А за стеной - шерстистый носорог

Дата публикации: 14.02.2023 - 10:33
Просмотров - 282

Лет пять назад во время командировку в Москву удалось выкроить пару часов и посетить Исторический музей. Слов нет, собрание богатое, экспозиции оформлены ярко, туда бы не на пару часов, а на пару дней прийти! Но, время ограничено, пришлось залы чуть не галопом пробегать, хоть краем глаза увидеть богатства минувших эпох.

Мелькали эпохи, регионы, и вдруг резкая остановка – да это же наша, хакасская личина! Или очень похожая на неё. Подхожу ближе, читаю табличку – и правда: «Плита с изображением солнечного божества. Первая половина 2 тысячелетия до н.э., Хакасия». Дальше на экспозиции наконечники стрел, глиняные сосуды, броши и застёжки, найденные в хакасских курганах при археологических раскопках. Помнится тогда подумала, вот было бы замечательно, если в нашем краеведческом музее появился бы свой археологический зал. Находок у нас было сделано много, а вот особой выставки не было.

Под финал прошлого года пришло радостное сообщение – в Хакасском национальном краеведческом музее открылась постоянная археологическая экспозиция. А в начале января нас, журналистов республики, пригласили на экскурсию в музей, причём гидом выступал  учёный секретарь Хакасского национального краеведческого музея им.Л.Р.Кызласова Игорь Таштандинов.

Надо сказать, учёный секретарь не так часто проводит экскурсии, у него много иных обязанностей. Словом, нам очень повезло, что именно Игорь Иванович был проводником по истории древней Хакасии. Человек не просто хорошо знающий историю, но искренне влюблённый в неё, он буквально с первых же слов погрузил гостей музея в мир древних людей. Эпоху, когда по нынешним степям ходили мамонты и шерстистые носороги, когда вместо лесов, землю покрывал ледник.

Тот, кто впервые попадает в хакасский краеведческий музей, как правило, в изумлении останавливается в зале менгиров. Во-первых, каменные изваяния интересны сами по себе, во-вторых, сотрудники музея смогли так разместить стелы, что ощущение мощи и загадочности, буквально, захватывают тебя.

Сегодня в Хакасии известны порядка трёх тысяч менгиров, но каждые несколько лет открывают новые памятники, республика далеко ещё не вся обследована.

- Стелла с древними тюркскими рунами, очень редкая находка, - рассказывает Игорь Таштандинов. - В основном до нас дошли эпитафии, но здесь надпись: «Я такой-то, убил 40 врагов, захватил их богатство, но, к сожалению, ухожу из жизни, не насладившись богатством, и не вырастив сыновей и дочерей». Там ещё есть приписка: «Мы чувствуем себя, как дети, потерявшие отца. Ты был могучий, как вепрь, свирепый, как барс, и все враги бежали прочь, только услышав твоё имя».

В настоящее время известно порядка 20 подобных стел на территории Хакасско-Минусинской котловины. Лучшие находятся в Минусинском музее, Эрмитаже, Историческом музее в Москве, но несколько стел с рунами есть и в нашем музее. Как говорит, Игорь Иванович, теоретически найти новые изваяния можно. Статистика говорит, что стелы с рунами находятся раз в 25 лет. Последнюю обнаружили пять лет назад, так что осталось подождать лет 20 и мир обретёт ещё одну плиту с древнетюркскими руническими письменами.

 - Я знаю несколько потенциальных мест для поиска, - добавляет Игорь Таштандинов, - про них рассказывали местные жители, мол, когда-то в детстве натыкался на подобное, но толком уже не помню, где точно. А просторы у нас большие, так что будем искать.

КОСМИЧЕСКИЕ ДАТЫ

Вот и второй этаж, где расположен археологический зал. Начинается рассказ с таких древних времён, что представить сложно.

Итак, в Южной Сибири прачеловек появился около 600 тысяч лет назад, останки его были найдены в Денисовой пещере, это район нынешнего Бийска. Потому назвали его денисовский человек. Генетический анализ останков показал, что он близок синантропу, чей возраст насчитывает около миллиона лет. Синантропа ещё называют пекинским человеком, по месту нахождения останков.

- В большей степени наша территория была освоена кроманьонцами – это совсем недавно, всего 30-40 тысяч лет назад, - рассказывает Игорь Таштандинов. - К этому времени относятся основные стоянки, их исследовала Зоя Абрамова в 70-е гг прошлого века, грот Проскурякова, пещера Археологическая и т.д.

Наверное, многие в детстве с замиранием сердца читали «Битву за огонь» Жозев Рони-Старшего. Изумительные картины жизни первобытных людей до сих пор стоят перед глазами, богатое воображение нарисвоало такие картинки, что помнятся и сейчас. А теперь представьте, что события из книги происходят у нас, в Хакасии. Ведь и здесь был ледниковый период, затем бродили мамонты и шерстистые носороги, в пещерах грелись у костра древние люди.

- Представьте, как тогда жили, - продолжает Игорь Иванович. - Вот тебе копьё, иди из пещеры и без ужина домой не возвращайся. Топай за пищей, наматывай километры по траве, дорог нет, лазь по кустам, ищи дичь, а она на месте не сидит. Человек вряд ли нападал на крупных животных, ему хватало более мелких – косули, зайцы и т.д. Здесь представлена коллекция каменных орудий, которые создавал человек в эпохи палеолита и неолита.

Однако, как говорит учёный секретарь, находок мало, беда в том, что поле для исследования непаханное. У  нас есть только 2-3 человека, кто занимается древней эпохой, это очень сложно, огромный объём работ, а отдача очень низкая. Одно дело найти материальные предметы человека, скажем, 10 века, и совершенно другое человека, который жил 50 тысяч лет назад.

Идут века, меняется климат. Отступил ледник, потеплело, и земля начинает покрываться растительностью. Появляются леса, степи. Вместе с этим становится больше животных, а вслед из ними на территорию нанышней Хаксии приходят новые племена. Идут из Приангарья, Алтая,  Тувы,  и так потихоньку формируется население эпохи неолита, которое занималось в основном охотой, рыболовством, собирательством. В то время выбор профессий был крайне ограничен.

Следующий этап в развитии территории начался с приходом первых кочевников-скотоводов. Так началась одна из самых интересных и загадочных эпох в жизни древнего населения Хакасии – Афанасьевская культура.

- До сих пор между учёными идёт жесточайший спор – развивались ли культуры, последовательно сменяя друг друга, или одни уходили, а другие приходили, - говорит Игорь Таштандинов. – Или новая культура уничтожала предыдущую. Третьи считают, что культуры сосуществовали, но не смешивались. Одни жили в степи, другие в подтаёжной зоне, кто-то занимался исключительно скотоводством, кто-то охотой. Точно сказать не можем. Но важно – афанасьевцы были носители религии. Их родственники создали ведическую культуру. Афанасьевцы здесь первыми стали строить курганы. В 3 тысячелетии первые курганы. Прежде не было традиции хоронить в земле. Может, сжигали, может, по реке пускали.

От той эпохи осталось не так много свидетельств. С одной стороны, плотность населения была невелика, с другой, столько тысячелетий прошло. А ведь грабили и раскапывали курганы не только в последние века. И всё же, хоть немного, но афанасьевцы приоткрыли учёным тайны своей жизни.

Кстати, интересно, что именно люди той культуры стали первыми строить крепостички на скалистых вершинах холмов. Раньше учёные считали, что возникли они лишь в средние века, но более поздние исследования опровергли данные. Собственно, корепостичик выполняли одновременно несколько функций – служили убежищами и одновременно с этим, были культовыми местами, где совершались жертвоприношения, другие обряды.

- Затем пришли андроновцы (Андроновская культура, - прим.автора), - продолжает Игорь Иванович. - Это население степи: Северный Казахстан, Южное Приуралье.  Они уже знают колесо, имеют колесницы. Ребята боевые, физически развитые, женщины 180 сантимертов – и это обычный средний рост! Мужчины по 2 метра. Кости все перекручены, а это результат очень высокой тренированности и физической силы. Ребята были суровые. Прискакали, и хотя их было немного, они заставили местных платить дань, кто отказывался – принуждали. Как итог, жители подтаёжной зоны стали быстро строить крепости для обороны от гостей. Строили в тех местах, где были святилища. Это гора Самохвал, гора Изых, Шишка.

Дальше эпохи начинают меняться более стремительно – проходят уже не тысячелетия, а всего лишь века. Меняется облик людей, они становятся меньше ростом, смуглеют, изменяется разрез глаз. Новыми становятся верования, как итог – по-другому хоронят, по-иному живут.

- Когда я был студентом, то думал – что тут изучать? Всё давно открыто. Но чем больше живу, тем больше белых пятен вижу, - говорит Игорь Таштандинов. - Никто не может толком сказать, что было во времена Таштыкской культуры. Практически нет известных поселений Карасукской культуры. А ведь тоже интересная эпоха была! Копали как-то курган, а под ним обнаружили поселение, причём, несколько в слоёв. Оказалось, что в жилищах были целые общежития устроены.

Мы идёт от экспозиции к экспозиции, слушаем Игоря Ивановича, и перед нами проносятся тысячелетия. Жаль, что так немного известно о жизни народов, населяющих Хакасию в прошлые времена. Но какое спасибо археологам за то, что хоть немного, но мы заглянули в это прошлое.

Валентина КОРЗУНОВА,

фото автора. «ЧР» №11 от 14 февраля 2023 г.

Новости по теме: