Водитель БелАЗа Ирина Антипина: тонно-километры, слезы и стихи

Дата публикации: 22.11.2022 - 10:41
Просмотров - 486

Три года. Этот срок установила для себя Ирина Антипина после того, как успешно прошла обучение, стажировку и начала работать на разрезе «Черногорский» «СУЭК-Хакасия» водителем автосамосвала БелАЗ грузоподъемностью 130 тонн. Не всегда эта планка казалась достижимой, но вот минуло уже три раза по три года, и без самосвала свой профессиональный путь теперь Ирина не мыслит.

Как все начиналось…

Разрез «Черногорский» - это первое в регионе предприятие по открытой добыче каменного угля. Отсчет истории своего разреза горняки ведут с 1959 года, когда «Черногорский» стал самостоятельным предприятием. Спустя шесть десятилетий разрез сохраняет традиции лидерства. Приоритет охраны труда, промышленной безопасности и экологии в работе разреза дополняют высокий уровень квалификации персонала, новые идеи в сфере совершенствования производства. Разрез – крупнейшее по объемам добычи угольное предприятие Хакасии. 10 лет назад руководство разреза «Черногорский» «СУЭК-Хакасия» выступило с инициативой предоставить женщинам республики возможность трудоустроиться на одну из самых сложных и престижных профессий предприятия – «водитель карьерного автосамосвала».

- Рабочие поездки на зарубежные горнодобывающие предприятия давали возможность не раз видеть представительниц прекрасного пола за рычагами мощной карьерной техники, - рассказывает директор разреза «Черногорский» Геннадий Шаповаленко. – В нашей стране на тот момент широкая практика привлечения женщин к такой работе еще не сложилась, хотя запрос, конечно же, был. Мне это приходилось слышать не раз в личных беседах, на общественных встречах в Черногорске. Отсюда и возникла идея объявить набор в женские группы водителей автосамосвалов. Проект был детально проработан с генеральным директором «СУЭК-Хакасия» Алексеем Богдановичем Килиным, с руководством СУЭК и получил путевку в жизнь.

Всего в 2013-2014 годах 34 жительницы Хакасии прошли за счет СУЭК обучение профессии «водитель карьерного самосвала» и трудоустроились на разрез «Черногорский». Количество желающих было в несколько раз больше, приоритет получили соискательницы, которые имели значительный водительский опыт либо технические специальности. Тщательный отбор, обучение и стажировка с опытными наставниками обеспечили высокую готовность женщин к самостоятельному успешному старту в новой профессии.

- А шок все-таки был! - вспоминает Ирина Антипина. – Об этом почти все говорят. Одно дело, когда ты хоть и самостоятельно управляешь БелАЗом, но рядом опытный водитель-наставник, который в любой ситуации подскажет верные действия, и другое дело, когда стажировки окончены и ты отправляешься в карьер самостоятельно. Одна! Все женщины эмоциональны. В первые рабочие дни меня очень сковывало сознание собственной ответственности за все, что произойдет с машиной. На разгрузке впервые включила подъем рабочей платформы и увидела, что загорелся датчик с сигналом «Недостаточное давление в гидросистеме». Сразу побежала все проверять, искать, где течь масла - не нашла. Только после этого решилась спросить у коллег, что случилось с машиной. Когда поняла, что ситуация вполне штатная, был повод посмеяться. И таких воспоминаний за первый год не сосчитать. Слезы потоками лила, как Царевна Несмеяна. Часто только одно держало: раз я себе поставила срок в три года, то раньше не уйду!

Норма –

это нормально

Ирина Антипина пришла в водительскую профессию путем довольно замысловатым. По образованию она юрист. И ВУЗ окончила не абы как, а с красным дипломом. Одно из последних и любимых рабочих мест перед устройством на разрез – инструктор в школе подготовки водителей категории «В». Здесь Ирина всесторонне овладела не только правилами дорожного движения, устройством автомобиля, но и психологической основой успешного приобретения новичками навыков управления машиной. В ее группах всегда был высокий процент получения водительских прав. И вот пришлось учиться самой.

- Наверное, у меня была чрезмерная осторожность, но иначе я не могла, - продолжает Ирина. – Двигалась по карьеру медленно, в забое маневры выполняла тоже очень медленно - особенно в сравнении с нынешним уровнем (улыбается). Тогда мне казалось, что иначе невозможно! Я долго не могла выполнить норму, хотя очень к этому стремилась. А нормы нет – и все! Реву, рыдаю, плачу. Опять тянусь, стараюсь – нет нормы… Как так можно работать? Наверное, я была единственной, кто пришел к Геннадию Николаевичу Шаповаленко и заявила наотрез: «Снижайте норму для женщин!» Долгий тогда получился разговор. Норму директор, конечно, менять не стал: все в равных условиях,  все равны. Долго училась у тех, кто норму выполняет строго, как закон. Только когда стала выполнять и перевыполнять свой план перевозок, начала чувствовать себя профессионалом. Не мастером, конечно, потому что мастерство здесь нарабатываешь постоянно. Профессионализм – это для меня, скорее всего, категория эмоциональная. Теперь в карьере за рулем самосвала я себя чувствую уверенно в любое время года, в любую погоду. И я вижу почти неограниченные возможности для роста – теперь меня все больше увлекает детальное изучение устройства машины. Это дает новый уровень владения техникой. Даже не передать чувство, когда тормознешься на дороге из-за какой-то мелочи, вникнешь, поправишь сама и почти без гордости, скромно скажешь по рации: «218-й снова на линии!» Кто знает, тот поймет…

Всего через два года после трудоустройства Ирина Антипина сменила 130-тонный автосамосвал на другой - грузоподъемностью 220 тонн. В экипаже нынешней машины отработала больше шести лет. Сейчас ее БелАЗ по сроку эксплуатации поставлен на капитальный ремонт. Вот уж где раздолье для познавательного процесса! Ирину я встретил у порядком разобранной машины. От ее вопросов покоя у ремонтников нет. От их ответов у водителя прибавляются знания и… новые вопросы. Изучать 220-тонного монстра можно, наверное, бесконечно.

«Придут честолюбивые дублеры…» 

В настоящее время на разрезе «Черногорский» трудятся водителями самосвалов 10 женщин. Спустя почти 10 лет после подготовки первых групп «СУЭК-Хакасия» стремится повторить опыт профессиональной подготовки женщин для работы в качестве водителей карьерных автосамосвалов. Требования, как и прежде, очень высоки, и отбор будет принципиальным. У предприятия есть собственный учебный центр, где будущие водители смогут получить не только теоретические знания, но и начальные практические навыки. Чего стоит хотя бы тренажер-симулятор автомобиля БелАЗ. Садясь в кабину тренажера, каждый учащийся центра получает максимально приближенные к реальным впечатления от управления самосвалом. По выбору наставника устанавливаются режимы дневной или ночной работы, погодные условия и многое другое. И это дополняется реалистичной объемной графикой карьера на системе мониторов общей протяженностью около трех метров.

- Наш центр готов принять новые группы учащихся, - говорит  директор Центра подготовки и развития персонала «СУЭК-Хакасия» Алена Соломачева. – Мы уже не один год обучаем будущих машинистов экскаваторов, водителей автосамосвалов и погрузчиков. Профессиональная надежность специалиста определяется уровнем профессиональной подготовленности к работе. Главная задача учебного центра в тренажерной подготовке - упростить переход к управлению настоящим транспортным средством. Систему обучения дополняет многолетняя практика наставничества, которая действует на предприятиях и позволяет новым сотрудникам получить весь необходимый набор информации, навыков для начала самостоятельной работы.

И каким бы сильным ни был первоначальный шок от «самостоятельности» в этой работе, наиболее настойчивые ее освоят. А потом будет рост профессионализма, опыта. Окрепнет эмоциональная связь с работой, с коллективом. И станет водительская профессия делом для души – так же, как у Ирины Антипиной.

- Я со временем очень ночные смены полюбила, - заканчивает свой рассказ Ирина. – Надо сохранять высокую сосредоточенность. Если все с машиной в порядке, то ритмичный ход ее двигателя вселяет уверенность. Это мощь! А для того, чтобы сохранить ясность сознания (именно в ночные смены), я читаю наизусть произведения любимых авторов Золотого века: Пушкина, Некрасова и др. Очень нравятся авторы и Серебряного века. У кого еще есть такая профессия, чтобы был повод ночью самые лучшие стихи и поэмы читать?! С такой работы никуда уйти невозможно. Теперь я никакими сроками себя не ограничиваю.  Карьерный самосвал – это мое дело. Это достойная и почетная работа для каждого пришедшего в профессию. Всем, кто трудится рядом, ты желаешь успеха, ведь мы делаем общее дело. Знаниями и опытом, конечно, хочется делиться, это приятные эмоции, это твой вклад в профессиональный рост нашей команды, в работу твоего разреза – лучшего в Хакасии.

Случается теперь, что если услышит Ирина Антипина в эфире чей-то неуверенный тон и повторение первых вопросов, от которых когда-то рыдала потоками Несмеяна, то она остановится на минуту и подскажет. Как приятно слышать по рации чей-то счастливый и гордый голос: «Такой-то снова на линии!»

 Евгений Филимонов

«ЧР» № 89 от 22 ноября 2022г.

 

Новости по теме: