Зачем Ирине Бебриш арбутыква и мешок деревянных игрушек из Москвы

Дата публикации: 24.05.2023 - 20:06
Просмотров - 293

В разговоре с учителем начальных классов школы №19 Ириной Николаевной Бебриш случайно назвала гвардию её коллег по началке… начальниками. Или вовсе не случайно?

Не был случайностью и ошеломительный итог недавнего апрельского десанта пятерых ребят – четвероклассников и двух первоклассников, воспитанников Ирины Николаевны, в Новокузнецк, на седьмую международную научно-практическую конференцию обучающихся «Мир моих исследований».

Шестеро из семёрки смелых заняли в своих секциях первые места, один ученик – второе.

«Пытаю» учительницу с красивой улыбкой: «Как так? У вас – волшебный инкубатор по выращиванию гениев?»

- Первые места? Даже не в этом счастье! Для меня важно, что дети буквально прожили свои работы, выпестовали их, вникли в малейшие детали, провели уникальные в своём роде практические работы и благодаря этому смогли выступать самостоятельно, без меня. Причём, не только в рамках подготовленных презентаций. Они сами переключали слайды, демонстрировали опыты. И, что немаловажно, свободно, уверенно общались с членами жюри, отвечали на их вопросы.

- Почему без вас?

- Выступления были запланированы на одно и то же время, в разных аудиториях, на разных этажах. Поэтому смогла услышать лишь двух наших докладчиков.

Представьте, на секции «Окружающий мир» было 129 участников. Не сомневалась, что будут места, но что в основном первые… Знаете, это результат не только моего труда, а итог работы детей и родителей. Нам организовывали поездки в пещеры, помогали с огородными делами, обеспечивали реактивами для опытов.

- Одна из работ была посвящена выращиванию арбутыквы. Что за диво, и как пришло в голову – провести такой эксперимент?

- Действительно, Александра Бондарь занималась в прошлом году селекционной работой на огороде родителей. Дело в том, что её семья на протяжении нескольких лет пробовала выращивать арбузы, однако результат был плачевным – в наших климатических условиях они не вызревали. В специальной литературе было сказано, что у теплолюбивых арбузов при температуре ниже пяти градусов корневая система не работает. Возникла идея использовать для выращивания сладких ягод арбуза свойства тыквы. Её корневая система менее прихотлива, стебли мощные, жизнестойкость при неблагоприятных условиях на порядок выше. Скрестили растения для получения гибрида: стебли разрезали под углом 30 градусов, вставляли один в другой, соединяли изолентой, накрывали бутылками, создавая парниковый эффект. Если тыква давала боковые побеги, их прищипывали. В итоге арбуз рос на стебле и корнях тыквы. Получилась ягода с красной мякотью, в форме бутылочной тыквы (именно такую брали для участия в эксперименте). Но он вырос не очень сладким, с семечками средней величины, не такими маленькими, как арбузные, и не столь крупными, как у тыквы.

В этом сезоне посадили уже семена арбутыквы, наблюдения продолжаются. На практическую работу ушло полгода, затем приступили к оформлению теоретической части. Примерно такие же трудозатраты – и с другими темами.

Кто-то делает широкие шаги в математике. К примеру, в школе изучаем магические квадраты третьего порядка (по вертикали, горизонтали, диагонали в сумме должно получиться одно и то же число), а Влад Веденеев создал квадрат шестнадцатого порядка, это очень сложно.

Кто-то интересуется литературой, много читает.

А если Владислав Угдыжеков, я знаю, с трёх лет интересуется динозаврами и у него двенадцать энциклопедий на эту тему, понятно, мы с ним работаем в этой области. Объектом изучения стали ящерицы. Ловили их, измеряли, сравнивали, делали интереснейшие выводы.

По математике была работа о достижениях российских спортсменов в Токио. И это, как понимаете, не только математика, а ещё и патриотизм - дети должны гордиться нашими спортсменами, Родиной.

Олеся Фёдорова представила на конкурсе работу «Что хранит земля Хакасии» об археологических раскопках. При этом она сама участвовала в работе археологической экспедиции в Бейском районе, вблизи села Аршаново, ей даже удалось обнаружить интересные находки. В основу работы легли личные впечатления, ученица в течение семи месяцев подкрепляла их теорией.

- Чтобы к этому прийти, наверняка надо выйти за рамки?

- Да, конечно, исследовательская работа - за рамками школьной программы. Взаимодействую с детьми, которым интересны те или иные предметы, с теми, кто жаждет новых открытий. Может быть, эти открытия уже совершены в мире, но ребята желают сами пройти этот путь, сделать собственные умозаключения, обрести опыт. При этом никого не заставляю, работаем только с желающими. И если в первом классе таковых может быть два-три человека, то вскоре, глядя на успехи первопроходцев, подтягиваются другие, количество исследователей вырастает до семи – десяти человек. У нас есть курс внеурочной деятельности «Юный исследователь», туда ребят записывают родители. Мне интересно этим заниматься, видеть восторг детей, когда они делают открытия.

Смотрите, вот ящики, полные оборудования (школа обеспечила). Мы пользуемся содержимым, проводим опыты с водой, магнитом, почвой. Вот – домашняя лаборатория, родители принесли.

Что ещё мне нравится? Вот ноутбуки для всех ребят (была такая программа для школ, пользуемся современным оборудованием). Сегодня с их помощью создавали презентации о городах-героях. Отменно получилось, ребята к выпуску из начальной школы многое умеют, в том числе – раскрыть предложенную тему, самостоятельно разыскивая материал.

Научно-исследовательской деятельностью с детьми занимаюсь лет восемнадцать, причём в разных областях. Неважно, математика это, окружающий мир, русский или литература. Смотрю по запросам детей, главный ориентир – их заинтересованность. Увлеченный ребёнок получает толчок в продолжение собственных интересов. Увидеть, кто чем живёт, горит - задача учителя. А дальше, если работают ученик, учитель и родитель – получается неплохой результат.

- В столь нежном возрасте, по сути, уже прокладываете тропинки к будущим профессиям сегодняшних школяров.

 - Даём возможность ребятам попробовать себя в разных областях знаний. Так или иначе, любой опыт будет для них полезным. В настоящее время веду нулевой класс, с одной из девочек уже на данном этапе начали исследовательскую работу, тема – посадка картофеля разными способами. Раскрою секрет: будет пирамида на четыре стороны света, внутри поместим трубу с опилками. Эту трубу в определённый момент уберём, опилки будем поливать, с тем, чтобы доставляли влагу к корневой системе. Второй способ – выращивание картофеля в ящиках 80 на 80 двухъярусным способом. Клубни будут высажены в шахматном порядке. Третий способ – высадка в чёрные полиэтиленовые пакеты, которые будут закреплены на заборе.

- Эх, почему вы не дачница?!

- Сейчас, да, живу в квартире, а с родителями получила навыки проживания в частном доме. Выросла в очень простой семье – папа был сварщиком, мама работала на железной дороге.

Я была влюблена в первую учительницу, Тамару Дмитриевну Непомнящую, она работала в школе №13. Мне казалось, что она… святая. Однажды, когда собирались на улицу и учительница, мой кумир, стала одеваться теплее, так же, как и мы, у меня был шок: она – такой же человек, как другие?

С первого класса я знала, что буду учителем начальных классов, это не обсуждалось нигде и никогда, для меня существовала лишь одна эта профессия.

В школе всё ярко, динамично, с осязаемыми результатами. Каждый день у меня и математика, и русский, и изо, и много других предметов. Рисуем, вышиваем, лепим, раскрашиваем. Как-то ездила в Москву – там люди покупали себе какие-то вещи, а я везла из столицы два мешка деревянных игрушек, которые дети потом расписывали. Вот, смотрите красоту. Это я делала для образца. Понимаете, учитель начальных классов – это универсал, который должен уметь многое. Если летом уезжаю в Абхазию, с пустыми руками не приезжаю никогда! Что-нибудь необычное для класса непременно захватываю с собой.

- Помните самый первый свой урок?

- Окончила минусинское педучилище, работала первые пять лет в детсаду, поскольку это было время между декретами, затем, когда оба сына немного подросли, пошла в школу, как мечтала. Устраивалась на работу 31 августа! Завтра к детям, а я не знаю, где она - четвёртая школа в Девятом посёлке. Остановились с мужем, спросили об этом женщину интеллигентного вида, оказалось, что это мой будущий завуч.

Первый урок был по русскому языку, «разбирали» картину Шишкина «Рожь». На этот урок ко мне пришла Лидия Андреевна Кораблина. Она очень внимательно слушала и в итоге сказала: «Толк будет, детей видишь».

- Очень важно, как тебя принимают в коллективе. Человеческие отношения, добро, тепло, желание создать комфортную обстановку неоценимы. Вы запомнили четыре слова на всю жизнь.

- А перед уроком Лидия Андреевна сказала: «Я буду твоим наставником».

- У неё была «та» школа, советская. Что, с позиции сегодняшнего дня, было ценно в её опыте? Что стоило бы сегодня не забывать, использовать, оставить?

- На практике я видела много разных уроков замечательных учителей. Но когда давала уроки Лидия Андреевна, я с замиранием смотрела, как нужно работать над орфограммой, чтобы дети всё понимали. Впитывала приёмы, которые она использует.  Дети у неё были очень сильными. То ли наборы были такими, то ли она вкладывала в ребят столько труда и терпения.

Она умножала в уме, виртуозно делала анализ задач. Это было просто сказкой, для меня  –  недосягаемой величиной.

Теперь понимаю – нет, это досягаемо. Дети, конечно, стали совершенно другими. Вот уже моя ученица из 4-й школы привела ко мне своего ребёнка в первый класс…

Важно понимать, что нужно детям, и, в зависимости от их способностей, школьники должны получить максимум того, что могут взять.

От коллектива всегда была поддержка. Случались ошибки, и тогда корректно говорили, как исправить, как получить максимальный эффект от урока.

Сорок минут – это их детская жизнь, и они должны что-то вынести из урока. Если ничего человек не получил – значит, сорок минут прожил зря. За это время учитель может успеть очень многое – и тронуть душу ребёнка, и всколыхнуть в нём добрые чувства, вызвать желание достичь чего-то нового.

Раньше давали знания в готовом виде, а теперь дети добывают их самостоятельно – подводим к этому, они умеют задавать интересные вопросы, чтобы получать умные ответы.

- Это вы их научили! Как выстраивать речь, как делать сообщения. Когда вы начинаете работать над этим?

- В первом классе. Стартуем с нескольких предложений, дети готовят сообщения, учатся преподносить материал не на обывательском уровне, а научно, последовательно, с развитием темы.

А если на изо мы, к примеру, рисуем лисичку, рассуждаем не только о приёмах выполнения работы, а ещё о жизни животного, привожу интересные факты, сравниваю её с другими зверями, работаем над словарным запасом: она у нас кумушка, сестричка, плутовка, птичница. Рассуждаем, почему её так называют.

Не бывает, чтобы только что-то строчили, а потом только рисовали. Постоянно «перетекаем» из предмета в предмет, учимся учиться именно так: не односложно, с интересом.

Первоклассник Владислав Угдыжеков, к примеру, на конкурсе оперировал такими терминами, как ареал обитания, особи и т.д. – его речь была взрослой, научной, соответствующей случаю – участию в престижном конкурсе. Однако уметь самому – одно. Научить товарищей – другое. И учит, рассказывает ребятам, что означают непонятные слова, чтобы подтянуть их до своего уровня. Так поступает не только он, это заведено у нас в коллективе.

- Подтянуть до уровня… Вы занимаетесь тиражированием своего опыта? Есть такая практика, как это устроено?

- Как-то пригласили поработать с заочниками техникума, я там трудилась четыре года, выпустила две группы, причём в последней все дипломные работы были защищены на «пять».

Студенты были в нашей школе на практике, всё проживали с детьми, многое изучали вне программы, старались использовать синтез предметов.

Вскоре я оставила для себя только занятия в школе, а сейчас студенты из Черногорского техникума отраслевых технологий приходят сюда на практику, работаем, они впитывают опыт. Не все придут в школы. Но, к примеру, Наталья Боргоякова точно станет коллегой. Сразу видно, у кого есть призвание, интерес к преподавательскому делу, у кого нет.

К тому же, в городе есть методическое объединение учителей начальных классов, я руковожу им. Объединение создано для обмена опытом.

- Получается?

- Да, рассматриваем конкретные темы, даём мастер-классы, представляем практический материал. Нас около 150-ти человек в городе.

- «Начальников»? В смысле, из начальной школы. Вы, кстати, так себя называете?

- Никогда…

- А по мне – так есть в этом слове что-то про вас. В городе крепкий состав «начальников»?

- Иначе нельзя. Добротный дом не поставишь на соломенный фундамент – обрушится! Учителя начальных классов города – труженики. Какие интересные идеи выдвигают – зажигаешься оптимизмом, думаешь, как применить их, усовершенствовать, улучшить, сделать интереснее. Часто учителя распространяют свой опыт через интернет, публикации, проходим курсы. Учителя учатся постоянно! Обязательные аттестации – раз в пять лет, но многие обучаются не только для этого. Так поступают, к примеру, педагоги пятой школы. Чувствуется стремление к совершенству, к новым вершинам, которые у каждого – свои.

- Интересно узнать о программах – какие они сегодня?

- Есть учебная и внеурочная. В учёбе мы использовали программу Виноградовой «Школа 21 века», а сейчас переходим, как все, на программу «Школа России». И что бы ни говорили о некоторой усреднённости материала, учебник – это лишь дидактическое средство для достижения цели. Я могу просто мелом по доске стучать, а могу использовать на уроках видеофрагменты, возможности интерактивной доски и многое ещё. Так что теперь программа для всех одинаковая…

- И как вы на это смотрите?

- Нормально. Прошли курсы, изучили содержание новой программы. Но! Никто не запрещает проводить пропедевтическую работу, то есть ту, что наперёд, развивать у детей, различными методами и приёмами, логику, мышление, внимание, память. То есть мы должны дать минимум, но даём по максимуму, если дети готовы это усвоить.

- А если кто-то может, а другие в классе – нет? Все дети разные!

- Проводим дифференцированную работу. Даём разные упражнения, простые и с усложнениями, ребята усваивают темы, но на разном уровне.

- Дети, набор от набора, меняются?

- Да, конечно.

- В них отражается то, что происходит в обществе?

- Знаете, не столько сложно работать с детьми, сколько – с родителями. Их отношение к школе разительно поменялось. Когда я была молода, говорила родителям: «Ваш ребёнок не умеет вот это решать, найдите выход!» И родители отвечали: «Хорошо, постараемся это исправить!». Сейчас всё с точностью до наоборот. Приходят родители: «Ребёнок не знает таблицу умножения!» Отвечаю: «Хорошо, постараюсь исправить, поработаем». Отношусь к ситуации философски.

Родители – современные, продвинутые, требовательные. Дети приходят в школу с хорошим багажом знаний. Но! Они гораздо меньше, чем раньше, работают руками, моторика у них развита плохо. Мало говорят, речь не у всех хороша. Многие не умеют завязывать шнурки. Почему веду об этом речь? Потому что, как сказал Кант, руки – это мозг, вынесенный наружу. Родители мало общаются с детьми, вместо этого дают им в руки гаджеты. Чадушко склоняется над смартфоном, и становится тихо, спокойно.

- А разговаривать надо! Экспериментирую – с шестилетним мальчишкой общаюсь по-взрослому, используя максимально широкие синонимические ряды. И теперь он легко оперирует очень многими словами: не только «или», но и «либо», не только «купить», но и «приобрести», и тому подобное.

- Дети учатся тому, что видят и слышат.

- Но как совмещается то, что вы даёте на уроках – высокое, славное, научное, разное, и то, что мы видим, к примеру, на детских площадках. Дети матерятся, не стесняются ни взрослых, ни малышей…

- Это вопросы воспитания. Ребята должны чувствовать социальную дистанцию, понимать, как нельзя вести себя со взрослыми, а также в присутствии тех, кто младше. Это из семьи. Мы много времени уделяем обозначенной теме. Пресекаем драки, если есть разногласия – учим решать их только словами.

- У вас есть цель формировать из ребятни, которая приходит первый раз в первый класс, коллектив?

- Так они и становятся коллективом - один за всех и все за одного. Мы часто выезжаем на экскурсии в Красноярск, Минусинск, Шушенское, Саяногорск. И эти выезды во внеучебное время объединяют как нельзя лучше. А ещё ребята любят пришкольные лагеря в дни каникул – у нас мастерская чудес, с поделками, рисованием, спортом, много других развлечений, полезных занятий.

- Ваши личные правила во время учебного года?

- Не играть в телефон. Стоит коробка, сюда школьники складывают аппараты, предварительно сделав звонок родителям, что пришли в класс. На переменах играем, двигаемся, в классе выставляем лего, чтобы ребята общались в игре, учились друг с другом договариваться. А на уроках непременно заходит речь о человеческих ценностях, о тонкостях отношений.

- Как вы, используя опыт 35-ти учительских лет, выстраиваете отношения с родителями?

- Изначально договариваемся, что у нас один-единственный чат для общения и параллельно никаких других не создаём. Не обсуждаем «за глаза» спорные ситуации, никого ни с кем не сравниваем. Кто хочет что-то выяснить – обращаются ко мне с личными сообщениями. Работает!

- Каким был сегодня ваш день?

- Обычно встаю в половине седьмого, но сегодня пришлось завести будильник намного раньше, потому что у нас с февраля на практике – студенты Черногорского техникума отраслевых технологий.  Я должна была проанализировать те занятия по внеурочной деятельности, которые они показывали вчера. То есть все уроки для детей я подготовила с вечера, а для студентов анализ их занятий пришлось делать на рассвете.

В класс прихожу примерно в 7.25. Школа – второй дом, и это не шаблонная фраза, на самом деле так.

В восемь начинаются занятия в 1 «Д». У меня нагрузка - полтора класса. Основной – тот, который обучала с нулевого по четвёртый, это выпускники, другой разделили с коллегой Ольгой Юрьевной Малаховской, у меня – математика, окружающий мир, изобразительное искусство, технология – стихия, в которой чувствую себя свободно.

…Занятия заканчиваются в половине третьего.

- Кто-нибудь скажет: вот красота!

- Не жалуюсь, но к этому времени в арсенале – пять пачек тетрадей для проверки. К тому же, дополнительно ведём читательские дневники, просматриваю их каждый день. Есть тетради не только по русскому и математике, а по родному русскому языку, есть отдельные тетради для разборов, чтобы навыки всех видов разборов, которые изу­чаются в начальной школе, были отработаны. Морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного, глагола. Затем – синтаксический разбор предложения, фонетический разбор любого слова. Эти пять видов разборов дети должны знать с закрытыми глазами.

- Ваше ноу-хау?

- Возможно, кто-то делает так же. Пришла к этому, поскольку необходима база, основа русского языка. Каждый день ребята выполняют один из видов разбора. Пять видов – на пять рабочих дней. В четвёртом классе они делают это за три минутки, очень быстро и легко даётся - сказываются тренировки.

- Сколько себя помню, столько существует те­ма провала в преемственности между начальным и средним зве­ном в школе.

- Есть такое. Требования в среднем звене и в начальной школе разные. Когда ученики переходят в среднее звено, педагоги нередко жалуются, если дети не знают основ предметов.

Между тем для дальнейшего успешного продвижения база, фундамент знаний должны быть крепкими. Я за своих выпускников спокойна, проблема преемственности с учителем высшей категории, который принимает ребят для дальнейшего обучения - Ларисой Владимировной Кульбашиной – решена. Мы на своём уровне просто согласовали некоторые вопросы и теперь выстраиваю определённые моменты именно под педагога, который подхватит детей и будет вести дальше. Делаю так, как надо ей, как надо ребятам, чтобы пойти вперёд без всяких провалов. Так что на самом деле всё просто, всё решается!

Мои давние выпускники нередко забегают в наш общий класс, кто-то из восьмиклассников приходит к нам на «Разговоры о важном», представляет свои проекты. Это преемственность поколений, отрадно наблюдать, сердце волнуется и радуется.

- Что скажете о сегодняшних практикантах, как вы их видите, тех, что с розовыми да синими волосами, модных, совсем не похожих на будущих учителей?

- По характеру – серьёзные девушки, нет легкомысленных. Но они смотрят, сколько работы мы выполняем, для многих это представляется сложным, своего рода фактором риска в профессии. Некоторые относятся к делам не пунктуально – на первую практику часто опаздывали. Мелочи, которых в работе учителя быть не должно.

- Сложно себе представить, чтобы учитель опоздал на урок!

- В том и дело. Практика – пожалуй, главное испытание для будущих педагогов. Решающее! Мне очень нравились мои практические занятия, это было интересно, хотелось скорее от учебной практики перейти к практике реальной.

- А что по поводу вашей занятости и горения на работе думает супруг?

- Супруг Евгений Анатольевич всю жизнь мечтал не жениться на учительнице! А живём уже тридцать лет. Мы сразу договорились: я работаю с детьми, с родителями и не могу их подводить. К тому же мой рабочий день не заканчивается, даже когда возвращаюсь домой. А муж имеет дело с техникой: выключил станок и ушёл. Поэтому времени на дом у него больше. В итоге определённо могу сказать: я, мои ученики не достигли бы многого из того, что удалось сделать, если б не поддержка, забота мужа. Продукты я беру не в магазине, а в холодильнике, еда ждёт меня приготовленной. Работа в приоритете! Сыновья росли – я в больнице с ними ни разу не была, только папа водил на плановые приёмы. Он очень внимательный, заботливый, хороший.

- Учитель, чтобы ковать успехи своих учеников, должен быть счастливым! Чтобы крылья не были вымокшими от непогоды в доме, а звали в полёт, всё выше и выше.

- Я счастлива и в семье, и на работе. Единственное –  не хватает внуков. Я так о них мечтаю, ведь смысл – в продолжении, в том, чтобы вместе с ними начать жить снова!

- Пусть сбудется. Ещё о чём мысли?

- Чтобы бумаг, бюрократии, отчётов в нашем деле было меньше, времени для детворы – больше. Над этой проблемой надо серьёзно работать, во благо общего дела.

Марина КРЕМЛЯКОВА,

фото автора и из архива учеников Ирины Бебриш

«ЧР» № 38 от 23 мая 2023г.

Новости по теме: