Под крышей листьев Флора-парка

Дата публикации: 11.10.2022 - 16:55
Просмотров - 295

О деле, которое из семейного выросло в экопроект

«Я вот все думаю - может быть, в прошлой жизни я была землекопом… или даже кротом? Апрель только начался, а я уже копаю траншеи!»

Оксана Миндибекова, ВК, апрель 2022

Оксана – учитель начальных классов школы-интерната, классный руководитель 7 «А». Впервые увиделись с ней в таинственной, затянутой зеленью беседке, рядом с прудиком, из которого бил фонтан с подсветкой, там, где нас окружали сотни цветов и где за нами подглядывали самые нереальные зверушки-поделки, которые цеплялись за стволы деревьев, сидели на пнях и даже на крыше дома. Дома её родителей, Исполиновых Ларисы Петровны и Владимира Сергеевича. Тогда Оксана, включившись в диалог, по сути, спасла интервью. Потому что так рассказывала о своих скромных трудягах-родителях, что больше, собственно, ничего и не надо было – всё встало на свои места. И про любовь, и про сад, и про цветы.

Сегодня говорим с Оксаной, практически, о том же. Только в другом интерьере – во дворе школы-интерната, где она, с такими же подвижниками, как сама, затеяла сооружение, ни много, ни мало – топиарного парка, и он уже обрёл свои очертания.

 

 

- Оксана, я понимаю, конечно, откуда «ноги растут» у идеи парка. Из семейных увлечений, из того, что окружает вас и во дворе дома родителей, и в собственном доме. И всё же! Как началась вся эта непростая работа по перелопачиванию территории школы-интерната?

- Работаю в этой школе пятый год, а когда впервые вошла сюда, территория удивила довольно странным озеленением. Посетило впечатление, что шагнула в своё детство, когда кругом просто хаотично росли тополя, акация, вязы. Как в лесу или в чистом поле. Зацепилось семечко-вертолётик от вяза, где ему вздумалось – и вот уже раскинулись руки-ветки, где надо и не надо. Радовали только яркие клумбы, с любовью созданные педагогами школы.

- Первое впечатление, говорят, самое верное.

- Я была поражена, что в центре города, в самом его сердце находится вот такое странное, в плане озеленения, место. Обратила внимание, что тополя – ну очень пожившие, огромные, многие из них – уже сухостой, спасать такие деревья бессмысленно. В таких случаях, как правило, спасают людей, убирая «аварийную» растительность.

При тщательном исследовании деревьев и кустарников, которые находились на территории, стало ясно, что они практически исчерпали жизненную энергию, требовалось срочное обновление.

При этом диссонансом выглядели клумбы, то есть чувствовалось, что коллектив школы пытается что-то сделать, есть желание украсить, расцветить территорию, зажечь её красками, вложить для этого свой труд, энергию.

Осенью прошлого года обратилась к руководителю школы-интерната, Сергею Ивановичу Бутенко, с идеей обустройства территории с нуля, по-новому. Не очень-то надеялась на поддержку - мужчина всё-таки, поймёт ли?.. Понял, внимательно выслушал и попросил детальный план.

Коли так пошёл разговор, я обратилась к своим подопечным, которые тогда учились в шестом классе, затеяла с ними разговор на заданную тему: какой они хотели бы видеть территорию школы, чего здесь не хватает, о чём можно помечтать, что нравится, а что - нет. Открыли с ними в интернете картинки уже созданных, существующих садов, гуляли по нашей территории и отмечали, что с ней не так, почему у нас неуютно. Реакцией ребят на красивые картинки, на изображение декоративных растений было: «Ох, ах, ничего себе!» Они, конечно же, идеей зажглись. Тогда я набросала примерный проект парка в технике скетчинга – сделала эскиз, в котором отразила, как представляю наш сад мечты. И к директору.

Снова – с опасениями! Потому что прежде чем всё задуманное сделать, прежде чем приступить к посадке, нужно было выкорчевать практически весь наш состарившийся «лес». Согласится ли? Поверит? Дело хлопотное, трудное.

Поверил и дал «добро».

Тогда ландшафтный проект, с разными декоративными зонами, обсудили с коллегами, сделали его более детальным, проработанным.

- На территории школы-интерната издавна был заложен фруктовый сад. Старожилы города помнят! Что с ним?

- Школа была построена в 50-х и практически сразу же под руководством первого директора был заложен сад на огромной площади. Через некоторое время он перерос в дендрарий, - по соседству с плодовыми деревьями появились декоративные, которые привозили с Дальнего Востока. Это было чудо, участок сада был сделан по всем правилам с точки зрения биологии, - многие об этом рассказывали.

Жаль, что в девяностые всё это заглохло и зачахло, когда директор уехал из города

- Очередное подтверждение тому, что всё держится на энтузиастах, на людях, имеющих цель и большое желание сделать мир лучше.

- У нас в семье есть родственница, которая была воспитанницей школы-интерната. Она помнит этот сад!

О нём же говорили и коллеги, - сожалея, скучая. О нём напомнили в Министерстве образования Хакасии, куда мы обратились с бизнес-планом для согласования наших действий по созданию топиарного парка: «А вы готовы замахнуться на новый фруктовый сад, вам это по плечу?»

Конечно, мы с коллективом выразили готовность. Так родился не просто ландшафтный проект, а проект, включающий в себя и плодово-ягодный сад.

- О названии ломали головы?

- А как же! Назвать наше детище просто «ландшафтный парк» представлялось пресным, не отражающим творческого полёта. В итоге родилось название ФЛора-парк «Возрождение».

- Первый этап, по выкорчёвыванию старых погибших насаждений, наверное, был самым трудоёмким?

- Пожалуй, да. Огромные тополя пилили на чурки, чтобы удобнее было вывозить, сухие кусты стягивали со всего участка. В итоге вывезли с территории десять КаМАзов сухостоя. Даже не верится, что сделали это. Затем стали планировать участок, хотели заложить фруктовый сад там же, где он был. Но, как говорится, гладко было на бумаге! Столкнулись с тем, что там – пень на пне, выкорчёвывать которые просто было не под силу ни финансово, ни физически. И уже казалось, что не суждено фруктовому саду возродиться, ведь территория школы хотя и большая, но хороших участков для сада немного - под слоем земли во многих местах  лежит строительный мусор, оставшийся от ранее существовавших зданий. Но Сергей Иванович, директор школы, человек основательный, серьезный, и он нашел решение. Распахали другой кусок земли соток в пятьдесят, примыкающий к столовой и посадили саженцы яблонь, груш, абрикоса, вишни, ирги именно туда.

Столкнулись с тем, что земля – как камень. Чтобы сделать элементарную посадочную яму, приходилось использовать лопаты, ломы и даже обращались к услугам специализированной техники. После этого составляли грунт из трёх плодородных частей, им и засыпали саженцы.

С ребятами из своего любимого 7 «а» класса мы первыми вышли, чтобы посадить пихты возле входа в школу для детей инвалидов-колясочников. Саженцы привезла из дома. После этого подключились практически все классы. Ребята из разных классов в течение дня подходили: «А сегодня будем сажать что-нибудь?»

Мы сажали и сажали. Приходили семьи воспитанников и делали очень, очень много работы. Педагоги, сотрудники школы-интерната не жалели сил. Мы выходили на участок после уроков, приезжали сюда в выходные… Практически жили здесь, отложив домашние дела.

- Вы кидали клич о поддержке благого дела, кто-то откликнулся?

- Да, очень многие. Приходили мужчины из благотворительного фонда «Во имя добра», участвовали в высадке деревьев специалисты Сбербанка (мы шутили: «Сегодня дресс-код – серые футболки и хлопковые перчатки для рук!), волонтеры Абакана и Черногорска, активисты политических партий, многих и многих предприятий. Приложили руки к созданию парка и представители техникумов, черногорских и абаканских (из столицы республики приезжали будущие садовники). Это дело сплотило всех. А когда, смахивая пот со лба, помощники расходились, они говорили: «Зовите ещё!»

- Специалисты Министерства образования приезжали, контролировали процесс?

- А как же, конечно! У многих ведь был скептицизм по поводу результата. Слишком масштабно, грандиозно выглядели намерения.

- Что уже высажено и прижилось?

- Сейчас на своих местах - процентов 90 от того, что было запланировано, прошли весенняя и осенняя посадки.

Что касается деревьев и кустарников, особый упор был сделан на хвойные породы. Потому что это круглодичная зелёная красота и относительно небольшой уход. Хвойников у нас будет больше, ещё подсадим.

Как воплощение смелых замыслов о прекрасном, у нас появилось множество кустов гортензий, розы, сакуры, спиреи, форзиции.

- Использовали многолетний семейный опыт садоводства? Надо ведь знать, что и как зимует, выживает…

- Опыт огромный, всю жизнь с удовольствием занимаюсь садом. Это, безусловно, пришло от родителей, которые живут на соседней улице и в течение многих лет занимают в городском конкурсе «Цветы у дома» призовые места.

По опыту точно знаю, что высаженные на территории школы растения привычные к нашему климату. Довелось убедиться, наблюдая за ними на протяжении долгих лет. К тому же, их выращивают многие знакомые. Так что знаю, что и как делать на разных этапах, в разное время года.

- Как видите эту тему через детей, для чего это им? …Спрашиваю, и самой же хочется ответить фразами из светлого фильма «Дети понедельника»: «Мир – яблоневый сад. Есть разница, находиться в подъезде вонючем, в подвале или в яблоневом саду, под крышей из листьев»…

- Всё это сделано для ребят и с ребятами, что очень важно. У нас дети, если говорить официальным языком, с особыми образовательными потребностями. Поэтому в школе-интернате упор делаем на социализацию ребят, на их адаптацию в современном обществе - чтобы могли быть уверенными в себе, конкурентоспособными во взрослом возрасте.

В данном случае они приобретают уникальные навыки по уходу за растениями. Они принимают участие в рождении сада с нуля, будут ухаживать за тонкими прутиками и наблюдать, как они превращаются в деревья. Для этого будет положено много труда по прополке, подкормкам, поливу. Всё – на благо. У нас ведь большое количество часов отдаётся на сельскохозяйственный труд, это важно и полезно.  А по сути серьёзной базовой площадки для такого труда не существовало. Поэтому, когда встал вопрос о востребованности и необходимости ФЛора-парка для детей, сошлись с коллегами на том, что это попадание в сто из ста.

Потому как такая полезная деятельность - и экологическое воспитание, и волонтёрская практика. К тому же, кто-то из ребят находит себя в разных кружках, другим пришёлся по нраву труд, связанный с садоводством, с уходом за растениями.

А главное - очень хочется, чтобы, повзрослев, наши дети вспоминали о школе с любовью и навсегда сохранили в сердце цветение яблонь, посаженных ими когда-то.

- Долгое время был тренд, что детей нельзя задействовать на каких-то бытовых, сельскохозяйственных работах. До маразма дошли, честное слово! Какие мысли по этому поводу?

- Однозначно не согласна с новомодными тенденциями. Многие педагоги нашей школы говорят о том, что если мы во главу угла ставим вопросы воспитания, социализации, то ручной труд для наших  ребятишек – самое то. К слову, когда дети поступают в нашу школу, родители дают согласие на привлечение ребят к общественным работам. У нас ведь, помимо всего прочего, ещё и огород возделывается. В учебном плане по сельхозтруду эти работы заложены.

- Знаете, эта дорога, без сомнения, верная. Физический труд никого не сделал хуже, напротив! А то ведь иные тяжелее смартфона ничего в руках не держали.

- Меня очень радует отношение родителей наших детей к тому, что здесь в чести - труд. У нас в рамках учебного плана существует так называемая отработка. Так вот некоторые родители досадуют: «Почему только два дня отработка? Маловато!»

- Сколько деревьев за весну и осень удалось высадить?

- Хвойных – 26, плодовых 37 (на прошлой неделе еще посадили). Из декоративных – 15 форзиций, которые цветут яркими жёлтыми цветами, 9 сакур, 12 спирей белых, гортензий более 20. Восемь кустов роз. К слову, розы уникальные: морозостойкие канадские, которые не требуют выкапывания, они зимуют под укрытием. И ещё высадили розы, которые вырастают до двух метров в высоту, жёлтые, они даже укрытия не требуют.

Да, кстати! Растения, по их срокам цветения, были подобраны так, чтобы самые буйные краски были весной, в пору последнего звонка, выпускного вечера. Другая волна цветения будет осенью, к началу учебного года и к Дню учителя.

… Сад заложен и торжественно открыт, саженцы и деревья рассажены. Однако рассуждаем с Оксаной о том, что это лишь старт дела, которому не будет конца, как не бывает завершения всех дел у сельчан, дачников-огородников. Клумбы, подстрижка, формирование деревьев и кустарников, подбор удобрений… Не удивлюсь, если из школы-интерната будут выходить хорошие, как говорят в народе, «рукатые» садовники или просто люди, привыкшие добросовестно трудиться. Это сегодня, как никогда, ценно.

Марина

КРЕМЛЯКОВА,

фото из архива

Оксаны

МИНДИБЕКОВОЙ. "ЧР" №77 от 11 октября 2022 г.

Новости по теме: