У пятой снова пятёрка, или Как найти пятый элемент

Дата публикации: 22.11.2022 - 10:38
Просмотров - 410

Начало  1960-х годов. На окраине Черногорска, которой был тогда городской парк, только-только выросли трехэтажные сталинки. Молодой город притягивал людей из разных уголков страны: здесь открылись предприятия-гиганты, работы хватало для всех.  Для молодых семей, которые строили и развивали город, нужны были детские сады и школы, особенно в новых районах, которые застраивались невероятными темпами.

В 1963 году на улице 30 лет Победы выросло красивое кирпичное трехэтажное здание – школа    № 5. К этому времени она уже существовала несколько лет, размещаясь в здании нынешней школы № 1, и большая семья педагогов и учеников с нетерпением ждала переезда.

Как это было

В первый учебный год – 1957-й – в школу приняли 380 человек, которых распределили по 14 классам. В 1959 году было уже 760 учащихся, а в 70-90-е годы школа работала в две смены. Количество учеников доходило до 1400. Она и сейчас остается одной из самых востребованных: здесь обучаются почти 900 ребят.

- В 80-е годы 5-я школа была крупнейшей в городе и во многом самой лучшей: прекрасные педагоги, активные и прилежные ученики, отличная материально-техническая база, - вспоминает учитель географии Елена Николаевна Белова, выпускница. – Для нас школа стала вторым домом: после уроков мы оставались на спортивные секции, готовились к разным культурным мероприятиям или занимались общественными делами, к примеру, сбором макулатуры. В школе была пионерская дружина и большой хор на три голоса, который на ежегодных смотрах-конкурсах в ДК «Юбилейный»  неизменно занимал первые места.

- Я горда, что мои детство и юность прошли в 5-й школе, что получила уникальную возможность назвать своих учителей коллегами и продолжать у них учиться,  – добавляет учитель иностранного языка Лариса Васильевна Борисова. – Мы учились в прекрасных условиях. Школа была радиофицирована (радиорубка находилась в кабинете директора). Сидя в классе, мы все вместе слушали программы, политинформации и поздравления с праздниками, которые вел дежурный класс. Кроме того, работали два лингафонных кабинета (немецкий и английский), а на уроках химии с помощью специальных приборов каждый мог сотворить маленькое чудо, опыты проводились и на физике. А какие были замечательные уроки труда! Девочки приходили в швейный цех или учились готовить на хорошо оборудованных кухнях, мальчишки шли в столярные мастерские, там находились даже токарные станки. Уроки НВП проходили в тире ДОСААФа, мы учились оказывать первую медицинскую помощь, играли в «Зарницу»… На большие первомайские демонстрации собирались не только учителя, но и все ученики.

Трудиться, не лениться!

- Спортивная работа была поставлена таким образом, что ребята сами не замечали, как становились полупрофессиональными спортсменами. Я оканчивала школу с первым юношеским разрядом по легкой атлетике, - продолжает Е.Н. Белова.

Уроки физкультуры зимой проходили на ледовой коробке при школе, ученики катались на коньках или лыжах. Активно занимались баскетболом (мячей хватало на каждого ребенка!), борьбой, художественной гимнастикой, из спортивного оборудования были также брусья, канат, бревна, кольца и многое другое. Детей, освобожденных от уроков физкультуры, практически не было!

С выбором профессии ребятам помогали в кабинете профориентации, где находилась информация обо всех ведущих предприятиях города. Туда школьников отправляли не только на экскурсии, но и на практику (многие с благодарностью вспоминают учебный комбинат). А еще шефом 5-й школы долгое время был пищекомбинат, не раз оттуда поступали заказы на упаковку продукции. Ребята изготавливали пакеты для сладостей в большом количестве и получали зарплату.

 - Школа учила нас работать не только головой, но и руками, - делится Л.В. Борисова. – Ежедневное дежурство не вызывало у нас никаких вопросов, мы часто делали генеральную уборку в классе и вокруг школы. Летом в составе трудовых отрядов ездили на полевые работы, зарабатывали свои первые деньги. Младшие ребята трудились на пришкольном участке, помогали выращивать овощи, там же в сентябре и в мае проводились уроки биологии.

Еще один повод для гордости – школьный музей, который существует с 1961 года. В первые годы он назывался «Дружба». Уникальные экспонаты, интересные выставки, встречи – всё это было делом рук учителей и ребят. Много лет музеем руководила учитель немецкого языка Надежда Сидоровна Каюмова. Она организовала клуб интернациональной дружбы и много лет вела дружескую переписку с Германией и другими странами.

С 1958 – 1991 г. в школе существовала пионерская дружина им. Лёни Голикова. Знамя дружины хранилось в музее, и на все пионерские линейки и сборы его торжественно выносили под сигналы горна и дробь барабана.

Одно время музей занимал два кабинета, но потом многое было передано в городской музей, кабинеты отдали под учебные классы, и сейчас фонды лежат в хранилищах.

 - Из интересного, что происходило в школьные годы, - коммунарское движение, инициатором которого была Лариса Николаевна Гимазутина, наш классный руководитель, - делится воспоминаниями выпускница школы, а ныне учитель истории и обществознания Надежда Анатольевна Бахтина. – В теплое время мы ходили в походы, зимой собирались в столовой, делали импровизированный костер, играли на гитаре, пели песни. Помню, как все надевали клетчатые рубахи... Это была своего рода альтернатива пионерии и комсомолу, которые к концу 80-х утратили свою актуальность.

Они писали летопись школы

Выпускники 5-й школы подчеркивают, что она всегда была эталоном надежности и качества, и в этом огромная заслуга целой плеяды блестящих учителей.

Первыми педагогами были Г.П. Леонтьева, Н.Е. Ловейко, В.Т. Шушеначева, Н.В. Маслова, Н.Г. Русс, В.Т. Голдобина, М.М. Васькова.  С уважением школа вспоминает  учителя физкультуры, а позднее учителя труда А.А. Новосёлова – кавалера ордена Трудового Красного Знамени. С ребятами делились своими знаниями талантливые педагоги, отличники народного просвещения Г.И. Остапенко, В.С. Лабурина, Т.А.  Кузьмина, В.Н. Дивеева, Л.Д. Дик, О.И. Логвинова, Н.С. Каюмова, Л.И. Андрюшина и другие.

В летопись школы крупными буквами за их безусловное педагогическое мастерство, невероятное трудолюбие, любовь к детям и профессии вписаны Л.И. Верба, Ф.П. Баратынская,  А.А. Кашкин, Л.П. Попова, А.И. Блинов, К.Ф. Чумерит, А. Н. Ромашова, К.А.  Батишова, Г.М.  Мокринская, В.С. Дурновцева, Ивановы Г.А. и Л.В.

- Без преувеличения, мы учились у великих педагогов, - говорит Л.В. Борисова. – К Леониду Васильевичу Иванову на открытые уроки приходил весь город, в кабинете негде было яблоку упасть: так учителя рвались посмотреть на его работу… Учительская находилась на первом этаже, и, проходя мимо ее открытой двери во время перемен, мы видели, как сражались за шахматной доской Леонид Васильевич, Яков Иванович Терских и Людвиг Яковлевич Скубиро.

Директор как капитан

Первым директором школы стал Л.Я. Скубиро, который руководил школой в первый год ее существования. Его сменил Георгий Петрович Таранущенко, о котором и сейчас говорят «легендарный».

Выпускники вспоминают не только его увлекательные уроки истории и талант руководителя, но и боевые заслуги: Георгий Петрович участник ВОВ, награжденный медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и др. Г.П. Таранущенко руководил школой 26 лет, до 1984 года, получил звание «Отличника народного просвещения» РСФСР и СССР. 

Виктор Васильевич Калинин занимал должность директора в течение года, затем коллектив возглавил Анатолий Алексеевич Бутенко, сам когда-то бывший учеником 5-й школы (сейчас и.о. министра Минобразования Хакасии).

  - С удовольствием вспоминаю, как мы работали с Анатолием Алексеевичем, хотя это были трудные 90-е годы, - рассказывает Л.В. Борисова. - Анатолий Алексеевич прекрасный управленец, и когда часть коллектива ушла в только что отстроенную 20-ю школу, он отыскал пути быстрого решения, нашел хороших педагогов. Коллектив тогда был молодой, дружный.

Елена Владимировна Дыгдала руководила 5-й школой 15 лет, 7 лет у руля стояла Светлана Васильевна Ченская.  Недавно школу возглавила новый директор Наталья Ивановна Чупрова – педагог нового поколения, она ставит перед педагогами задачу выстроить работу с детьми с учетом достижений современного образования и помочь им не только усвоить стандартную учебную программу, но и обрести универсальные навыки,  опыт самостоятельной деятельности, ключевые компетенции, которые помогут им найти свое место в стремительно меняющемся мире.

Я повторю твой путь, учитель

Выпускники школы, которых за 65 лет насчитывается несколько тысяч человек, разлетелись по свету, став специалистами в разных сферах.  Среди тех, кем гордится школа, Г.А. Салата, которая много лет занимала пост министра образования и науки РХ.  Многим хорошо знакомо имя прекрасного художника И. Сейфулина и  успешного предпринимателя В. Ромашова. Ярко, как и его голос, звучит имя О. Гриценко, молодого и талантливого вокалиста, солиста республиканской филармонии. В столице нашей Родины работает Т.Т. Черкашина,  профессор, доктор педагогических наук, награжденная медалью «За вклад в распространение русского языка и русской культуры в мире». Из тех, кто после школы достиг больших высот, - заместитель председателя правительства РФ по вопросам сельского хозяйства, экологии и оборота недвижимости Виктория Абрамченко.

Многие выпускники решили пойти по следам своих учителей. Сейчас, в канун большого юбилея школы, вспоминают свои детские годы в этих стенах учитель русского языка Н.А. Доценко, математик Р. А. Смирнова, географ Е. Н. Белова, учитель английского языка С.В. Борисова, историк Н. А. Бахтина, библиотекарь Т.В. Сергеенкова,  учителя начальной школы Г.Ю. Закирова и С.В. Бекасова. Более 30 лет назад они выбрали для себя непростую профессию учителя и сейчас успешно работают с учениками 5-й школы. Среди выпускников школы и молодые учителя Р.Н. Лукьянов, Е.А. Орлова, В.В. Андреева, Е.В. Величко.

Всего в школе сейчас 45 учителей (средний возраст учителей – 40 лет). 10 педагогов имеют высшую категорию, 18 – первую, четыре молодых специалиста (развита система наставничества). Л.П. Суханова и Е.А. Руденко признаны «Отличниками народного просвещения». Звания «Почетный работник общего образования РФ» удостоилась Е.Н. Белова. Несколько учителей имеют почетную грамоту Министерства просвещения РФ и почетную грамоту Минобразования РХ.

В нынешнем коллективе много учителей, чей педагогический опыт насчитывает 20-30 лет: учитель математики Е.Л. Рощина,  учителя русского языка и литературы О.Н. Турбина и А.Н. Чернявская, учителя начальных классов И.Ю. Халетина, О.Г. Комарова, И.Г. Сундарева, Н.В. Панасюк.  А стаж учителей физкультуры Л.П. Сухановой и Т.С. Волковой  давно перевалил за 40 лет.

Сейчас в школе четыре заместителя директора: опытные, мудрые Екатерина Александровна Руденко – наставник для учителей начальной школы – и Наталья Валентиновна Болгова, которая работает с педагогами «старшей» школы. Есть два молодых завуча: Татьяна Леонидовна Мухашева занимается воспитательной работой, Мария Александровна Митрофанова ответственная за работу с одаренными детьми и цифровую трансформацию школы.  Заместителем директора по административно-хозяйственной части уже много лет Елена Германовна Прокопьева.

Всем пятерки!

Высокий уровень знаний – главная задача, которую ставит перед собой педагогический коллектив, и она успешно выполняется. Школа стабильно выпускает выпускников с хорошей базой знаний: в прошлом году один выпускник стал обладателем медали «Золотая надежда Хакасии», двое получили медали РФ «За особые успехи в учении» (в 2021-м таких ребят было трое). Если говорить о выпускниках девятых классов, то ежегодно 1-2 имеют аттестат особого образца (в нем одни пятерки). 

Каждый год учителя готовят призеров и победителей всероссийской олимпиады  школьников муниципального уровня, но акцент в обучении делается не только на отличниках. В школе учится почти 900 человек, и все они разные. Здесь нет идеальных классов, скорее, наоборот: рядом с отличником за одной партой может оказаться ребенок-мигрант, который с трудом говорит по-русски. Многие дети растут в неполных семьях, малообеспеченных, некоторые – в неблагополучных.

Перед педагогами стоит задача, почти такая же невероятная как найти пятый элемент: дать максимально возможные знания тем, кто готов их осмыслить, и не обделить вниманием остальных, кто с трудом осваивает школьную программу. При всей своей невероятной нагрузке учителя продолжают сеять разумное, доброе, вечное, зачастую жертвуя своим личным временем, общением с близкими, а иногда и здоровьем. Школа продолжает писать свою летопись: красной пастой в дневниках, оценками в электронных журналах, ежедневной привычной, но от того не теряющей своего волшебного очарования фразой «Здравствуйте, ребята! Начинаем урок!»

Анастасия ХОМА,

фото из архива школы

«ЧР» № 89 от 22 ноября 2022г.

Новости по теме: