Плавать, как жить

Дата публикации: 28.03.2023 - 10:34
Просмотров - 192

Ещё недавно молодые мамы из Черногорска, озадаченные ранним правильным развитием и младенцев, и детворы постарше, возили ребятню на занятия в детские бассейны Абакана, что, согласитесь, было крайне неудобно.

Теперь ситуация изменилась, в городе – два детских бассейна, один из них открыт совсем недавно благодаря интересу учредителя к социальному предпринимательству, при поддержке специально выделенного гранта.

Наше интервью о плавании как о спорте для детво­ры – с тренером бассейна
«ФитнесФиеста» Екатериной НОНКА.

- Вы к нам приезжаете из Абакана, расскажите о себе!

- За плечами - колледж и университет по специальности «Общая физическая культура».

- То есть образование широкое, классическое.

- Да. Нас готовили быть учителями физкультуры: и легкоатлетами, и гимнастами, и волейболистами – «многостаночниками», в хорошем смысле слова. Да и вообще, так вышло, что вся жизнь связана со спортом, вся семья спортивная. Младший Иван, которому десять лет, профессионально занимается плаванием в спорт­школе Абакана (на недавних соревнованиях он подтвердил первый юношеский разряд), старший – баскетболист, муж – учитель физкультуры в школе. А я решила учить детей плаванию, оставив работу в детском саду.

- Почему сын стал серьёзно заниматься плаванием?

- Потому что мы, родители, увидели: многие элементы в этой дисциплине получались с первого раза, быстро и довольно технично, плюс от природы – нужные для плавания физические данные (они же, кстати, позволяют успешно развиваться в волейболе).

- О каких физических данных речь? Любопытно!

- Во-первых, рост. Ваня высокий - 152 см. Во-вторых, у него длинные руки и ноги. Кроме того, нога очень большого размера. В 10 лет - 41-й размер. А это в воде – как ласты, как продолжение ног.

- Зачем нужен рост? Чтобы быстрее прикасаться к финишной тумбе?

- И для этого тоже. А ещё длинные руки помогают делать мощные, длинные гребки, обеспечивают лучшее скольжение по воде. И конечно, когда пловец крупный, он гребёт мощно, сильно.

- О качествах, необходимых для развития в профессиональном спорте, понятно. В Черногорске не так давно открылся бассейн для ребятни практически с рождения, не только для тех, кто с выдающимися данными, а для всех. Как вы рассматриваете, как профи, нашу базу?

- Этот бассейн на сто процентов подходит для первоначального обучения. К слову, в спорткомплексе «Абакан» есть подобный бассейн для начинающих. Примерно такой же по длине и ширине, как в Черногорске. Первоначально дети начинают заниматься именно там, их никто сразу не берёт на большую воду. В маленьком бассейне они чувствуют себя уверенно, быстро учатся плавать.

- Вот приходит к вам «пловец» лет пяти-шести, и что делать?

- Во-первых, родители правильно делают, что приводят ребятишек заниматься. Плавание – идеальный вид спорта для начала любой спортивной карьеры. Да, дети приходят робкими, многие боятся воды. Но проходит несколько занятий – и ребят не узнать. Мы ведь используем не только упражнения в чистом виде: «Раз, два, работаем руками, машем ногами». А сначала затеваем игры. То нам надо зверюшек с берега на берег перевезти, то, чуть позже, игрушки со дна достать. То дыхание под водой задержать, то пузыри по поверхности воды пустить. На самом деле это подготовка к серьёзным занятиям. Вскоре наступает момент, когда всё больше внимания уделяется дыхательным упражнениям, поскольку это для пловцов очень важно. Плюс много работаем с ногами. Ребята в младшем возрасте не могут скоординировать совместную работу ног, рук и дыхания. Это приходит постепенно, ориентировочно к семи-девяти годам – по-разному, в зависимости от уровня их подготовленности.

Иной раз даже года недостаточно, чтобы научить хорошо плавать. Но навыки, один за другим, формируются, каждое занятие – плюс в копилку успеха. К примеру, в Абакане не всех ребят одного возраста берут в спортшколу, кого-то оставляют позаниматься ещё год в подготовительной группе. Вода – дело серьёзное! Для продолжения начатого нужно не только уметь держаться на воде, но и координировать движения, быть готовым к следующему этапу обучения.

- Наш бассейн, выходит, идеален для начальной подготовки. Но, полагаю, не только для того, чтобы продолжать заниматься плаванием. Но и другими видами спорта!

- Конечно. Это отличная база, начальная подготовка, с которой любой другой вид спорта будет даваться легче, поскольку на занятиях плаванием формируется гибкость суставов, позвоночника, ребята становятся выносливее сверстников, учатся правильно дышать, у них развиваются лёгкие, активнее начинает работать сердечно-сосудистая система организма.

Кроме того, на занятиях очень хорошо развивается координация. К тому же, вода, - это своеобразный массажёр. Мышцы от занятий не забиваются, мозолей нет, травм не получаешь. Детям это в удовольствие. И польза, и можно нырять, бултыхаться круглый год, а не только летом. Это вдвойне приятно, поскольку после занятий ребят ждёт тёплая инфракрасная сауна, я бы сказала, саунка, которая у малышей ассоциируется с домиком, где они согреваются и общаются друг с другом.

- Плавание показано даже крохам?

- Конечно. И хотя в случае с младенцами, понятно, нагрузки особой нет, но развитие ребёнок получает. И у него начинается тренировка лёгких, развитие диафрагмы. Он закаляется. К тому же, упражнения, которые могут показаться довольно простыми, на самом деле помогают детям развиваться, делают их крепче. Малыши, которые занимаются так называемым грудничковым плаванием, быстрее и увереннее начинают ходить… А спят после занятий как!

Однако и малышам, и тем, кто взрослее, необходимы именно регулярные занятия, в идеале – три раза в неделю, а не от случая к случаю. Тогда непременно будут результаты.

- Какова роль родителей, если они другим видам спорта предпочли плавание?

- Хорошая тема. Они, прежде всего, должны озвучить тренеру свой запрос: для чего привели ребёнка?

Плавание – циклический вид спорта, когда не побегаешь, не попрыгаешь. Надо выполнять упражнения, плавать от бортика до бортика. Но есть плюсы. У кого-то с раннего детства, к примеру, плоскостопие. А при занятиях плаванием есть специальные упражнения, которые помогают решить эту проблему. Если родители нацеливают тренера на исправление плоскостопия – подключаем комплекс специальных упражнений. Можно при этом плавать в ластах, собирать предметы со дна ногами и т.д.

Другим, может быть, важно качественно подготовиться к поступлению в спортшколу. И это совершенно иное направление при проведении тренировок.

Третьи, может быть, просто решили занять свободное время дошколёнка или школьника, мечтают, чтобы он к лету начал плавать, не боялся водоёмов. В этом случае - свой подход, без усиления, без особых нагрузок, но с обучением плаванию.

Конечно, всё, что мы обсудили, - это схематично. Многое зависит от инструктора – к примеру, не в моих правилах только по шпаргалкам работать, всегда хочется что-то своё внедрять, придумывать, пробовать.

- То есть, как в любом спорте, тренеру надо чувствовать ребёнка. Иной месяц будет собираться с духом, чтобы самостоятельно оттолкнуться от бортика, другой практически сразу поплывёт.

- Да. И не вспугнуть. Сделать воду, занятия привлекательными, интересными.

- Многие родители рассматривают плавание как панацею от простудных заболеваний.

- Плавание, безусловно, способствует закаливанию. Но и это весьма индивидуально.

- Как лучше начинать посещения, в каком ритме?

- Класссически, три раза в неделю. Если у ребёнка большие дистанции между занятиями, так тяжелее добиться результата, поставленной родителями цели.

- Сейчас много ребят с избыточным весом. Плавание может помочь стабилизировать вес, сбросить лишние килограммы?

- Чтобы ребёнок похудел, надо плавать 4-5 раз в неделю и работать на воде по 45 минут без остановки, лишь тогда начнётся жиросжигание. А в другом случае пловец будет выходить из бассейна, не отработав 45 минут (физически сложно для детей) с отменным аппетитом. В итоге он съест намного больше, чем обычно, - понятно, что не похудеет. То есть эту проблему необходимо решать комплексно: организовать правильное, без излишеств, питание, достаточную двигательную активность «на суше». В таком случае бассейн станет хорошим помощником. К слову, после плавания за стол ребёнка приглашать желательно часа через полтора после занятий.

- Во многих видах спорта от тренеров слышишь: «Думай, соображай!»

- И в плавании это актуально. Должно прийти понимание, что и как. Ребятам постарше говорю: «Не просто так вы шевелите руками и ногами! Вы должны грамотно управлять своим телом». Когда к ним приходит понимание этого процесса, выходим на новую, «продвинутую» ступень в обучении.

- Удачных вам заплывов, хороших, талантливых учеников, родителей со сформировавшимися запросами!

Марина Кремлякова,

фото автора

«ЧР» № 23 от 28 марта 2023г.

Новости по теме: