​За безопасный город. Выпуск от 25 октября 2022 г.

Дата публикации: 25.10.2022 - 13:56
Просмотров - 238

Школа сетевой безопасности

Чем дальше, тем больше – как не предупреждают сотрудники полиции о мошенниках, сколько социальных роликов на эту тему не крутят по громкой связи в магазинах и банках, а горожане всё чаще попадаются на уловки преступников.

В нашем очередном выпуске «Школы сетевой грамотности» мы вновь рассказываем о наиболее частых сценариях сетевых мошенничеств. Читайте, запоминайте советы специалистов и пользуйтесь ими!

ЗВОНОК СОТРУДНИКА БАНКА

Об этом сценарии сетевого мошенничества не слышал сегодня разве охотник, который лет семь назад ушёл на промысел, да так и ходит по тайге. Но самое удивительное в том, что до сих пор значительная часть жертв преступников повелась именно на эту схему аферы.

За помощью к черногорским полицейским обратилась горожанка с заявлением о том, что она перевела мошенникам около 790 тысяч рублей.

Заявительнице поступили звонки от неизвестных, которые представились сотрудниками службы безопасности банка. Незнакомцы в разговоре сообщили сразу о двух финансовых рисках, которые «нависли» над потерпевшей: во-первых,  кто-то пытается получить доступ к её счетам, во-вторых, неизвестный оформил от имени горожанки кредит на сумму более 200 тысяч рублей.  Опешившую женщину «банкиры» поспешили успокоить: для отмены несанкционированных операций необходимо снять с личных счетов все деньги и перевести их на резервные счета по указанным реквизитам. Что же касается незаконно оформленного займа, то женщина должна была оформить кредит на ту же сумму, что она и сделала. А затем кредитные деньги по указанию звонивших горожанка тоже перевела на пресловутый резервный счёт. К слову, всё время мнимые сотрудники банка находились с горожанкой на связи.

После перевода денег абонентские номера звонивших стали недоступны для звонков.

Потерпевшая призналась, что хорошо знала о фактах обмана, но от услышанного впала в ступор и действовала как под гипнозом.

Сотрудники полиции напоминают: если звонящий заводит разговор  о ваших деньгах или счетах, сразу же бросайте трубку. Помните, телефон «горячей линии» банка написан на вашей карте, звоните только по этому номеру, либо лично обращайтесь в банк. Не совершайте никаких операций по инструкциям звонящего.

ИЩУ РАБОТУ

Лишиться денег можно не только поверив «сотруднику банка», который позвонил на ваш телефон, или попытавшись купить товар через интернет-площадку. Например, остаться без средств можно, когда ищете работу.

В октябре за помощью к черногорским полицейским обратилась горожанка с заявлением о том, что неизвестные обманом завладели принадлежащими ей деньгами в сумме 124 тысячи рублей.

Женщина рассказала, что в конце сентября на различных сайтах она оставляла заявки на соискание работы. Вскоре горожанке поступил звонок. Незнакомый голос сообщил, что готов предложить вакансию, будущая работа была связана с выполнением простых заданий: набором текстов и таблиц. Подробности обещали рассказать через программу для проведения видеоконференций, которую она должна была установить на телефон. Горожанка скачала указанное приложение, зарегистрировалась в нём и по указанию звонивших включила трансляцию экрана (данная функция даёт доступ собеседнику просматривать все операции, происходящие на телефоне). В дальнейшем ей поступил ещё ряд инструкций, чтобы зарегистрироваться на платформе рабочих вакансий. После перехода на указанный сайт ей пришёл пароль и ссылка для входа в личный кабинет.

Далее звонивший сообщил, что для работы заявительнице важна положительная кредитная история, в связи с чем ей необходимо оформить кредит. Женщина кредит на сумму 700 тысяч оформила, но не успела перевести на указанные счета. Затем «работодатель» попросил горожанку зайти в банковское приложение и создать в нём QR-код. В итоге со счёта заявительницы были списаны все деньги. Лишь после этого женщина поняла, что стала жертвой обмана.

Руководитель следственного отдела черногорской полиции Анна Садовая предупреждает:

- Мошенники в телефонном разговоре обрушивают на свою жертву буквально шквал информации, в результате чего у человека «отключается» критическое мышление и он начинает действовать как под гипнозом. В такие моменты действия граждан не поддаются никакой логике: люди просто выполняют инструкции, подобно роботам, и лишаются своих сбережений.

Уважаемые горожане! Ни в коем случае не выполняйте никаких действий под диктовку звонящих, не переводите деньги третьим лицам, не сообщайте коды и пароли, не устанавливайте подозрительных приложений и программ. Только так вы сможете сохранить свои деньги.

СТО ТЫСЯЧ ЗА ИНТИМ

Всё чаще мошенники работают на поле интим-услуг. Видимо, спрос там хороший, вот аферисты и нашли удобную сферу приложения своих способностей.

В полицию Черногорска за помощью обратился студент одного из городских техникумов с заявлением о том, что неизвестные злодеи лишили его почти 100 тысяч рублей.

Как установили сотрудники полиции, на одном из сайтов в сети интернет молодой человек нашёл объявление об оказании услуг жрицами любви.

Когда черногорец позвонил по указанному номеру, ему ответила женщина и сообщила о том, что стоимость услуги составляет 3 тысячи рублей, но при этом необходимо оплатить страховку в сумме 6 тысяч, которые после того, как услуга будет оказана, вернутся черногорцу.

После перевода денег студенту снова перезвонила женщина и сообщила о том, что страховая система неисправна, в связи с чем, заказчику необходимо осуществить ещё два перевода: 10 и 30 тысяч соответственно по указанным реквизитам.

После трансакций горожанину последовал ещё один звонок, якобы от руководителя  службы оказания интим-услуг. Незнакомец убедительным голосом заявил, что за поломку страховой системы, которая якобы произошла вследствие действий студента, необходимо оплатить ещё 50 тысяч рублей. Сам не зная почему, потерпевший перевёл на указанный счёт требуемую сумму и только после этого понял ошибочность своих поступков.

Аналогичным образом лишился средств ещё один черногорец, с его карты бесследно пропали более ста тысяч рублей. И вновь первым толчком стало желание нанять «ночную бабочку».

Полицейским мужчина признался, что в ходе мониторинга сети интернет нашёл объявление об оказании интимных услуг. Стоило черногорцу позвонить по указанному номеру, как следом ему стали поступать звонки, в ходе которых незнакомец сообщил о том, что поскольку горожанин забронировал интим - услугу, но хотя он и не востребовал её, всё же обязан уплатить «неустойку». Более того, в телефонном разговоре неизвестный подкрепил своё требование угрозой физической расправы, которая последует в случае неуплаты.

Руководитель следственного отдела ОМВД России по г. Черногорску Анна Садовая отмечает:

- Мошенники - профессионалы, образ жизни которых связан с систематическим совершением этого вида хищений. Для них это основной источник к существованию. С целью завладения чужими деньгами они стремятся внушить потенциальным жертвам чувство полного доверия и лишь после этого приступают непосредственно к обману. Используя соответствующий тон разговора, терминологию, им удается создать имидж человека, которому веришь на слово. Всё это обеспечивает некритическое восприятие со стороны объекта обмана. В этой связи хочется напомнить, что если для получения какой-то услуги, либо при покупке - продаже товара от вас требуют деньги, знайте, что за данным требованием в ста процентах случаев стоят мошенники. Никому ни под каким предлогом не переводите ваши сбережения.

ВОВРЕМЯ СООБРАЗИТЬ – ЭТО ВАЖНО!

Но бывают случаи, и, кстати, отнюдь не редкие, когда бдительные горожане не дают шанс мошенникам. А всё благодаря тому, что сохраняют холодную голову даже при очень горячем разговоре.

Недавно в дежурную часть полиции обратился горожанин 1971 года рождения с заявлением о том, что неизвестные лица обманом пытались выманить у него 500 тысяч рублей.

Стражам порядка мужчина пояснил, что в вечернее время ему на телефон поступил звонок с «московского» номера. Звонивший назвал себя сотрудником Центробанка и сообщил о том, что на черногорца оформлен полумиллионный кредит и для того, чтобы аннулировать незаконную операцию, следует оформить аналогичный заём. В подтверждение  слов звонившего в мессенджере горожанину позвонил уже «сотрудник прокуратуры» (при этом на экране телефона опять же высветился код московского региона), который сообщил о том, что с целью изобличения лица, подозреваемого в незаконном оформлении кредитов на граждан, черногорец должен выполнить указание «сотрудника банка», оформив зеркальный кредит. А поскольку деньги будут «мечеными», их необходимо будет вернуть обратно в банк, переведя на указанный счёт.

Черногорец, ранее неоднократно слышавший о фактах мошенничества из средств массовой информации, понял, что его пытаются ввести в заблуждение и обратился в дежурную часть ОМВД.

Следственным отделом полиции Черногорска возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.30 ч.3 ст.159 УК РФ, устанавливающей ответственность за покушение на мошенничество, совершённое  в крупном размере.

Сотрудники полиции напоминают: единственное верное решение при получении подобных звонков, - сию же минуту прервать разговор и взять паузу, чтобы критически  осмыслить ситуацию.  А  чтобы окончательно удостовериться в том, что с вашими счетами, картами и финансами всё в порядке, перезвоните на телефон «горячей линии» банка, либо лично обратитесь в офис финансового учреждения.

АФЕРИСТОВ НАШЛИ!

Увы, дистанционные мошенничества сегодня, пожалуй, самый малораскрываемый вид преступлений. И всё же профессионализм сотрудников полиции иной раз преодолевает даже серую область всемирной паутины.

В конце февраля в дежурную часть полиции Черногорска обратилась 20-летняя горожанка с заявлением о том, что её близкая родственница 1982 года рождения под предлогом дополнительного заработка перевела неустановленному лицу 4 тысячи рублей.

Полицейские выяснили: заявительница в ходе мониторинга сети интернет в одной из социальных сетей нашла рекламное предложение о пассивном заработке. Девушка написала незнакомцу под ником «Виталий Ферзалиев». Ей пояснили, что для того, чтобы начать зарабатывать, необходимо перевести на указанную банковскую карту любую сумму. Мужчина уточнил схему будущей прибыли: мол, на деньги, которые переведёт горожанка,  он покупает цифровую валюту и зарабатывает на разнице курса цифровых валют, а в дальнейшем часть денег он берёт себе, а другую часть будет получать горожанка. Девушка перевела по указанным реквизитам 250 рублей, и буквально через несколько часов ей вернулось 500. Горожанка  осуществила новый перевод в сумме 500 рублей. Прибыль не заставила себя долго ждать: девушка вновь получила в два раза больше.

Девушка не утерпела и о неожиданной удаче сообщила близкой родственнице, которая, воодушевившись, отправила по тем же реквизитам 4 тысячи и вскоре получила обратно 8 тысяч рублей. Всю сумму 40-летняя женщина перевела на тот же счёт, а сагитировавшая её девушка перевела 750 рублей заработанных денег. Однако более выплат на счета горожанок не поступало, а страница с ником «Виталий Ферзалиев» была удалена из соцсетей.

Отделом дознания полиции Черногорска было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст.159 УК РФ, устанавливающей ответственность за мошенничество.

В ходе проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий сотрудники уголовного розыска черногорской полиции установили, что к преступлению причастен житель Иркутской области 2001 года рождения. Для документирования его преступной деятельности оперуполномоченные выехали в служебную командировку в Иркутскую область.

Ущерб потерпевшей полностью возмещён.

Расследование уголовного дела продолжается.

Сотрудники полиции предупреждают граждан о необходимости критично относиться к предложениям пассивного дохода в Интернете. Нередко мошенники предлагают вложить в «дело» небольшую сумму и даже дают возможность получить прибыль. Но «везение» заканчивается после того, как гражданин вносит на виртуальный счёт или переводит по указанным реквизитам крупную сумму денег.

Резонанс «Платим за электричество «АтомЭнергоСбыту»: подробности», ЧР от 6 октября 2022 г.

 ТОЛЬКО ДЛЯ ПРОДВИНУТЫХ

Нас уже в который раз перекидывают из одной электроснабжающей компании в другую. При этом согласия никто не спрашивает, просто взяли и поставили перед фактом. Ладно, и так можно поступать. Но почему при этом все прочие проблемы ложатся на плечи потребителей?

Во-первых, многие столкнулись с капитальными сложностями при возврате переплаты в МРСК. Коллега несколько дней потратила, чтобы ездить в Абакан, в офис «АтомЭнергосбыта», писать заявление, выстаивать в очередях, и всё это для того, чтобы вернуть свои деньги! Почему нельзя было сделать филиал офиса в Черногорске?

Во-вторых, почему мы, честные потребители, вообще должны этим заниматься? Почему компании между собой не могут наладить взаимодействие и просто перечислить деньги на счета?

В-третьих, «АтомЭнергосбыт» везде рассказывает, как легко работать с их мобильными приложениями и личными кабинетами. Кому легко? Бабушке, которая только звонить по телефону умеет и максимум пользоваться поиском в интернете? Человеку, далёкому от компьютеров и телефонов с их программами, приложениями и прочими делами? Получается, что современные компании ориентируются только на продвинутых пользователей? Вот это молодцы! А нас, значит, остальных, побоку.

Лариса ЕФРЕМОВА. «ЧР» №81 от 25 октября 2022 г.

Подготовила Анна КОРПЕНКО

при содействии ОМВД по г. Черногорску. «ЧР» №81 от 25 октября 2022 г.

Новости по теме: