь, правда, учиться будет не у мамы.

ЗНАКОМЬТЕСЬ – «ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ»

Программа «Профессионалитет» в России, как уже было отмечено, появилась совершенно недавно, ещё два года назад она была лишь разработкой Минпроса России. Суть её в том, чтобы студенты средне-специальных учебных заведений получали образование, с одной стороны, более интенсивными методами и тратили на обучение меньше времени, чем обычно, а с другой – обучались на современном оборудовании, с использованием высоких технологий.

Не секрет, что зачастую выпускник техникума, училища, да и вуза после получения диплома устраивается на работу и начинает учиться заново. То, что нужно работодателю, просто не преподавалось в учебном заведении. Благодаря «Профессионалитету» этот недостаток исчезнет, ведь учиться в ссузе (средне-специальном учебном заведении - прим.ред.) студент  будет на таком же оборудовании, как и на будущей работе. Для этого и создают учебно-производственные лаборатории, цеха и т.д.

К примеру, в черногорском техникуме появится специальный кабинет, где студенты станут обучаться, как грамотно и интересно развивать у учеников младших классов художественно-эстетическое видение. В принципе, каждый из нас обучался этому. Но одно дело, когда вместе с учителем мы просто рисовали в альбомах, что-то лепили или клеили, и совершенно другое, когда в помощь придут графические планшеты, 3D-принтер и даже мобильный интерактивный пол!

Для других занятий появятся мобильный класс виртуальной реальности, развивающий аппаратно-программный комплекс «Познайкино», цифровой микроскоп, агроинженерный комплекс, лингафонное оборудование, музыкальные конструкторы, аудио-визуальные установки …

И это далеко не всё!

- Нам всем будет намного интереснее учиться, потому что появится современное оборудование, а не только доска и мультимедиа, - рассказывает Наталья Боргоякова. - Мы сможем приглашать детей в техникум и вместе отрабатывать практические навыки. Я очень рада, что мы попали в такой национальный проект.

Подумав, Наталья добавляет:

- К сожалению, пока не во всех школах и детсадах такое оборудование есть, но очень важно, что мы научимся на нём работать, и потом, когда по программам, грантам появится такая техника, мы уже будем готовы к ней. Важно, что детям это будет очень увлекательно. Не просто уроки, а с игровыми элементами. Яркое, занимательное, как итог – повышается мотивация к обучению. Ведь смотрите, приходит ребёнок после детского сада в школу. Там было всё красочно, играли, развлекались, а тут класс, парты и доска. Ему скучно, он не хочет заниматься. А вот с такими возможностями не заскучает! И не пропадёт мотивация учиться.

Ещё одна немаловажная задача, которую должен решить «Профессионалитет», это трудоустройство выпускников ссузов.

- Программа позволит не только обеспечить нуждающиеся отрасли работниками, но и увеличить до 90 процентов трудоустройство выпускников средних учебных заведений, - уверяет эксперт Рособрнадзора, директор Санкт-Петербургского технологического колледжа Ольга Воронцова. - Студенты будут учиться не для трудоустройства на абстрактную работу, а на конкретное место в конкретных компаниях.

26 июня между правительством Хакасии и общеобразовательными и  дошкольными образовательными организациями региона, а также профессиональными образовательными организациями среднего профессионального образования Хакасии, где обучаются студенты по специальностям «Образование и педагогические науки» и «Физическая культура и спорт», было подписано соглашение. Таким образом, Черногорский техникум отраслевых технологий стал основной образовательной площадкой и будет оказывать методическую поддержку и консультативное сопровождение образовательным организациям Хакасии. Педагоги смогут проходить переподготовку и курсы повышения квалификации.

Это значит, что в Черногорск станут приезжать преподаватели и студенты из других ссузов, научатся работать на современной аппаратуре, узнают её особенности, сильные и слабые стороны.

- А ведь это тоже проблема, - подчеркнула Наталья Боргоякова. - Многие учителя, стажисты не умеют работать с таким оборудованием. Представьте, по гранту или программе школа закупает технику, а потом она пылится на складе только потому, что педагоги не знают, как пользоваться, и не хотят знать. Но мы-то научимся! Сами будем работать, другим покажем. Понимаете, какая долгоиграющая программа! Так школа станет пополняться новыми кадрами, которые с энтузиазмом начнут учить детей. Это же так важно!

ТЕХНИКУМ ОБЪЕДИНЯЕТ

Для того, чтобы выпускники могли сразу же устроиться на работу, а то и сделать это ещё на старших курсах, между техникумом и несколькими образовательными учреждениями заключено соглашение о сотрудничестве. Среди сетевых партнёров – Хакасский многопрофильный техникум, Училище (техникум) олимпийского резерва, Саяногорский политехнический техникум. 

В качестве работодателей выступят шесть образовательных организаций: черногорская школа-интернат, школы №№ 7 и 19, лицей, а также детские сады «Колосок» и «Ягодка».

- У нас учатся ребята со всей Хакасии и юга Красноярского края, - комментирует педагог техникума. - Потом они вернутся по домам и будут передавать другим полученные знания. Педагогические кадры сейчас крайне нужны, ведь строятся новые детские сады, школы.

О том, что профессии учителя начальных классов, воспитателя детского сада, физрука и педагога в коррекционные классы начальной школы весьма востребованы, говорит конкурс в техникум. По плану на бюджетное отделение нужно набрать 85 студентов, ещё 45 ребят смогут получить образование на платной основе. Приёмная кампания заканчивается 15 августа, но уже подано почти двести заявлений! То есть борьба за места идёт нешуточная. Но ведь и смысл есть – практически гарантированное трудоустройство после окончания ссуза, что крайне важно для молодого специалиста.

- Первое образование я получила тут же, в техникуме, училась на бухгалтера, - уточняет Наталья Боргоякова, - но устроиться после выпуска не смогла, без опыта работы молодые никому не нужны. Затем родилась дочь, сидела с ней. И тогда заинтересовалась, как правильно воспитать ребёнка, привить ему интерес, что дать поиграть, чтобы было с пользой, а дочка у меня почемучка, очень любит задавать вопросы. Стала много читать, а потом узнала, что в техникуме открылось новое направление «Педагогика», так и решила поступить учиться на учителя. Все знания, что я получала в техникуме, тут же пробовала дома на дочери. Мне самой интересно работать с детьми, если им интересно на уроках. Такие вот сообщающиеся сосуды.

Помолчав немного, Наталья добавила:

- Это такая мука, приходить в класс и видеть, что детям скучно. К нам в техникум на профориентацию приходит очень много школьников, и больно смотреть на них и видеть в их глазах безразличие. Но думаю, что этого бы не было, если б в начальной школе работало такое оборудование, которое заинтересует детей. Оно научит их учиться!

Валентина КОРЗУНОВА,

фото автора

«ЧР» № 56 от 25 июля 2023г.

Новости по теме: