Закружились в русском хороводе

Дата публикации: 22.11.2022 - 10:54
Просмотров - 430

Разгар рабочего дня, среда, ветер гоняет по улицам всё, что подберёт, а к КЦ «Луначарский» вереницей тянутся ученики средних классов:

- В кино пошли после уроков, - задумчиво комментирует женщина на автобусной остановке. – Мы тоже вот так с учительницей ходили, до сих пор помню…

Но нет, в тот день ребят из пятой школы ждал совершенно иной праздник: игры, концерт и стол Дружбы народов.

Встреча называлась солидно: «Заключительное мероприятие целевой социальной программы «Я говорю и думаю на русском» при поддержке Министерства национальной и территориальной политики РХ». А если сказать проще, то в «Луначарском» проходило праздничное подведение итогов проекта общественной организации «Семейная академия», который она реализовывала в течение нескольких месяцев.

- В рамках программы мы провели цикл мероприятий для учеников школ, где учатся дети мигрантов, - рассказывает заведующая Центром чтения и досуга Ирина Шкерманкова. - Был конкурс видеороликов, дети и родители в национальных костюмах снимали ролики в поддержку русского языка. Целевая группа – пятая школа. Для Центра чтения и досуга она базовая, расположена рядом, дети после уроков или перед ними приходили в центр позаниматься, поиграть.

Как отметила Ирина Юрьевна, в последние годы стало больше детей мигрантов, приехавших из разных стран, в основном Средней Азии. При этом многие ребятишки не очень хорошо говорят на русском языке, а это ведёт к проблемам – и в обучении, и в общении, и в социализации. Потому, подумав, обсудив возможности со специалистами Миннаца, было решено запустить проект «Я говорю и думаю на русском». Ведь именно русский язык является языком межнационального общения.

Об этом проекте мы вели разговор с Ириной Юрьевной семь месяцев назад, когда идея ещё только обретала формы. И вот уже итоговое мероприятие.

Судя по всему, ребята были довольны, участвуя в проекте. Ведь это интересно, рассказать о своей культуре, узнать о традициях других народов, научиться играть в разные игры и запомнить пословицы и поговорки. В холле «Луначарского» школьников встречали столы с играми. Кто-то играл в бирюльки, кто-то в настольный хоккей.

И даже торжественная часть не была перегружена выступлениями, не стала тяжёлым испытанием для ребят, как, увы, не так редко бывает. Собственно, речей почти не говорили, зато песен и танцев хватило! С каким интересом и восторгом встречали они фольклорный ансамбль «Матаня», да и понятно, ведь артисты не только пели русские народные песни, а и были ровесниками зрителей.

Особый восторг вызвало выступление Игната Чаплыгина, подросток настолько колоритно спел «Выйду на улицу, гляну на село…», что ноги сами пускались в пляс, и усидеть на месте было крайне сложно.

Когда же пришло время общего хоровода, то даже большой холл «Луначарского» не смог вместить всех желающих.

Интересно было наблюдать, как шли пары ребят – парень в русском костюме и девочка таджичка, девчушка в сарафане и черноглазый мальчик из Киргизии. Пусть не сразу сложился хоровод, сначала ребята путались в фигурах, но затем под предводительством энергичной руководительницы «Матани» Елены Филинской танец начал получатся. Да и как могло быть иначе, если музыка сама вела школьников, а на баяне играл ещё один руководитель «Матани» Алексей Филинский.

- Если честно, я не люблю слово толерантный, мне кажется, более правильно заменить его словом уважительный, - отметила заместитель министра национальной и территориальной политики РХ Наталья Салата. - И очень важно акцентировать внимание на русском языке – говорить на нём, думать на нём. Мы живём в многонациональной стране, многонациональной республике. Конечно, важно поддерживать, сохранять, уважать все национальные языки, но всё же именно русский является языком межнационального общения. Я очень благодарна инициаторам проекта за то, что они выбрали такое направление работы.

- Я благодарна Миннацу, который всегда нас поддерживает, - подчеркнула Ирина Шкерманкова, - именно благодаря грантовой поддержке удалось реализовать наш проект и сегодня собраться в этом зале. Каждый год, как только объявляют конкурс грантовых заявок, мы вместе с министерством думаем, а что бы такого интересного для жителей Черногорска придумать, и в этом году решили выбрать вот такое направление – поддержка русского языка, как языка межнационального общения.

Приятной неожиданностью для волонтёров, которые помогали реализовывать проект, стало награждение. Всё же не так часто отмечают работу добровольцев. А волонтёры культуры на самом деле много делают в нашем городе. Вообще сложно подсчитать, сколько акций, встреч, конкурсов, различных мероприятий проводят центральная библиотека Черногорска с волонтёрами культуры и директор ЦБС Людмила Табачных. Также был отмечен вклад КЦ «Луначарский» и директора детской школы искусств «Вдохновение» Людмилы Лю-Чун-Лин.

Интересно было наблюдать за тем, с каким увлечением школьники играли, общались, слушали песни и танцевали. Главное, не было заметно отторжения, разъединения по национальному признаку – это было просто нормальное общение ребят. И свой вклад в создание таких отношений внесла «Семейная академия» с проектом «Я говорю и думаю на русском».

Глядя на интернациональный зрительский зал, вспомнилось интервью с учителем истории 20-й школы Владимиром Балдуевым, которое я брала у него 9 лет назад. Тогда учитель с огорчением говорил:

- Проблема с детьми мигрантов из стран Средней Азии комплексная, имеющая несколько составляющих. Дело в том, что эти дети даже в старшей школе плохо знают русский язык, не воспринимают речь, соответственно, не могут нормально усваивать знания на уроках. И это отражается на их отношении к учебе, вызывает прогулы. А непонимание на языковом уровне приводит к конфликтам со сверстниками. Начиная от отторжения, заканчивая драками. Причем, дети мигрантов собираются в группы по национальным признаками и тем самым еще больше отделают себя от русских детей. Говоря о русских, я подразумеваю не только русских по национальности, но и татар, хакасов, украинцев, словом, все народности, проживающие на территории России. И наша задача снизить накал, решить эти противоречия. Мы изучали практику других городов, где с этим уже столкнулись давно. И к каким проблемам это может привести, если не решать их сейчас.

С тех пор прошло уже почти десять лет, мигрантов в Черногорске с каждым годом становится всё больше, и тем важнее сразу вовлекать приезжих в культуру титульной нации России – русскую. Нужно, чтобы гости знали наш язык, традиции и обычаи, уважали их, и тогда нам не придётся пожалеть о своём гостеприимстве. В конце концов, печальный опыт с программой мультикультурности в Европе должен научить чему-нибудь. И такие проекты, как «Я говорю и думаю на русском», безусловно, помогут в этом.

- Я живу в Черногорске на интернациональной улице на Майском, - рассказывала Наталья Салата. – И наши соседи люди разных народов – русские и хакасы, татары и узбеки, таджики и украинцы, но общим языком, на котором все разговаривают с соседями – русский. На наш взгляд, Миннаца, проект «Я говорю и думаю на русском» был востребован, причём в первую очередь ребятишками Черногорска. Да, мы, взрослые, понимаем важность и необходимость сохранения русского языка, как языка государственного, языка великой нации. Но вовлечение в изучение русского языка детей из иностранных государств - это очень важная задача, которая стоит перед органами власти. И мы очень благодарны, что общественная организация «Семейная академия» подхватила эту идею и реализовала её в Черногорске.

Валентина КОРЗУНОВА,

фото автора

«ЧР» № 89 от 22 ноября 2022г.

 

 

      

 

Новости по теме: