Ветер, снег, пыльные бури, холод… И вдруг будто кто-то молвил: «Стоп»! То ли так случайно совпало, то ли свыше многое всё-таки «планируется», но в минувшую пятницу, в день громкого, весьма почитаемого среди мусульман праздника Ураза-Байрам хмурое накануне небо расцвело смелыми утренними лучами, ветер наконец-то стих.
Раным-рано сворачиваю с асфальта улицы Инициативной, сбрасываю на пыльной дороге скорость, и вот она, черногорская мечеть. Уже не участок со стройматериалами, потому что выросло, красуется здание, увенчанное золотистым куполом. А на заборе появилась табличка с адресом: ул. Советской Армии, 53 «Б».
- Ишь как! – думаю, заглядывая за калитку, - как много на стройке перемен!
Встречает подозрительная тишина. Как так? В прошлом году мужчины молились вот здесь, на улице, «в затишке», между фундаментом здания и забором. Были расстелены ковры на огромной подложке, и, разувшись, мусульмане смиренно слушали пение муллы.
Ааа, вот что! Звонкий и протяжный голос доносится изнутри мечети.
- Чем могу помочь? – обращается с высоко расположенного строения мужчина в тюбетейке. Репортаж надо? Поднимайтесь!
Наскоро сооружённая из поддонов и досок лестница ведёт туда, где совершается таинство. На пороге – десятки ботинок и туфель, та же огромная подложка, сверху – ковры, на которых слушают муллу и, сидя, молятся мужчины.
Так заведено: утром, в день окончания месяца поста Рамадан, мужчины (в том числе – мальчишки) собираются на молитву. Женщины же тем временем накрывают столы, да так, чтобы сантиметра свободного не осталось. Ради этого они и весь день накануне проводят на кухнях, у плит.
… Оглядываюсь. Долгие годы участок, выделенный городом для строительства мечети, был просто участком, не более. На средства, собранные черногорцами, удалось огородить его, сделать фундамент. Кстати, пожертвования для строительства мечети перечисляли, приносили, в том числе, и православные, в этом – глубокий смысл, мудрость простых людей.
Мулла Руслан Рашидович, завершив службу, рассказывает, как удалось продвинуть, оживить строительство:
- Помните, рассказывал, что учился в Казани? Так вот там и нашёлся богатый человек, который согласился помочь построить мечеть.
- Где Казань, а где – наш маленький Черногорск. В чём же суть?
- Всё просто, - растолковывает мулла, - строить дороги, школы, детские сады – благое дело. А строить мечеть – тем более. Аллах бережёт человека, который делает это, хранит весь его род. Поэтому люди стремятся делать хорошее.
Основные работы велись здесь с июня до осени. Купол? Сделали в Абакане. Будет ещё второй, размером меньше установленного. Но его надо поднять выше. Кирпичную кладку сделаем, как только установится тёплая погода, и разместим купол, будет красиво! Надо поработать и над фасадом, надеюсь, что летом удастся приступить к внутренней отделке.
Слово за слово – и получено приглашение на дастархан – к большому праздничному столу, в одну из семей.
Едем в село Зелёное, в дороге, понятное дело, не молчим, мулла рассказывает:
- Отец у меня татарин, мать узбечка. Отец жил в деревне Восточное Красноярского края. Потом уехал учиться на врача в Ташкент. С мамой он познакомился в Таджикистане, там поселились и работали. Кстати, в колхозе «Россия» долгие годы провели. Небольшое село, с улицами Чапаева, Димитрова - всё было по-русски. Наш дом стоял на улице Гастелло. Рядом жили и дружили русские, таджики, узбеки, татары, армяне. До сих пор, знаю, что в «Родине» следит за свои домом дядя Саша, ему 95 лет. Жаль, что многое за десятилетия изменилось. А у меня о том времени остались очень хорошие воспоминания, добрые.
В Казани сколько учился? Семь лет, окончил духовный университет.
Сюда приехал к родственникам и остался.
…А вот и дом, где нас уже ждут. Навстречу вышел, в сдержанной, но красивой национальной одежде, Хаджи Мухаммад Гио – так он представился.
Дом залит светом, в самой большой комнате по периметру – подушки, чтобы было удобно сидеть, и другие, чтоб опираться на стену. Хотя, для меня, честно, так – не очень привычно, мы же на стульях у стола привыкли располагаться. Но я в гостях, да ещё на празднике, об этом с хозяевами – ни слова!
Впрочем, о традиции есть на полу расскажу. Дело в том, что именно так испокон веков заведено у кочевых народов. Возить с собой столы и лавки или стулья, знаете ли, было бы тем ещё испытанием. Другое дело – ковры, матрасы. Свернул – и в путь, на новое место.
А современники об этой традиции ещё вот что придумали: мол, привычка таджиков, узбеков есть на полу… полезна – у тех, кто сидит, сложив ноги или положив их вбок, чувство сытости появляется быстрее.
Как бы то ни было, мы увидели стол – глаза разбежались. Восточные сладости, в том числе белая домашняя халва и чак-чак, огромный белый торт, напитки (кроме алкогольных, на это - табу!), овощи, фрукты, мясо кусками, фирменные лепёшки… Ох, боюсь что-то упустить. Всё – на золочёной, сверкающей посуде.
Отведала шурпу. Горяченькую, с луком, кинзой – м-м-м.
- Шурпу, в основном, готовим из говядины, так для здоровья лучше. Баранина – очень жирное мясо, не каждый может угоститься, - поясняет хозяин дома.
Киваю, прихлёбывая: мол, логично, правильно!
Мулла вносит ясность:
- Сейчас у всех мусульман накрыты такие столы. И все зовут друг друга в гости.
- Объесться можно после поста-то!
- Когда приходишь в дом в такой день, всё-таки главное – не еда, а молитва. За хозяев, за их предков. Верим, что нас слышат.
- Вот на этой красивой подставке – крашеные яйца? Главный атрибут православной Пасхи!
- Всегда на столе в праздник Ураза-Байрам крашеные яйца! Дети играют ими, бьются, чьё крепче, - оживляется хозяин дома. – Вообще ребятишки в Таджикистане в этот день высыпают на улицу, как горох. Все их стремятся угостить, побаловать.
- С едой, можно сказать, понятно. Столы в праздник ломятся, все рады друг друга угостить. А для души – что он для вас значит, как вы его принимаете, этот праздник?
- Это такой день по окончании поста, когда грехи за весь год смываются, все друг друга прощают, обнимаются, плохое, тревожащее забывается, обиды остаются в прошлом.
Возвращаясь из кухни с пиалой зелёного чая, Хаджи Мухаммад вдруг обращается:
- Знаете, почему я уважаю Владимира Владимировича Путина? Он поддерживает мусульман, многое для нас делает, строит мечети. Мы благодарны. Надо в дружбе жить, вместе. Должны быть мечети и храмы. Бог един, просто дороги к нему разные и толкование разнится.
- С подрастающим поколением находите общий язык?
- Наша обязанность – учить молодых, чтобы религию, обычаи, традиции знали, старших уважали. Каждый должен быть образован, без образования сегодня сложно. Строителем, врачом, учителем, продавцом, предпринимателем – каждый выбирает для себя. Но обязательно нужно учиться, чтобы быть на высоте, чтобы тебя уважали. Этот процесс, кстати, идёт. Недавно был в медцентре Новосибирска – то тут, то там слышал родную речь от докторов. Приятно!
- Если кто-то неправильно себя ведёт (современный мир – он ведь не идеальный), можете как-то влиять на заблудившихся?
- А как же! Собираемся, объясняем, разговариваем. Бывает, кому-то надо помочь деньгами – помогаем. Кого-то направляем на путь истинный, иной раз подвигаем к тому, чтобы извинялись, мирились, в зависимости от ситуаций. Связь поколений должна быть, и уважение к старшим, на этом многое держится.
- Как чувствуете себя в Черногорске?
- Сыновья в Абакане, работают, всё нормально. У меня – тоже. Врать не буду: Черногорск для нас - вторая родина. Много друзей – хакасов, русских. Общаемся, трудимся, что называется, обосновались.
- Салам алейкум! – на пороге появились гости. А мы распрощались, поблагодарив за гостеприимство.
По дороге обратно разговорились с Русланом Рашидовичем о мусульманах-бородачах. Ответ был неожиданным:
- С бородой должны ходить верующие. А иные отпустят бороды и матерятся, обманывают. Я так рассуждаю: сначала мусульманские законы узнай, молись, в мечеть ходи, бедным, детям помогай, потом уж о бороде думай!
… Вскоре из школы-интерната прислали фотографию, на которой мулла - с ребятами-сиротами. Он приезжал, с подарками и угощениями, купленными на садака - пожертвования мусульман-черногорцев.
Марина КРЕМЛЯКОВА,
фото автора
«ЧР» № 31 от 25 апреля 2023г.