Живая вера горного Алтая

Дата публикации: 16.11.2022 - 12:42
Просмотров - 542

- Большую часть родни я уже объехала, подарки подарила, осталось-то немного уже, семей пятнадцать, - говорила мне коллега из горно-алтайского села Надежда.

Пока я изумлённо охала: «Пятнадцать – это мало? Так сколько же было семей? И зачем такие хлопоты?» Надежда продолжала:

- А как иначе, сын женится. У нас, алтайцев, традиции соблюдаются. Я, как мать, должна объехать всю родню невесты, всем подарки привезти. Зато потом, на свадьбу, они с дарами приедут. Иной раз молодожёны сразу квартиру купить могут. Конечно, сейчас не все традиции соблюдают, но в сельских районах люди чтут традиции. Подожду, когда луна в рост пойдёт, и отправлюсь по гостям.

ВРЕМЯ РАСТУЩЕЙ ЛУНЫ

Этот разговор показался мне удивительным и примечательным совпадением. Дело в том, что буквально недели за три до него довелось мне побывать в Горном Алтае, в этом году именно там проходил финал окружного этапа конкурса «СМИротворец», и вместе с членами Гильдии межэтнической журналистики, мы повстречались с местными жителями. Поговорили о быте, традициях и культуре.

Конечно, было интересно, слушала с увлечением, сравнивала обычаи алтайцев с хакасскими, шорскими, русскими – есть совпадения, есть различия. И всё же не покидало лёгкое недоверие, мол, рассказать-то многое можно, но неужели до сих пор соблюдаются традиции? И вот неожиданно в случайном разговоре подтвердилось – да, по крайней мере, часть алтайцев традиции хранит.

Впрочем, это было заметно даже на официальных мероприятиях, которые проходили в Горно-Алтайске. Не раз мы слышали от высокопоставленных лиц, что вовремя приехали – Луна растущая! Оказывается, одна из главных заповедей алтайцев касается Луны и её циклов. Важные, серьёзные дела можно совершать только при растущей Луне, как только пошла на убыль – всё, работа пусть и не затихает, но крупные проекты уже никто не затевает. Предания говорят, что если пойти наперекор лунному календарю, то всё, что делаете, может получиться со знаком минус.

Помните старую песенку про волшебника-недоучку? Похоже, что он пытался колдовать именно в убывающую Луну, недаром же сделать хотел грозу, а  получил козу. Так что на всякий случай стоит иметь в виду – на растущую Селену дела удачнее идут.

СЫНАРУ ИЗ РОДА ЛЕБЕДЯ

- Проходите, не задерживайтесь у порога. Даже на минутку, даже на секунду, - одновременно приветливо и настойчиво нас встречает хозяйка аила Сынару Анатпаева. По-алтайски аил – это юрта. И поясняет, почему нельзя задерживаться.

- По сей день сохранился обычай – когда умирает человек, 40 дней у порога стоит пустой стул. Это означает, что человек, который умер и уходит в другой мир, ещё 40 дней пребывает в этом мире, может приходить в свой дом, поэтому место у порога уготовано нашим предкам. Они не имеют права пройти к нам сюда в мир живых, они всегда остаются возле порога. Поэтому нельзя стоять на пороге, прислонившись к порогу, разговаривая на пороге. У нас много версий про порог, и все они связаны с нижним миром. Кто станет на порог – тот с неуважением к роду хозяев пришёл. Поэтому через порог всегда перешагивают, желательно правой ногой, и чтобы не удариться головой, практически во всех мировых культурах, особенно языческих, принято заходить в жильё с поклоном.

Слушать Сынару одно удовольствие – видно, человек не только знает веру и культуру предков, но искренне хочет передать это знание всем, кто её слушает. И недаром на экскурсии Сынару, а она их летом проводит на Телецком озере, зимой в Горно-Алтайске, всегда собирается много желающих. Ведь достаточно туристов, которые понимают – приходя в гости, нужно соблюдать традиции и обычаи хозяев, и замечательно, когда о них с любовью рассказывает настоящая алтайка.

А Сынару Анатпаева по праву гордится своим родом и его историей.

- Телецкое озеро – золотое море, - рассказывает Сынару. - Мой род пошёл с южных берегов, с прителецкой тайги, с родовой горы Альбаган, кстати, в Хакасии её называют Абакан. Больше того, в Хакасии поставили памятник Иренек Хану – а это мой прямой предок (речь идёт о памятнике на горе Самохвал Иренеку. Иренек считался последним князем , который правил в 17 веке, - прим. автора). Мы уже 12-е поколение от самого Чарнаха. Имя Сынару переводится с алтайского, как Чистая душа.  Мужа зовут Аржан – тоже тюркское имя, означает целебный источник, родник.

Тут же вспоминается сакральный родник у тувинцев – Аржаан Уру, святой источник, который по преданиям, помогает лечиться от бесплодия. Всегда интересно вдруг находить параллели в разных культурах, сразу чувствуешь связывающую нить. Тем и интересно изучать народы, что узнавая их, лучше понимаешь себя, вроде бы мы все разные, но и в чём-то очень похожие.

ТЫ КАКОГО СЕОКА?

- Я единственная в роду с алтайским именем, - говорит Сынару, - раньше было непринято называть детей так, родители, брат, сестра носят русские имена. Аржан из рода Майманов, в честь села Майма. Я Сынару из рода Кёбёк (Лебедь), нас четверо в семье – трое майманов и я кёбёк. В семье женщина из рода всегда одна, а дети всегда из рода мужа. Поэтому все женщины на Алтае с утра мужу говорят: «Своих детей в школу увези!»

В целом, у алтайцев, как и хакасов, тувинцев, шорцев, отношения патриархальные. Отец – воин, защитник, добытчик, мать – хранительница очага, хозяйка. Дети считаются рождёнными в роду отца, но при этом по статусу род матери выше. Грубо говоря, когда в гости приходят обе бабушки, то главнее мать мамы ребёнка.

Всего родов на Алтае больше трёх тысяч, 12 крупнейших -  в их честь названо озеро Телецкое, Майма и т.д. Внутри рода все считаются кровными братьями и сёстрами. И даже, когда встречается молодежь, парень у девушки первым делом спрашивает, чьего она рода. Чей сеок? Неважно как зовут, важен род или сеок. А вдруг кровная сестра?! Тогда о женитьбе и помышлять не стоит.

- Мы, взрослые, тоже всегда говорим, кто из какого рода, чтобы сразу определить статус общения – кто выше, кто ниже, - уточняет Сынару. - Если из моего рода – значит, сестра, брат. Если сваты – то уважение. Но нужно помнить, что даже 6-летний мальчик выше по статусу, чем взрослый мужчина, если он из рода матери.

Самые статусные люди у алтайцев – дяди и тёти по материнской линии. Им главный почёт и уважение.

- Была свадьба у брата, собралось 420 гостей – и каждый хочет сказать слово первым, каждый требует, ведь все родня, - улыбается Сынару. - Но по статусу право сказать первыми имеют люди из рода нашей мамы. В общем, вышли человек 60 и стали поздравлять брата. Мы и сейчас сохраняем этот обычай, иначе не будет мира между родами. А здесь чётко очерчено – кто главнее, кто должен уступать. И пока эта связь будет сильна – на Алтае будет мир.

ЧЕЛОВЕК РОДИЛСЯ

Интересно, что семья не считается у алтайцев настоящей до тех пор, пока не родится в ней ребёнок. Только малыш окончательно соединяет мужчину и женщину, делает их полноценными.

Из рода матери назначается главный человек в жизни младенца – тай, в христианстве его называют крёстным. Этого крёстного в семье так и будут называть, тай, настоящее имя произносить нельзя. Даже сейчас у алтайцев бывают открытия, когда они вдруг знакомы много лет с дядюшкой, и вдруг узнают, что его зовут, скажем, Саша. Ведь привыкли уже к «Таю».

- Тай есть у каждого ребёнка, - говорит Сынару. - Примерно в годик проводится обряд инициации, когда малыш из положения ползающего переходит в ходящего. Остригают чёлку, волосы, которые появились ещё в утробе матери, будут самым главным сокровищем в жизни. И дядя должен забрать эту чёлку. Также остригают с темечка. На первый юбилей – в 12 лет, дядя вернёт эти сокровища. Также ребёнку на ногах завязывают шерстяные ленточки – путы, в год их символически перерезают. Причём, если девочка – то берутся ножницы, если мальчик – то нож. У каждого свой сакральный инструмент. В 12 лет дядя должен отдать скотину, которую пообещал ему на годик. Мальчикам дарят только жеребцов. У нас говорят, когда рождается на Алтае мальчик, где-то с ним в это время рождается его конь. Это самая крепкая связь.

Сейчас в Горно-Алтайске есть две национальные школы – республиканская гимназия и седьмая школа. Там училась Сынару, учатся её дети. Кстати, этой осенью семья Анатпаевых получила от правительства Республики Алтай медаль «За достойное воспитание детей». Три сыночка и лапочка-дочка  с самого младенчества погружены в традиции настоящих алтайцев, отлично знают родной язык и сказки. Кстати, что приятно удивило в Горно-Алтайске, так это то, что местные отлично говорят и на русском, и на алтайском языках.

Частично, это плюс образования в национальных учебных заведениях, где обязательно изучают алтайский язык и литературу, проводятся национальные праздники. 

- Когда ребёнку исполняется 12 лет, то  собирают всех родственников, колют барана, это большой праздник, - рассказывает Сынару. -  В 12 лет папы дарят сыновьям главный сакральный предмет – камчу, то есть плётку. Если нет папы, то подарит мужчина из рода и объяснит законы. А сегодня плётку дарят в школах! У сына мы не дома отмечали праздник, а всем классом в школе. И это было очень интересно. Камча – оберег. У сына лежит под подушкой. Он лунатит, а плётка спасет от хождения. Пока нет своей плётки, оберегает камча отца. Говорят, что камча соединяет два мира – потусторонний и наш.

Также в 12 лет мальчик обязательно получает кожаный ремень. Статус любого мужчины – это его кушак. По поясу можно узнать, что за мужчина перед тобой. Его род, какой достаток, какая профессия. Воин или пастух.

Третий сакральный предмет – нож. Этот нож перерезал пуповину, потом в годик путы, а в 12 вручается мальчику, и он остаётся с ним на всю жизнь. Сейчас есть традиция дарить нож на 14 лет, в получение паспорта или же в 18 лет на совершеннолетие. Прежде мальчик получал обязательный четвёртый подарок – огниво, но теперь эта традиция ушла в прошлое.

- 40 дней прячут младенца от чужих глаз, - продолжает Сынару. - Детей не показывают один солнечный оборот, пока душа окончательно не придёт в этот мир.  Когда человек умирает, он уходит также один солнечный оборот. Происходит перемещение между мирами. Дух всегда находится  рядом с ребёнком. Да и вообще с любым человеком. Поэтому дети обращаются к взрослым во множественном числе. «Мама, вы будете чай?» «Ты» – это только душа человека, а «вы» – это все, кто за человеком стоит. На Южном Алтае до сих пор даже дети друг другу говорят вы, очень строго с этим. У нас в центральном Алтае стало проще.

Девочкам подарки тоже дарят, и в годик, и в 12 лет. Особой честью считалось подарить украшения с ракушками. Ещё бы! Ведь на Алтае морей нет, только из дальних стран могли привезти такие чудовины. И чем больше ракушек заплетено в косы или нашито на нагрудник, тем выше статус девочки, тем богаче семья.

МЕНЯ УКРАЛИ НА МАШИНЕ

Говорят, что раньше алтайцы могли умыкнуть невесту и без её согласия, так сказать, поставив перед фактом. Но уже много лет, как отказались от такого обычая, не отринув при этом сам институт умыкания.

- Меня украли на машине, - огорошивает Сынару. Как-то не ожидала услышать от неё такие слова. - Но не думайте, я не была против. Мой брат так и вовсе хорошо украл невесту. Как-то позвал её, мол, пойдём маму с днём рождения поздравим. А девушка знает, если она переступит порог дома парня, то уже будет считаться его женой. В традиции алтайцев нет гражданских браков, если уж девушка зашла  в гости в дом парня, то выйдет оттуда уже только его женой. Невеста брата зашла в дом, мы её встретили белым платком на голову, молоком. Сообщили родственникам, которые вырастили, что умыкнули невесту, и теперь она стала женой. Я сама участвовала в двух кражах невест. Но надо понимать, что хотя умыкаем мы без ведома невесты, но по её воле. Против желания девушки никто не идёт. Такого в современных обычаях нет. По сути, это сюрприз.

По обычаям алтайская девушка до замужества носила одну косу, в день свадьбы ей распускали волосы. Приглашали двух снох – одну из рода жениха, другую из рода матери, и они, расчесав волосы невесте, тщательно делали ровный пробор и заплетали волосы в две косы, так статус незамужней девушки переходил в новый статус замужней.

 

ДЫМ АРТЫША СОЗДАЁТ УЮТ

После свадьбы молодожёны начинают жизнь взрослых людей. Мужчина охотится, пасёт скот, добывает пропитание, женщина следит за порядком в аиле, готовит пищу, поддерживает огонь. Интересно, что, как правило, обязанности и права мужа и жены не пересекаются, но вот в отношении окуривания священным кустарником допускается исключение. Ароматную веточку можжевельника могут пронести по аилу и женщина, и мужчина. Сила этого растения столь велика, что дым способен прогнать как страшных, злых духов, так и вылечить болезни.

Кустарник, чтобы он обрёл чудодейственную силу, срывают на растущую Луну, затем сушат и по мере надобности используют в аиле.

Надо отметить, что можжевельник, пожалуй, одно из самых сакральных растений в мире. Огромное количество народов издревле почитают эти мохнатые лапы.

У хакасов, скажем, «арчын» излечивал от болезней богатырей, можно сказать, с того света возвращал к жизни. Обряд окуривания «алас» проводился или с чабрецом, или с можжевельником.

У теленгитов есть легенда, которая рассказывает, что когда Божья Мать опускалась на землю, она присела там, где произрастал артыш. И вскоре родила сына – Бога. Из-за того, что на него присела Божья Мать он имеет стелющуюся форму. И потому можжевельник обладает чудесными свойствами исцеления и очищения от злых духов.

Кстати, интересный факт: оказывается, можжевельник упомянут даже в Ветхом Завете как кустарник, в котором был укрыт новорожденный Иисус. Со временем его стали считать священным растением Девы Марии. Согласитесь, что-то общее есть в этих двух преданиях.

К слову сказать, и у славян в традиции было окуривать жилища можжевельником. Дым этого растения помогал при болезнях, эпидемиях, несчастьях. Если нужно было убрать сглаз, порчу и прочие негативные магические воздействия, самый надёжный и эффективный способ – окурить дом или человека веткой можжевельника. 

Также, как у хакасов, священным деревом алтайцы считают берёзу. Впрочем, и у русских берёза была особым светлым деревом, недаром же на Троицу именно из берёзовых веток девушки завивали кольца на удачное замужество, берёзовыми ветками украшали церкви. Жаль, что в отличие от алтайцев нам не удалось сохранить старые заповеди не вредить природе, не обижать растения и животных.

А вот на Горном Алтае до сих пор верят в духов, в то, что озёра и горы, тайга и ручьи – живые. А раз так, то «Нельзя рвать цветы на поляне, ломать ветви, срубать молодые деревца, иначе оскудеет Алтай. Цветы, деревья и травы, потеряв веру и надежду, покинут нас». Такими словами алтайцы с детства воспитывают детей. И когда алтайцы видят туристов, которые уничтожают природу, то доброжелательность моментально испаряется из их характера. Это стоит особенно помнить, если вы решили отправиться в путешествие по Горному Алтаю. А места там, правда, чудесные. Но наслаждаясь видами, гостеприимством местного населения, стоит не забывать о традициях алтайцев.

  Валентина КОРЗУНОВА,

фото автора

«ЧР» № 87 от 15 ноября 2022г.

Новости по теме: