Путешествие в Майну, в русский быт

Дата публикации: 04.04.2023 - 10:01
Просмотров - 209

Излюбленный маршрут практически всех туристов, которые приезжают в Хакасию, –  по направлению к Саяно-Шушенской ГЭС. С годами он обрастает объектами, которые можно посетить по пути: остановиться, оглянуться, немного отдохнуть, узнать что-то новое. Один из таких – русская горница в посёлке Майна, созданная энтузиастами хорошо известного в республике ДК «Визит». Вот и мы отправились в путь вместе с отрядом «Юный патриот» Черногорской школы-интерната.

Майна – небольшой посёлок, расположенный в красивейшем месте, с могучей рекой, скалами, которые можно рассматривать прямо с улиц, с буйной зеленью. Всё это после довольно протяжённой дороги по однотонной степи радовало глаз, удивляло, располагало к тому, чтобы задержаться.

А вот и место назначения – горница. Жаль, что расположен музей русской культуры в обычной невзрачной коробке, рядом с обычными, набившими оскомину магазинами. Наша-то черногорская русская изба, что сооружена возле детской художественной школы, уже внешним видом, своим «вековым» брусом настраивает на определённый лад… Но это было единственное «жаль» из общения с майнским объектом, всё остальное исключительно радовало.

На пороге, как это и заведено у русских, гостеприимно, в праздничном наряде, встретила Галина Анатольевна Клюева – хозяйка горницы (она же – методист ДК «Визит»).

Дорогих гостей – то бишь детишек из школы-интерната, их педагогов, руководителей отряда «Юный патриот» Дмитрия Иванова, Оксану Штефан и родителей закружили вопросами, прибаутками, интересной информацией.

– Ищите красный угол, друзья! – обратилась к экскурсантам домоуправительница. А когда ребятня начала разыскивать красное, полился рассказ о красном угле, что непременно был в каждой избе – с иконами и рушниками. Этот угол считался главным, вот в этом и была его «краснота». Его делали самым торжественным и красивым – иконы нередко стояли на резных полочках, рушники (их ещё в старину называли шИринками) для убранства этих полок выбирали самые красивые, с исключительными старинными, от бабушек, узорами. Здесь же вешали лампады со свечами.

- Вот это полотенце, шИринка, было соткано на таком станке, своими руками, - показывают ребятам «оборудование», прапрадедушку современных машин по производству тканей. - Этому полотенцу больше 150-ти лет. А икона – 19-го века.

Рядом с красным углом в горнице - большой стол. Семьи-то были многочисленными (семья в куче – не страшна и туча!).

Однако в этих «кучах» были строгие правила. Во главу стола мог садиться лишь самый старший член семьи, дальше от него, по возрасту, рассаживались сыновья. А если детворы было так много, что все не помещались за столом, тогда сёстрам приходилось обедать или ужинать, расположившись за спинами братьев.

Есть можно было после того, когда старший член семьи прочитает молитву, в ином случае нетерпеливому доставалось ложкой по лбу. Кто об этом не слышал? А думал ли, что так закладывалась, на генетическом уровне, она самая, дисциплина?

Основной пищей был хлеб: «без хлеба тоска, в животе пустота».

Про сердце русской горницы – печь – особая песня. Вот уж была барыней в избе. И щи-каши в ней томились, и пироги пеклись, и согревала она, родимая, в лютые морозы. Старожилы наверняка помнят русские печи с занавесками, на которых прогревали изработанные тела старики, а рядом с ними грелись ребятишки. Вспомнили и знаменитое выражение «печки-лавочки», сошлись на том, что оно – о любви да о ладе в семье.

К слову, хозяйка горницы удивила, заставила охнуть юных патриотов от рассказа о том, что в печь, на остатки тепла, даже младенцев недоношенных могли, в какой-нибудь безопасной штуковине, поместить. Чтоб прогрелись и начали кричать, запустили бы свои жизненные функции.

- Печь называли сударушкой, - поглаживала по белым бокам русскую кормилицу Галина Анатольевна. - Раньше ставили печку, а после – избу. Говорили: хорош тот крестьянин, что на печи избу поставил. У нас – маленькая, можно сказать, макет. А знаете, что в печке не только суп, щи варили, хлеб пекли – ещё и парились! Залезали вот сюда, поддавали квасом или водой...

Ребятам попалась на глаза деревянная лопата, что стояла у печи. Хозяйка горницы тут же продекламировала:

- Вот лопата, деревянна, старовата.

 Хоть земли и не копала,

но немножечко устала.

Доставала из печи я хлеба и калачи.

Ребята вошли во вкус, рассматривали ухват, рогатину. Рассказчица – тут как тут:

- Сам рогат, но никого не бодаю.

Сам не ем, а еду хватаю.

Что схвачу, отдаю,

А после в угол спать иду.

Стиральная доска, маслобойка, лампа «Летучая мышь», изготовленная во время войны, в 43-м, фляжка с фронта, утюг, в который можно засыпать горячие угли – всё хотелось разглядеть, потрогать. Кстати, о дополнительной функции старинного утюга догадаться не получилось ни у ребят, ни у взрослых. Оказывается, эту хитрую штуковину использовали в хозяйстве ещё и в качестве… мышеловки. А что, народ на выдумку горазд!

Лапти (в избе представлен экземпляр 19 века) плести раньше умели все – по необходимости. Да нахваливали изобретение, которое делали из коры деревьев, преимущественно – из липового лыка или берёзового. Зимой, с портянками, в них было тепло, а летом ноги не потели.

Кудели льна, что хранятся с 1932 года, веретено, прялка – всё это заслуживало отдельных историй, и ребята слушали их внимательно… пока не подали чай с пирогами. Что ж, и это – в правилах русского гостеприимства.

Однако нам были интересны не только манера и способы подачи экспонатов, но и сама суть идеи – отчего да почему именно в этом месте решено было организовать, по сути, музей русской культуры. Оказалось, десять лет назад начало хорошему делу положила одна из жителей села, которая буквально горела идеей собрать предметы, через которые можно было бы доносить историческую правду о быте русского народа. И они были собраны – со дворов, чердаков, из окрестных населённых пунктов.

Последователи идею развили, стали в горнице не только показывать экспонаты, но и рассказывать о русских праздниках, проводить там мастер-классы, делать выставки, организовывать игры для детворы и взрослых.

Вот и наша братия освоила ходули, научилась играть в «Гори-гори ясно», а по пути назад ребята делились впечатлениями, кого и что больше удивило, кому что запомнилось.

Марина КРЕМЛЯКОВА,

фото автора

«ЧР» № 25 от 4 апреля 2023г.

Новости по теме: