Петь – значит жить

Дата публикации: 07.06.2023 - 10:35
Просмотров - 247

Люди творческие: музыканты, поэты, художники – нередко кажутся совершенно загадочными. Так и хочется узнать, откуда у них этот талант, удивительный голос или способность мыслить, жить и чувствовать стихами. Иной раз приходят мысли, наверное, такие творцы и живут какой-то особенной жизнью.

А ведь часто мы даже и не знаем, что таланты ходят с нами по одним и тем же улицам или с ними можно встретиться в… полиции.

Итак, знакомьтесь – Татьяна Александровна Кымысова, юрисконсульт правового направления ОМВД по Черногорску.  А ещё – спортсменка, горнолыжница и сноубордистка, отличный стрелок и певица. Причём репертуар у Татьяны чрезвычайно богатый. Она может исполнить народную хакасскую песню и русский романс, джазовую композицию и стать победителем в конкурсе патриотической песни. И как это ей удаётся? Впрочем, о последнем мы узнали, как говорится, из первых рук.

- Татьяна Александровна, в вашем кабинете на стенах много дипломов – за снайперскую стрельбу, за отличную службу и тут же награды за победы в песенных конкурсах. Как вам удаётся совмещать такие, казалось бы, разные интересы?

- Я окончила Омскую академию МВД России, в органах с 17 лет. Нас, конечно, учили стрелять. Стала участвовать в соревнованиях, в 2019 году в Новосибирске выполнила нормативы кандидата в мастера спорта.

А пение с детства любила. Меня цепляет музыка, вызывает разные эмоции. В основном пою лирические песни, впрочем, могу разные, всё зависит от того, какой концерт. Пою патриотические песни, про любовь, романсы, люблю петь песни на английском языке, джазовые композиции.

- У вас какая-то группа, ансамбль, где вы поёте?

- Я пою в джазовой студии «Визит» при Абаканском дворце молодёжи, руководитель Валентина Михайловна Адьянова. Я к ним пришла года 4 или 5 назад, и с той поры с ними. Хороший коллектив, хороший руководитель.

- У сотрудников полиции очень большая загруженность, рабочий день ненормированный, как вы на всё время находите?

- Это ещё с юности, с детства пошло, плотная загруженность и умение найти время для всего. Я когда училась в академии, находила время заниматься вокалом. Хотя в академии времени почти нет свободного: то учёба, то тренировки, то картошку чистили. На старших курсах пошла петь в ДК «Баранова». Этот Дом культуры имеет свою историю. В годы войны в Омск перевезли много промышленных предприятий, и они создавали, в том числе ДК, а при них разные творческие коллективы. Один из таких – хоровая студия.

Там у нас был академический репертуар. Пели разные композиции, например, «Ноктюрн» Бабаджаняна.

День был загружен полностью, утром едешь в академию,  строевая подготовка на плацу, проходили маршем с песнями. Следом занятия в лекционных залах, затем время самоподготовки, вечером снова построение. Потом бегом возвращаешься в общежитие, переодеться, мы же в форме в академии занимаемся, и едешь в ДК «Баранова» петь. Хор собирался часов в 7-8 вечера. 

- Судя по вашим достижениям, пение не мешало учёбе. В 2009 году вы стали призёром конкурса работающей и учащейся молодежи «Гордость Хакасии» на лучшую научно-исследовательскую работу курсантов, слушателей и студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России. В 2016 году заняли третье место в конкурсе «Лучший по профессии» в СФО, повторили результат в 2019 году. Из Омска сознательно уехали в Хакасию?

- Да, это был мой выбор. Первое время работала в Таштыпе, я оттуда родом, там была следователем. Там же продолжала петь, в нашем РОВД был творческий коллектив. С концертами мы не ездили, но у себя выступали. К Дню милиции и т.д.

- Удивительное дело, Таштып вроде небольшой районный центр, а столько творческих людей, музыкантов там! Причём, как заметила, акцент делается на народном творчестве – все поют  шорские, хакасские, русские песни. В чём секрет?

- Да, у нас хороший ДК, много концертов там проводили. Я всегда принимала участие, душа просила петь. Я родилась и выросла в Таштыпе, родители и сейчас там живут. Если честно, хакасским языком я не владею, но песни на хакасском пою. Недавно в АДМ был концерт, посвящённый хакасской культуре, и я там пела «Песню матери» на хакасском языке.

- У вас какое музыкальное образование?

- А его нет. Я даже нот не знаю. Как-то так получилось. Всё на слух воспринимаю и потом пою. Но, наверное, неплохо, раз побеждаю в конкурсах.

В Абакане почти двадцать лет проводится конкурс патриотической песни «Полигон», я не раз становилась там победителем. Например, лауреатом 1 степени в номинации «Солисты» с песней «Русский вальс» в 2022 году.

- Но если так любите петь, почему в полицию пошли?

- Была мечта стать певицей, но перевесили практические соображения. Всё же земная профессия надёжнее. Да и это семейное. Мама работала в полиции, кстати, она тоже очень хорошо поёт, в детстве у нас дома постоянно песни звучали.

Когда училась в Омске, то ходила в музыкальный колледж к ректору, была идея получить ещё одно образование, музыкальное, учиться параллельно. Но он сказал, что лучше уж хорошо овладеть одной профессией, и не бросать МВД.

Очень понравился Омск – старинный атмосферный город. Культура в нём развита, есть несколько театров, в том числе – музыкальный. Я ходила туда на оперетту. Люблю популярную музыку, например, Тони Брэкстон, Уитни Хьюстон, Мэрайю Кэри.

- А что вы ещё любите петь? С чем выступаете перед зрителями?

- С нашей музыкальной группой мы делаем концерты романсов, про любовь к 14 февраля, отчётные концерты. Приглашают нас на другие концерты, сборные, в зависимости от репертуара.

Романсы люблю классические и более поздние. «Напрасные слова», «Песенка кавалергарда», «Выхожу один я на дорогу», «Песня Светланы» из кинофильма «Гусарская баллада».

- Сами для себя часто поёте?

- Для себя дома пою нечасто, если только что-то очень сильно зацепило, тогда разучиваю песни. А раньше очень любила петь.

С друзьями порой ходим в караоке, но там, в основном, я пою, а друзья сидят, слушают.

- Что значит для вас музыка, пение?

- Для меня петь – это значит жить. Когда пою, то проживаю эмоции, чувства.

Люблю ходить на концерты. Жаль, не всегда есть возможность, особенно здесь. А в Омске часто посещала. На Диму Билана ходила, концерт был в спортивном комплексе «Арена». Там же, в Омске, удалось попасть на концерт оперного итальянского певца Алессандро Сафина. Как он пел! Его «Луна» - это что-то удивительное. Зал его долго не отпускал, уже после окончания концерта он нам спел ещё пять песен, и потом его долго держали на сцене, стояли хлопали.

Действительно, когда поют итальянцы – это совершенно другое звучание, напряжение, чем, если эти оперы исполняют, например, российские исполнители. Буквально на днях слушала итальянскую группу «Иль воло», три молодых тенора, но у них такие удивительные голоса! Пели они «О соле миа» и «Сердце красавицы склонно к измене».

Вот если сравнить, как поёт Лучано Паваротти, и как поёт, скажем, Александр Градский – это же небо и земля! Ну не дотягивают неитальянцы. Всё же итальянская школа оперного искусства - это особое явление. Наверное, они с молоком матери впитывают эту уникальную манеру исполнения, эти эмоции, мелодику.

В целом, классику не очень люблю. Но если она адаптирована под современное звучание, как делала Ванесса Мэй, сейчас Алессандро Сафина или Андреа Бочелли, то такие композиции и песни слушаю с удовольствием. Дело в том, что одно дело, когда слушаешь классику непосредственно в концертном зале, от живых исполнителей, другое, когда в записи. Всё равно, даже если хороший звук, качественный трек, звучание не то, атмосфера не та.  То ли объёма не хватает, то ли ещё чего, но нет той ауры живого исполнения.

- У древнегреческих философов было такое понятие – катарсис, то есть способность достичь через эстетическое наслаждение высшей степени восторга. Это взрыв эмоций, радость в чистом виде. Вам удавалось пережить это ощущение?

- Да, было. На тех концертах, про которые рассказывала, испытывала потрясающее вдохновение, какое-то окрыляющее чувство после концерта. Когда ты любишь музыку и слышишь её вживую, – это совершенно другая энергия. Я заметила, что у Димы Билана очень интересная энергетика, он как-то особо меня цепляет. И не только меня. Не раз слышала от людей подобное. Что-то он такое отдаёт зрителям, что они получают колоссальный заряд эмоций.

Люди на одной волне, идут на концерт, уже готовы к радости, открыты. И поэтому можно ловить встречную волну.

В юности больше чувствуешь, больше радости от знакомства с разными музыкантами. С возрастом это пропадает. Уже не так часто испытываешь такую чистую радость.

- У вас редкая возможность: прочувствовать обе радости, обе волны – как зритель и как певец. Эмоции очень разнятся?

- Очень важен отклик зала. Но его сложно уловить. Дело в том, что когда стоишь на сцене, на тебя светят софиты, и половину зала ты просто не видишь. Так что тут главное твое ощущение, твой настрой. Какие эмоции ты вкладываешь, когда поёшь песню. И это как раз и чувствуют, ловят зрители.

Если ты не до конца честен, то, наверное, и отклика не будет.

Вообще, я человек стеснительный, малообщительный, по сути – интроверт, и раньше, выходя на сцену, очень волновалась. Мне сцена очень тяжело давалась. Перенапряжение было такое, что могла слезу пустить. Просто животный страх – примут меня зрители или нет. Но с опытом, с годами это волнение прошло. Стала понимать, что люди пришли получить эмоции, сознательно отправились на концерт, и моя задача дать им то, что они желают. Спеть так, чтобы они поймали волну.

Как-то слушала лекцию Радислава Гандапаса о публичных выступлениях, его советы, как выступать перед аудиторией. И он дал ряд ценных советов, которым я следовала. И сейчас ещё волнение остаётся, такой лёгкий мандраж, но уже страха нет.

Валентина КОРЗУНОВА,

фото из архива Татьяны Кымысовой

«ЧР» № 42 от 6 июня 2023г.

Новости по теме: