- Здрасьте, Михаил Николаевич!
- Оп-па, Алиса, я давно тебя не видел, что случилось?
- Болела. А какие мячи сегодня брать?
- В снайпера пока сразиться можно?
Ребятишки, собираясь на тренировку, гомонят, как сорочата. Тренер – на их волне. Сто вопросов – столько же ответов. Вот уж где точно будешь вечно молодым! Кружат вокруг, стучат мячами, друг друга перекрикивают. Какая-то девчушка, угадав во мне газетчика, отбросила мяч, приблизилась: «Это мой любимый тренер!» И помчалась вслед за сверстниками, разогреваться перед тренировкой.
Михаил Николаевич Бузунов – старший тренер спортшколы «Сибиряк» по баскетболу, сорок лет учит ребятню владению мячом. Опыт такой, что каждого из подопечных видит, будто под рентгеном. И умеет не только тренировать – не робот ведь. А ещё - учить чему-нибудь путному, житейскому, как когда-то наставлял и его учитель физкультуры.
- Каким было ваше детство и как затянуло в спорт?
- О-о-о! У нас на окраине, в районе МПС, жизнь пацанская была, что надо. Прыгали по вагонам, по крышам построек, просто гоняли по улицам так, что пятки горели. Войнушка, лапта – каждый старался быть ловким, бегучим, вёртким. Помню, наш физрук из шестой школы, Василий Иванович Залевский, как-то подошёл: «Давай-ка, друг, в спортзал!»
И других вихрастых туда же подтянул. Так нас из этого зала потом было не выгнать: баскетбол, волейбол, бег, прыжки – соревновались, кто кого. Зимой бились в хоккей. Метель ли, снег - гоняли, пока ноги к конькам не примёрзнут. Помню спортивный лагерь на Малом Кызыкуле во время летних каникул. Надо было много бегать, тренироваться, но после этого, представляете, как оно – нырнуть в согретую за день воду озера и потом растянуться на берегу?
Такое вот было нормальное детство.
- Образцово-показательное?
- Как сказать! В начальной школе кто-то сигареты показал, как атрибут взрослой жизни. Батя, видно, учуял запах и говорит:
- А, куришь? Ладно. Но не дай Бог я замечу!
Мне этих слов хватило, к куреву больше не прикасался.
Так что вырос в Черногорске, можно сказать, спорт в городе развивался при мне. И от того, куда мы все пришли, грустно. Потому что школьники сейчас уступают в ловкости, сноровке, спортивной подготовке своим сверстникам тридцати- сорокалетней давности. Они гораздо хуже бегают, прыгают, подтягиваются. Увы! У большинства нет адекватной реакции на движущиеся предметы -мяч уже улетел, а игрок ещё не сориентировался, ищет глазами там, где его нет. Ещё я бы подчеркнул, в наше время (начал работать в 80-м году) пацаны не уросили.
- Почему?
- Были стрессоустойчивыми, со здоровой психикой. Теперь же у детей с первого класса – масса поводов для беспокойства, нервозности. К примеру, знают, что впереди – непонятный ЕГЭ. Вот уже и вспотели ладошки, и забилось сердце, и побежали к репетиторам. Эх! В наше-то время развитых информационных технологий!
Что ещё важно, ребята из моего детства не были лишены родительского внимания. А сейчас родители, как правило, вынуждены много трудиться, дети – не на первом плане, растут, как трава. Многие из них - безотцовщина, мамы их воспитывают в одиночку. А кто-то не имеет мужского воспитания, поскольку папы на вахтах, такова действительность. А папки должны быть рядом, чтобы воспитывать крепких, готовых к трудностям и испытаниям ребят, девчонок.
- Коль мы заговорили о том, как было и как стало, что, в этом плане, скажете об учителях физкультуры, их роли в учебном и воспитательном процессе?
- С физруков был большой спрос. Не будет преувеличением, если скажу, что учитель физкультуры в школьном коллективе был практически вторым после директора школы. Потому что авторитет, потому что мероприятия, от линеек до спартакиад, организовывали в том числе физруки. Это были мужики в школе. А если есть мужик – он обеспечит порядок, строгость. Наш Василий Иванович Залевский не только вёл «физру» и ходил со свистком в спортивной форме, а мог, если надо, застеклить окно (преподавал ещё и труды). Заливку коробки в школьном дворе, её содержание контролировал сам, с первыми морозами лёд в школьном дворе уже призывно блестел.
И не только у нас в шестой школе так было! В каждой школе имелись коньки, ребячьи команды участвовали в первенстве города по хоккею с шайбой.
Теперь давайте сопоставим прежний незыблемый авторитет учителя физкультуры (да и преподавателя любой другой дисциплины) с тем, что получили сейчас. С недавних пор, на волне свободолюбия, детям стали говорить: если вас обижают, в семье или школе… пишите заявления. Уму непостижимо. Это разрушение семейных и жизненных устоев, это не наши традиции, не русские!
Преподаватель школы №5, тренер по баскетболу Андрей Андреевич Новосёлов перешагнул 90-летний рубеж. Недавно увиделись, он присмотрелся: «Мишка, ты что ли? А помнишь, в городе было 23 команды по баскетболу! Я ведь слежу за тем, что происходит, как теперь идут физкультурные дела».
Молодец, что следит. Его правнучка у меня занимается. И правильно делает. Раньше каждый шестиклассник умел играть в баскетбол. А сейчас многие 4- 5-классники не умеют прыгать на скакалке, о подтягивании на перекладине молчу – с этим совсем плохо. Раньше было пионерское четырёхборье, нельзя было не уметь подтягиваться – тут же засмеют, назовут мешком или похлеще. Отмойся потом!
- Что вы делали, чтобы не опозориться?
- И дома занимались, и в школах висели на перекладинах гроздьями. Практически на каждой перемене бежали к турнику. В каждой школе был стенд с нормативами ГТО, мы знали, к чему стремиться, чего надо добиться в определённом возрасте. То, что это сейчас вернулось, подталкивает к тому, чтобы ребята собой занимались, чтобы становились сильными, спортивными.
Любимым уроком у детей был какой? Правильно, физкультура. А сейчас многие родители находят предлоги, чтобы освободить детей от физкультуры. Когда я был мальчишкой, тучных детей, пухляшей, были единицы, максимум – человека три на школу, как правило, с заболеваниями. А теперь пройдите по школьным коридорам, увидите, сколько ребят с ожирением. У родителей нет глаз? Что делают с питанием и поощрением гиподинамии?..
- Нет понимания, что такое правильное питание. Теорию знаем, а практика хромает. Булки, чипсы, фри…
- Да, да, ешь и скорей умри. А ещё на класс прежде было два, максимум три человека в очках. Теперь, из-за эры гаджетов и компьютеров, из-за несоблюдения гигиены потребления, опять же, страдает здоровье.
- ГТО на какой знак вы готовы сдать сегодня?
- На золотой сдам.
- В жизнь ребят возвращается система ГТО, возрождаются детские организации.
- Это говорит о том, что нельзя до основания всё разрушить, «а потом»… Хорошо, что во многих областях, а особенно – в идеологии, спорте виден «полицейский разворот» в нужную сторону. Американцы своё дело знают туго. Они как в сороковых начали разрушать Россию, так и продолжают делать это, уже до орудий, танков дошло.
Вместе с тем, у нас ушли многие такие вещи, которые можно было бы развивать и гордиться ими. Это в том числе и система образования, воспитания в целом! Много лет дети развивались, я бы сказал, в аморфном безвоздушном пространстве. Если рядом был умный, во всех отношениях подкованный учитель – он и без приказов, без инструкций давал детям многое из того, что было необходимо в плане воспитания. Но везло не всем. Теперь, вроде бы, становимся на правильные рельсы, но потребуется время, чтобы поезд покатился по ним бодро, с хорошей скоростью и нужным курсом.
- Что ещё из хорошего в плане спорта могли бы отметить?
- В школы возвращаются футбол, баскетбол. Для преподавателей физкультуры – непаханые поля для работы.
- Что сегодня для наших ребят, в нашем городе, самое необходимое?
- Непременно нужно увлекать спортом, а если мыслить глобально – возвращать идеологию как основу жизни. Не должны быть в глазах лишь купюры. Там жизнь должна быть, разная, яркая, здоровая.
Кстати, когда кто-нибудь при мне говорит: «Ой, да сейчас не такие дети», я готов вспылить: да нормальные дети! Просто сообща, семье и школе, нужно вкладывать в них правильное, приучать к дисциплине. Парнишка отпрашивается с тренировки: «У бабушки день рождения!» Я интересуюсь: «А ты там что, диджеем назначен или поваром? Шагай на тренировку, а потом иди на день рождения к бабушке, какие проблемы?!»
Однако родители ориентируют по-другому: «Отпросись, есть повод!» А в спорте, как, впрочем, и в жизни, нужны дисциплина, мотивация, организованность, самодисциплина.
А иной раз наблюдаю, как родители буквально разрывают ребёнка: и в художку его, и на баскетбол, и на бокс.
Так вот через меня прошло очень много детей-музыкантов, которые говорили: да я бы этот баян с третьего этажа… А другой – на музыкальные занятия спешит, как на праздник, спортзал же обошёл бы за версту. Разностороннее общее развитие всем необходимо. А вот насчёт углубления – родителям вместе с ребятами надо крепко думать. К чему есть искра Божья, к чему – желание и интерес?
- Тогда расскажите, как родителям правильно относиться к периоду, когда сын или дочь пробуют ту, другую, третью секции. Вроде бы, правильно делают – когда ещё искать себя? С другой стороны, не забегались бы, не утвердилось бы в сознании, что раз не получилось – трудиться не буду, опять пойду дальше.
- Необходимо помнить о возрастных, физиологических особенностях. С 4-5 лет лучшее, что можно сделать для ребёнка – отправить его на плавание или на гимнастику (на физкультурном уровне), чтобы была сформирована основа, базовые навыки. А дальше – выбор секции. Решающее слово в данном случае может быть у преподавателя физкультуры – он намётанным опытным профессиональным глазом может определить, на что ребёнок способен, и дать родителям подсказку о его дальнейшем пути в спорте. По-хорошему, со специализацией в спорте определяются к четвёртому-пятому классам. Ранние усиленные тренировки не ведут к спортивному долголетию.
- Баскетбол в школе начинается как раз в «правильном» возрасте.
- Да. Но элементы игры присутствуют с первого класса в виде занятий с мячом, развития адекватной реакции на движущиеся предметы. При дефиците обычных уличных игр, когда надо увернуться от мячика, кома земли, - там всякое бывало, - это необходимо.
- Проблему с концентрацией внимания у детей заметили?
- Конечно. Иной раз три-четыре раза надо произнести имя, чтобы ребёнок встрепенулся и отреагировал на тебя. Я вот сам посижу в гаджете (французский язык изучаю), - нужно потом минут пять, чтобы «отвиснуть», включиться. А дети сколько времени «в телефонах» проводят? Вы посчитайте!
- Если родитель заинтересован, чтобы ребёнок был сильным, развитым, то...
- Он им и будет! 95% успешности ребёнка зависит от мотивации родителей.
- А что же в отношении пяти процентов?
- Есть ребята, которых не может замотивировать никто. Или бывает, человек занимается годами и вдруг резко бросает секцию, хотя успешен и удачлив. Моя любимая пословица: «И один человек может привести лошадь к водопою, но даже тысяча не сможет заставить её напиться, если она того не хочет».
Одарённых очень много. Надо понимать, кому что дано, любит ребёнок командные игры или предпочитает заниматься индивидуально, к чему у него душа лежит. Многогранная тема. Большая роль – у учителя, тренера, тех, кто много времени проводит рядом и знает человека как личность.
Насчёт «пробовать» – человек должен быть трудолюбивым, настойчивым, остальное приложится. Скорость, гибкость – развиваются с детства. Над силой, выносливостью можно работать бесконечно.
- Почему трудно мотивировать ребят для занятий баскетболом?
- В обществе много агрессии, родители стараются отдать детей в боевые искусства, «чтобы он мог себя защитить». Я в ответ на это говорю: «Так идите в тир!» На самом деле, если человек гармонично развит, имеет хорошую физическую подготовку через любой спорт, он сможет и за себя постоять, и за других. Моральная чистота, духовное богатство, физическое совершенство – добрые старые постулаты никто не отменял!
- Какая у вас тренерская тактика?
- Тактика – работу работай. Бывает, я запланировал одно, а прихожу – четверых нет, болеют. Перестраиваю ход тренировки. Иной раз в начале тренировки смотрю в глаза спортсменов, а они пустые. Значит, сегодня не потянут то, что было задумано.
- Склонны к жёсткости?
- Ребёнок не виноват, что его чему-то не научили, как можно из-за этого обходиться с ним жёстко? Но когда тысячу раз повторил одно и то же, может быть. И, кстати, никого не выгоняю. Работать надо со всеми. С талантливыми – горазды все!
- Тренер – не только «раз, два». Вы успеваете, к примеру, разговаривать о питании, из-за которого вон сколько проблем?
- Обязательно! Я и стих попрошу прочесть, и насчёт питания объясню, что к чему. Старшие ребята знают: у нас запрещена газировка, ролтон, доширак разрешаются лишь, когда мы больше суток едем в поезде на соревнования. Говорим об этом на родительских собраниях, поясняю, что вы – или клиенты докторов, или сильные, самодостаточные, здоровые.
- Удалось своих четверых сыновей воспитать правильно?
- Слава Богу! Двое работают в Красноярске, двое – в Санкт-Петербурге. Старший - в МВД Санкт-Петербурга, полковник, младший – на третьем курсе Национального госуниверситета физкультуры, спорта и здоровья им. Лесгафта – пошёл по моим стопам.
- Каким видом спорта занимались парни?
- Баскетболом!
- Интересно, вы невысокого роста, а дока в баскетболе.
- Малый рост победе не помеха.
- Профессиональных спортсменов удалось воспитать?
- В Московской области в профессиональных командах играют выпускница школы №1 Алина Баженова, выпускница лицея Полина Усатова.
- Что вам подарил спорт?
- Мне 62-й год, могу посоревноваться с молодёжью в определённых видах, которые включены в ГТО. А ещё он подарил возможность из несмышлёнышей ковать спортсменов, добиваться результатов, становиться вместе с ними лучше. По-моему, немало!
n Набор в баскетбольные секции открыт всегда. В этом году баскетболом в Черногорске начали заниматься более 60 человек, это ребята от 7 до 14 лет. С ними работают два тренера, супруги Бузуновы Михаил и Юлия. Тренировки проводятся в спорткомплексе «Сибиряк» и физкультурно-оздоровительном комплексе «Хакасия-спорт».
n Задания на дом от тренера по баскетболу: нужно отжиматься, качать пресс, укреплять голеностоп, прыгать со скакалкой.
n За плечами у Михаила Бузунова - техникум физкультуры, Красноярский педагогический университет, высшая школа тренеров с Санкт-Петербурге.
n Коллеги нередко говорят об особом подходе Бузуновых к тренировочному процессу, об их авторской баскетбольной школе.
Успехи 2022-го
n В прошлом году воспитанники Бузуновых 2004, 2005, 2010 годов рождения выиграли первенство Республики Хакасия.
n В соревнованиях по школьному баскетболу ребята 2006 и 2010 года рождения стали вторыми, 2008 года – третьими. Ездили в Томск на соревнования федерального округа, там стали четвёртыми.
n Арина Онанко (школа № 4) и Юля Варламова (гимназия) стали в 2022-м чемпионами России в лиге «Локобаскет» в Краснодаре.
n Серебряными призёрами СФО стали Кира Грязева, Эвелина Рогозинская (гимназия), Яна Шляхова (шк.№ 19), Арина Онанко (школа 5).
n Команда спортшколы «Сибиряк» стала первой в чемпионате Хакасии среди взрослых команд.
n Алина Баженова (школа № 1) стала серебряным призером первенства России в составе команды «Спарта & К» (Московская область). Признана MVP (лучший игрок) финального матча.
n Юля Варламова (гимназия) признана MVP (лучший игрок) финальной игры чемпионата «Локобаскет» в Краснодаре.
Марина КРЕМЛЯКОВА, фото автора
«ЧР» № 5 от 24 января 2023г.