Мечеть по имени "Марьям"

Дата публикации: 16.08.2022 - 13:11
Просмотров - 532

Итак, то, чего так долго ждали мусульмане Черногорска – свершилось. В начале августа был заложен первый кирпич в строительство мечети. Как рассказал  председатель Черногорской мусульманской  мечети Рашид Арсенбеков, этого события ждали с 2019 года. Всем миром собирали деньги, мечтали и надеялись, строили планы и составляли список пожеланий для проекта будущего культового сооружения.

На закладке первого кирпича депутат Горсовета Тафкиль Минигаянов заметил:

- Это знаменательная дата для жителей нашего города. Изменения в архитектуре, думаю, внесут новые краски в общий облик мечети и площадки вокруг.

Его поддержал имам черногорской мусульманской мечети Руслан Алиев:

- Для нас это очень важный день. Три года назад мы получили разрешение на строительство и такой уникальный участок, который расположен в районе мусульманского кладбища. Здесь будет построена священная мечеть, разбит большой сад, построено здание для прощания с усопшими, а ещё здесь мы будем проводить празднования.  У нас много священных праздников, но ранее  не было такой возможности.

В планах мусульман уже к концу года подвести здание под крышу. Задача это непростая, ведь затраты огромные, ориентировочная стоимость – порядка 100 миллионов рублей, и все эти средства результат благотворительных пожертвований. Как рассказал Руслан Алиев, значительную сумму внесли мусульмане из Казани, многое дали члены таджикской диаспоры Хакасии.

По задумке организаторов, в мечети смогут одновременно собираться двести человек. Впрочем, если придёт больше – не беда, во дворе также можно сделать настил и проводить моления на свежем воздухе.

- Сначала планировали  построить мечеть в городе, - вспоминает Руслан Алиев. - Но там нам выделяли земельный участок небольшого размера, и когда появилась возможность получить землю здесь, мы сразу же согласились. Это очень большой подарок от города, полтора гектара земли, и теперь мы точно сможем расположить всё, что задумали.

Сегодня мусульманская община Черногорска насчитывает около двух тысяч человек – казахи и узбеки, таджики и сибирские татары, все хотят иметь большой общий дом для молитвы. Впрочем, как подчёркивает муфтий, в исламе национальностей нет, есть только вера.

До строительства мечети молитвы проходили в мечетях Минусинска и Абакана. В Черногорске же праздники проводили в частных домах. Именно поэтому, как говорят мусульмане, религия начала терять свои истоки, по сути, произошло распыление. А ведь мечеть – это место, где можно собираться и передавать своим детям, юношеству традиции.

- Наши бабушки религию знали, что-то нам рассказывали, но мы были маленькие и, честно говоря, не очень этим интересовались, - вспоминает Гузель Валиулина. - В молодости времени не хватало, то работа, то семья. А с возрастом появилось желание узнать, приобщиться, стать частью мусульманского мира. Тут ещё и Руслан Алиев приехал, расшевелил нас. Стал рассказывать о религии, какая она, это очень интересно! Ведь фактически прежде об этом некому было рассказывать. Какие-то традиции мы, конечно, соблюдали. Национальные праздники, обычаи, блюда, но это всё фрагментарно. Не было глубокого знания об истории веры. Когда Руслан нам стал рассказывать, мы сидели с большими глазами – так интересно, но мы про это ничего не знаем.

Её поддержала Эльмира Султанова:

- Самое главное, хочется, чтобы наши дети всё это знали. Чтобы похоронили нас правильно, чтобы соблюдали все наши традиции, чтобы язык не терялся.

Мы часто говорим о необходимости сохранять традиции, язык, культуру народов. Но, как правило, речь почему-то идёт только о хакасах, тувинцах, шорцах. Многие радуются, что возродился шаманизм. Что снова на ветки священной берёзы вяжутся чалама, звучит шаманский бубен и проходит обряд камлания.

И это замечательно! Ведь в разнообразии культур проявляется богатство жизни. Тем и интересно, что мы разные. Можно не быть верующим человеком, но любить службы в православных церквях, замерев, слушать христианскую музыку. Или праздновать Чал Пазы и искренне наслаждаться звуками варгана.

Но ведь не только хакасы и русские веками живут на этой земле. Сибирские татары появились здесь ещё до прихода казаков. Историки говорят, что они создали ханство, центром которого стала Чинги-Тура ещё в 14 веке. Располагалось оно на территории Тюменской области.

Кстати, а вы знаете, что собственно именно татарам мы и обязаны словом «Сибирь»? Так древние татары называли пургу, и известно это название, как минимум, с пятого века! Затем долгое время оно использовалось как имя народа – сибирские татары, и только позже, с 13 века Сибирью начали называть территорию проживания. Так что появление мечети в нашем городе весьма справедливо.

- Это очень важно, чтобы жил язык, - говорит Гузель Валиулина. - Вот я возьму своих детей. Они понимать-то понимают по-татарски, а говорить почти не могут. Теряют язык. А что будут говорить их дети?! Ведь они и понимать не будут. Фактически, мы будем считаться татарами, а не знать ни языка, ни культуры. Этого нельзя допускать. Мечеть – это возрождение для нас.

Такого же мнения придерживается и Сухроб Насыров, представитель общественной организации «Союз таджикистанцев «Бородари». В переводе с таджикского языка это означает «Братство». И сегодня в республике проживает примерно 6-7 тысяч таджиков.

- Я давно приехал в Хакасию, ещё в 1996 году, - рассказывает  Сухроб Насыров. - В детстве ходил в мечеть, тем более, что она была по соседству с нашим домом. Там чему-то учился, но затем началась школа, другие занятия,  увлечения, спорт. И от религии отошёл. Но с возрастом вновь начал возвращаться к вере. Строительство мечети в Черногорске это на самом деле событие, которого долго ждали. В Абакане тоже мечеть строится, а намазы пока проводятся во времянке. И представьте, приезжает вся Хакасия, у нас просто нет столько места, чтобы вместить всех верующих. Мы даже на улице стелим ковры, но и тогда бывает, что не хватает места.

- Вера важна, - продолжает Сухроб Насыров. - Ведь посмотрите, чему учат в мечети? Всему хорошему. Всё, что написано в Коране, это полезно для человечества. И если парни, взрослые люди станут ходить в мечеть, то и в жизни станет лучше. И для них самих что-то изменится в лучшую сторону. Религии христианство и мусульманство – это же как два брата. Всё идёт из одного источника. Мы любим пророка Иисуса, по нашему Иса. Мы любим пророка Моисея, по-нашему Муса. Почитаем пророка Мухаммеда.

Черногорская мечеть будет с одним минаретом. Прежде азан или призыв к молитве читал муэдзин, который каждое утро поднимался на площадку, но времена идут вперёд, технологии активно внедряются и в религиозную жизнь, поэтому в черногорской мечети  азан станет звучать из громкоговорителя.

Конечно, не сразу жители окрестных домов приняли идею строительства культового сооружения. Были опасения, как бы не помешали звуки молитв немусульманам.

- Когда мы здесь выбили землю, многие соседи встали против нас, не хотели видеть тут мечеть, - говорит Гузель Валиулина. – Мол, не хотим, чтоб тут похороны постоянно были! И мы: я, Руслан, очень много ходили, объясняли, что не будет здесь кладбища и похоронной конторы! Здесь будет мусульманский культурно-духовный центр. Спрашивала: «Вам что больше нравится – помойка перед окнами, или красивый сад и мечеть, дети во дворе и в школе?» И понемногу люди стали к нам прислушиваться, возмущаться стали меньше. А планов у нас много, дай нам Аллах сил, а главное – финансов, чтобы сделать всё, что хотим.

- В планах у нас построить школу, детскую площадку, чтобы дети играли, встречались, приучались к религии, разговаривали на родном языке, - уточняет Эльмира Султанова. - Что-то вроде воскресной школы, как у православных. Но может, и в обычные дни будут какие-то занятия.

- Я ездила в Казань и видела, что там дети после уроков приходят в воскресную школу, - подхватывает Гузель Валиулина. - Чуть не каждый день ходят. У кого есть желание узнать веру, тот найдёт время. На самом деле мы очень близки все, и дело не в вере и национальности. Помню, на меня произвела огромное впечатление история, как где-то в мечети нужно было залить тёплые полы. Мулла обращался к разным людям, искал спонсора или кого-то, кто бы подешевле взял за работу, но никак не мог найти. И потом к нему вдруг пришёл русский православный мужчина и сказал: «Я сделаю». Мулла у него спрашивает, мол, а сколько за работу? А тот отвечает: «Я бесплатно сделаю». Представляете, пришёл русский и за свой счет, своим материалом сделал тёплые полы в мечети. Это многого стоит!

С жалостью Гузель и Эльмира вспоминали о том, что некогда в Черногорск приехала выпускница медресе, хотела остаться в нашем городе, учить детей, но возможности для этого не было и она уехала. Теперь учит ребят то ли в Израиле, то ли в США.

- Женщина у нас может окончить высшее учебное заведение, - говорит Гузель Валиулина. - Может преподавать, учить взрослых, но не служить в мечети. Однако  нести службы в домах, когда поминки или какие-то праздники – ей разрешено.

- Раньше напротив десятого магазина жила старая бабушка Фагиля апа (апа – так уважительно называют старшую женщину, - прим.ред.), на парады выходила с Красным знаменем, но при этом она очень много сил отдавала вере, - добавляет Эльмира Султанова. - Ходила, рассказывала молодым про ислам, читала молитвы. Дожила она до глубокой старости, в городе все мусульмане её знают.

- Сейчас, к сожалению, татары очень разрознены, - вновь берёт рассказ в свои руки Гузель Валиулина. - Раньше родители встречались на праздниках, я помню своё детство, все собирались за большим столом. Праздники проводили вместе. А сейчас, в основном, собираемся только на похороны. Нет общения. Даже Курбан Байрам проводили, вроде бы и объявление в СМИ дали, а из татар народу пришло очень мало. Из братьев-мусульман пришли таджики, киргизы, узбеки. А нас, татар, почти не было. Надо шевелить, видимо, замёрзли в Сибири. Конечно, у всех свои заботы. Но ради святого дела их надо бросать.

Подумав, Гузель Зифаровна добавляет:

- Я считаю, что неважно, кто ты – мусульманин или христианин, русский или татарин, нужно быть человеком. Думаю, что в принципе-то, Аллах или Всевышний – это же один и тот же Бог, просто имена разные. Создатель-то один! Но каждый называет его по-своему. И заповеди-то, что в Библии, что в Коране, одни и те же. И когда говорят, что мусульмане во имя Аллаха убивают людей, мне всегда обидно становится. Это неправда! Точнее, это не мусульмане. Мусульманин может убить только врага, который ворвался уничтожать его дом, а сам пойти войной не может. Но есть сектанты, есть маргиналы, и это надо понимать. Но эта проблема существует у всех других народов. Уверена, что в нашей мечети будут учить правильному, доброму, честному отношению.

Читать молитвы в будущей мечети будет Руслан Алиев. Саму же мечеть назовут «Марьям». Как говорит Рашид Арсенбеков, такое решение было принято потому, что мама Равиля Минниахматовича Ауходеева (он является председателем мусульманской организации) много лет жизни посвятила тому, чтобы в Черногорске построили мечеть.

    Валентина КОРЗУНОВА, фото автора. «ЧР» № 61 от 16 августа 2022 г.

Новости по теме: