Школьный десант на Промтрансе

Дата публикации: 04.04.2023 - 09:44
Просмотров - 345

Есть профессии, обделённые вниманием музыкантов, писателей, поэтов и художников. Но есть и иные, о которых поют песни, пишут книги, снимают кинофильмы. Много, скажем, вы знаете о профессии маркшейдера? Зато о работе  машиниста тепловоза наверняка наслышаны. У Николая Расторгуева даже песня есть, посвящённая помощнику машиниста. А уж сколько книг о железно-дорожниках написано…

И всё же, как бы не казалось, что ничего нового рассказать о железнодорожниках нельзя, это неверно, в чём на собственном опыте убедились восьмиклассники четвёртой школы, когда отправились на экскурсию в филиал ООО «СУЭК-Хакасия» - Промтранс.

Радушная встреча ребят на проходной, и вот уже два десятка подростков сидят в кабинете и слушают инструктаж по охране труда. Ведёт её опытный специалист Сергей Беляков. Сотни раз, наверное, рассказывал Сергей Иванович новичкам о требованиях безопасности на предприятии, но вводить в курс дела школьников – занятие всё же особое.

– Наша основная задача – доставка вагонов под погрузку угля и сдача их на РЖД, – рассказывает ребятам Сергей Беляков. – Сформировали состав, загрузили углём, довезли до станции и передали в руки РЖД. Конечно, нужно стремиться работать безаварийно и без несчастных случаев. А вы знаете, что сейчас уже не говорят «техника безопасности»? Теперь мы пользуемся более широким термином – «охрана труда». Это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Сюда включено много факторов: соблюдение правил безопасности, правильное применение средств индивидуальной защиты (СИЗ), обучение и аттестация работников в области ОТ, проведение медосмотров и т.д.

Прослушав небольшую лекцию, почти сплошь состоящую из «нельзя», несколько озадаченные школьники отправились к железнодорожным путям, чтобы ближе познакомиться с работой предприятия. По пути они старательно обходили препятствия, прижимались к обочине, не скакали по рельсам и шпалам, словом, выполняли все заветы инструкции. Видимо, не зря последним пунктом инструктажа по охране труда Сергей Беляков поставил видеоролик Управления по труду, занятости и соцзащите Гродненского горисполкома «Вите нужна маска». Советую, найдите его в интернете – получите массу положительных эмоций! Кто бы мог подумать, что об охране труда можно сделать такой поучительный и очень весёлый клип.

Следующая  остановка школьной экскурсии у тепловоза. Он смирно стоит на рельсах, никуда не торопится, и у ребят есть возможность осмотреть его не только снаружи, но и побывать в кабине машиниста.

– Тепловоз ТЭМ-7А, самый распространённый в России, очень надёжный и проверенный тепловоз, – рассказывает начальник службы локомотивного хозяйства Александр Сафонов. – Срок службы порядка 40 лет. Мощность 2 тысячи лошадиных сил. Может вести поезда весом до 7000 тонн. Вы только представьте, в легковой машине сотня, а здесь две тысячи!

– А долго нужно учиться на машиниста? – начинают интересоваться ребята.

– Чтобы устроиться к нам на работу, нужно пройти курсы помощника машиниста в дорожно-техническом центре, – поясняет Александр Сафонов, – а также можно на базе среднего образования, в возрасте свыше 18 лет. А далее, после одного года «безбрачной» работы, можно пойти учиться на машиниста. Потом, конечно, можно получить среднее профессиональное образование, пойти дальше учиться в ВУЗ.

Пока большая часть ребят изучает тепловоз со стороны, первая четвёрка счастливчиков уже обживается в кабине машиниста.

– А этот рычаг для чего? А зачем тут камера? – вопросы летят как из пулемёта. Но опытного  машиниста-инструктора локомотивных бригад Вячеслава Панкратова так просто не смутить. С той же скоростью, с какой подростки задают вопросы, он отвечает им.

– Вся бригада тепловоза – два человека, машинист и помощник машиниста, – поясняет Вячеслав Фёдорович. – 12 часов смена, потом отдых, и снова 12 часов. Но тепловоз работает всё время, только на техобслуживание заезжает, а так постоянно в пути, в работе.

Вскоре школьники уже ориентируются в кабине, понимают, где место машиниста, а где помощника, знают, почему нужно смотреть по всем четырём сторонам во время движения, и даже оценивают степень комфортности. А она в современных кабинах вполне на уровне. Есть холодильник и микроволновка, кондиционер и видеорегистратор, мало ли что бывает на дороге!

– Здесь, как дома, разве что кровати нет, – улыбается машинист тепловоза Александр Ашихмин. – Работаю в Промтрансе уже больше 20 лет, пришёл посмотреть, да так и остался. Дело нравится, интересно и зарплата достойная. Раньше к нам часто приходили на экскурсию школьники, ученики первой школы. Сейчас реже. Но считаю, это хорошо, пусть ребята посмотрят технику, может, кто придёт сюда работать.  

Для предприятия такие профориентиционные экскурсии дело, мягко скажем, несколько нервное. Во-первых, хочешь не хочешь, а временно приостанавливается работа, во-вторых, нужно бдительно смотреть, чтобы ребята не залезли, куда не положено, не травмировались. Но производственники идут на это, понимая – промышленности нужны молодые рабочие. И оптимально, если будущие машинисты, составители, диспетчеры придут сюда, осознанно сделав выбор. А для такого решения лучше нет, чем с детства познакомиться с предприятием, накоротке узнать машины.

Тем временем все уже успели побывать в кабине, и вот следующая остановка: гараж для стоянки путевых машин. И хотя слово гараж не впечатляет, зато само помещение вызывает уважение, как говорится, по машинам и потолок. А он где-то высоко над нами. В самом гараже впору футбол устраивать, площади точно хватит. Правда, для этого пришлось бы отправить на улицу технику.

– Это экскаватор-погрузчик на комбинированном ходу, он помогает в ремонте железнодорожного пути и удобен тем, что может двигаться, как по рельсам, так и по дороге, – рассказывает заместитель главного механика Владимир Соловьев. – Между прочим, в Хакасии всего две таких машины, и одна у нас. Её купили не так давно, но она себя отлично показала.

Некоторые мальчишки начинают пристально приглядываться к погрузчику – а может, после школы пойти учиться на машиниста?

– Здесь у нас стоит железнодорожный кран КЖДЭ-25, грузоподъёмность 25 тонн, длина стрелы 15 метров, – продолжает удивлять Владимир Александрович.

– Ого, это же до пятого этажа достанет! – слышится восхищённый отклик.

– А здесь у нас путевая машина ПРМ-3, – экскурсия идёт своим ходом. – Машина используется для ремонта. Можете подняться в кабину, если интересно.

Конечно, интересно! И мальчишки один за другим лезут на платформу, садятся в кресло. Эх, ещё бы прокатиться!

– У меня папа работает на погрузчике, – поделился восьмиклассник Иван Михайлов. – Сам я летом подрабатывал со старшим братом на производстве, поэтому в технике тоже разбираюсь. Брат работает в Абакане. В будущей профессии пока точно не определился, но есть два варианта: или устроиться сюда, или идти учиться на маркшейдера.

Рядом с ним стоит Кирилл Фёдоров, его я запомнила ещё по вполне профессиональным вопросам, которые он задавал в кабине машиниста тепловоза, чувствуется, что парень знает о чём говорит.

– Я вопросы задавал, уточняя кое-что для себя, – говорит Кирилл, – так-то всё там знаю. У меня отец много рассказывал о машинах. Пока рано говорить, кем буду, сейчас хочу пойти учиться на медбрата. Ну, а дальше посмотрим. Но не исключаю, что приду сюда работать, мне нравится с техникой.

И какая же железная дорога без диспетчерского пункта? Организаторы экскурсии не могли обойти вниманием этот важный участок. В диспетчерскую на станции «Новая» школьники вместились еле-еле, всё же кабинет не предназначен для массового посещения, там место для одного специалиста. Дежурному по станции мешать не положено, он ведёт график, следит за составами, в общем, выполняет массу дел одновременно. Вот и пока ребята слушали пояснения специалиста, дежурный по ж/д станции Новая Оксана Гацерелия продолжала работу. Спокойствие, уверенность, точность движений привлекли внимание девушек.

– Где обучают на дежурного? Сколько надо учиться? А зарплата какая? – тут же посыпались вопросы.

– Обучение производится на базе среднего образования в образовательных организациях среднего профессионального или высшего образования, – пояснила сопровождающая ребят и.о. начальника станции «Новая» Светлана Попова. – Я, например, сначала окончила техникум, а потом институт. Работа, конечно, не лёгкая, но зарплата отличная.  На это у нас никто пожаловаться не может.

Судя по задумчивым лицам ребят, профориентационная экскурсия удалась на все сто. В глазах озадаченность – не стоит ли попробовать свои силы в Промтрансе? А тут и старший специалист отдела информационного и документационного обеспечения Снежана Лысенко решила окончательно добить доводами.

 – Вы все живёте в Черногорске, и, конечно, нужно знать, что у нас есть такое замечательное предприятие, как Промтранс, – обратилась Снежана к ребятам. – Мы логистическое предприятие, главная задача – доставить уголь заказчику. Но у нас есть много «плюшек» для работников или, иначе говоря, льгот. Во-первых, два раза в год сотруднику предприятия и его детям можно пользоваться путёвками в санаторий, причём, в любом городе России. Хочешь – в Сочи, хочешь – во Владивосток. Предприятие оплачивает путёвки 100 процентов детям сотрудников и 75 процентов работникам. Во-вторых, раз в три года Промтранс оплачивает дорогу по России к месту отдыха работнику. В-третьих – дотации на обеды в столовых, 180 рублей ежедневно! И каждый год у нас индексируется эта сумма. А ещё у нас дважды в год, летом и зимой, проводятся спартакиады. И вообще, мы живём очень интересной и насыщенной жизнью. Так, как вы думаете, имеет смысл идти к нам работать?

Валентина КОРЗУНОВА,

фото автора

Новости по теме: