Нет мудрее и прекрасней средства от тревог, чем ночная песня шин…

Дата публикации: 26.07.2022 - 14:09
Просмотров - 258

Давно удивляло, как легко и ярко удавалось создавать образы Юрию Визбору. Его песни живые, слушаешь негромкий голос и видишь целые истории. Будь то рассказ о мужественной работе горняков на плато Расвумчорр, зарисовка о горнолыжниках или шуточная история о гандболистке Тамаре, которая дала отпор наглому кавалеру.

С детства любила его песню о ночной дороге, это совершенно волшебная квинтэссенция романтики. Но чего точно не могла себе представить, так это встречи с человеком, разговаривая с которым, фоном всё время слышишь эти строки.

Маргарита Головина - турист и водитель со стажем, человек настолько влюблённый в дороги, машины, поездки, что, беседуя с ней, сам заражаешься страстью к автопутешествиям.

 

ДЛИННОЙ-ДЛИННОЙ СЕРОЙ НИТКОЙ

СТОПТАННЫХ ДОРОГ

ШТОПАЕМ РАНЕНИЯ ДУШИ

- Маргарита, вы человек увлекающийся разными, подчас очень экстремальными видами отдыха. Знаю, что вы пойстер – тот, кто крутит огни в файершоу. Видела вас со сноубордом. Чем ещё вы удивляли себя и окружающих?    

- Однажды прыгала с парашютом. Не раз с тарзанки – были прыжки с Братского моста, с Компашки, с ещё одной скалы. Хотела прыгнуть в Туимском провале, но пока не срослось, как и с парашютом. Очень хочу, но не получается по финансам. Первый раз прыгала не тандемом, а сразу одна. Ощущений масса.

Очень люблю пещеры, раньше много ходила, сейчас реже. Стала старше, и появилась какая-то осторожность.  А вообще ведь так интересно!

Это загадочный мир:  полная темнота и страх, который я с детства хочу преодолеть в себе. Фантазия у меня богатая, во тьме тут же начинает работать на повышенных оборотах, дорисовывает свои ужасные картинки. А с другой стороны, кажется, что погружаешься в иной мир, в котором хочешь найти что-то новое, как-то открыть себя. Испытываешь удивительные ощущения. Вы пробовали когда-нибудь слушать тишину? Оказывается, там столько звуков!

Была в «Археологической», «Бородинской», «Кресте».

- Ого, «Крест» уж точно не для новичков! Там же отвес, спускаться и подниматься без спелеоснаряжения никак не получится. Зато красота. Кстати, «Крест» и «Археологическая» находятся в Ширинском районе, по горам и полям там ходили?

- Конечно! Я очень люблю путешествовать, причём предпочитаю ездить на машине, это настолько повышает мобильность! В нашем регионе изъездили всё. Соседние тоже освоены. Скоро поедем в Новосибирск. Хочу сводить ребёнка в аквапарк, посмотреть город, в зоопарк сходить, просто отдохнуть. Сразу решили, что едем за рулём – испытать всю эту дорожную романтику: придорожные кафе, ночёвка где-то, города, мимо которых проезжаешь. В этом есть своя красота, своя прелесть: можно никуда не торопиться. Захотел – остановился, кофе попил. Или у реки отдохнул. Это здорово - быть свободным, не привязанным ко времени или к пассажирскому транспорту. Новосибирск к тому же рядом, всего тысяча километров, 12-15 часов езды.

- А самая дальняя поездка куда у вас была?

- Во Владивосток, причём два раза. Конечно, у нас не турпоездки были, а дела, поэтому в городах не тормозили, архитектуру не рассматривали, но всё же что-то видели. На Байкале купались, специально останавливались, отдохнули там.

Но больше ездим по Сибири. Очень люблю зимний отдых в горах. Катаюсь на сноуборде на склонах Гладенькой, Ергак.

В Хакасии у нас в основном спокойный, деревенский отдых. У знакомых есть домик в Нижней Кое, мы там часто бываем. Лес, ягоды, река, рыбалка, берег Енисея. Можно покататься, никто не мешает. Дикий отдых мне нравится – палатка, озеро, костёр, вот такая романтика.

Я очень люблю бывать в сосновом бору. А если он ещё и с озером – то чудо! Нет комаров, красиво, воздух восхитительный.

В прошлом году ездили к родственникам, погрузили в моего «Фита» надувную лодку и так классно порыбачили!  Спасибо дедушке и папе, с самого детства люблю рыбачить. Щука, сазан, подлещики, карасики – всё было на крючке. Больше на озёрах ловлю, с реками как-то не срослось. Я и дочку подсадила, тоже рыбачкой растёт. Окуней ловит. Причём червяка насадит как попало, а клюёт! Уж какой она секрет знает, но ловит хорошо.

 

ТЫ ВЕРЬ В ДОРОГУ

- И вы всё время сами за рулём? Не надоедает? Не боитесь поломки в дороге, да мало ли какие проблемы могут быть?

- Я всегда за рулём. Вообще не представляю, как можно жить без машины! Ездила на разных машинах – и универсалах, и спортивных, и корейских, и японских. С юности привыкла к машинам с правым рулём, честно, мне так даже удобнее. Хотя с левым рулём тоже ездила, привыкаешь, но правый роднее.

Дочку Лизу тоже обучаю вождению. За руль не сажаю, но рассказываю, показываю. Говорю, что, когда сама маленькой была, мы с папой ездили и я по дороге все дорожные знаки называла. Сейчас она уже этим занимается.

- И какой у вас стаж водителя? С чего вообще всё началось – с машины или желания?

- Это мечта с детства. У меня папа был дальнобойщиком, всю жизнь за рулём, и я смотрела, как он водит, сидела с ним рядом. Всегда было интересно. Даже на пассажирском сиденье я решала задачи – как бы поступила, подъезжая к тому или иному перекрёстку. В 9-10 лет внимательно смотрела, что делает папа, как он ведёт себя на дороге.

Всегда знала, что буду водить, без машины свою жизнь не представляла. Папа на чём только не ездил! И КамАЗ водил, и большие фуры, и разные легковые машины были. Совсем маленькой каталась на «пятёрке», потом был микроавтобус «Митсубиси Делика», и когда сдала на права, то папа разрешил на нём ездить. Но сказал, что после автошколы будет меня сам доучивать.

В автошколу пошла учиться, когда мне было 17 лет, за три месяца до совершеннолетия. Обучилась, с первого же раза сдала экзамены. 26 марта мне исполнилось 18 лет, а 4 апреля я получила водительское удостоверение.

Сначала ездила на папиной машине. Потом на автомобилях друга, с которым была знакома со школы. Он гонял машины из Владивостока, а я постоянно помогала ему их перегонять для продажи на рынки. Втянулась в это. Он на одной машине, я на другой. То мыть, то продавать, то отдыхать ездили. Он за рулём, я за рулём. В Красноярск гоняли, вообще постоянно каталась и нарабатывала практику. В общей сложности у меня почти 20 лет стажа, скоро третьи права получать.

- Говорят, что у страстных автолюбителей бывают свои привязанности – к моделям, к маркам машин. А у вас есть такое?

- Да! Я влюблена в «Фитов». Свою первую машину купила в 2011 году. Это была «Хонда Фит» 2002 года. Мы с мамой собрали все деньги, что были, я взяла кредит и пригнала из Красноярска автомобиль. Ездила на нём 8 лет. Сейчас у меня уже другой «Фит». Это моя машина! Она экономичная, та, которую я могу содержать. У неё дешёвый транспортный налог, плюс недорогая страховка. Расход бензина тоже маленький. И при этом довольно быстрая и маневренная. Главное, хорошо следить за ней.

 

В ДВА КОНЦА ИДЕТ ДОРОГА,

НО СЕБЕ НЕ ЛГИ –

НАМ В ОБРАТНЫЙ ПУТЬ НЕЛЬЗЯ

- Вы сказали, что дважды ездили во Владивосток по делам. А что за дела были? Дорогу-то посмотрели и города, по которым проезжали?

- Я уже говорила, что с детства у меня был друг, который всю свою жизнь с машинами. Потому он занялся перегонами. С ним-то я и поехала во Владивосток.      Мне тогда было около 19 лет. Новичок за рулём, но хотелось доказать, что  могу хорошо ездить! И два раза пригоняла машины на продажу.

- То есть совсем юным водителем рискнули отправиться в такую далёкую поездку? Как вы выдержали? Ведь это и сложно, да и небезопасно. И, если я верно помню, тогда же ещё не было асфальта на половине трассы?

- Да, в то время там дороги были не такие, как сейчас. Половина пути - гравийка. Семь дней самостоятельно вела «Тойоту Витц», причём пригнала машину в идеальном состоянии. И, кстати, с этой хозяйкой мы до сих пор дружим, общаемся.

Вспомнить, конечно, много чего есть. И не только качество дороги. Ведь в то время был очень развит бандитизм на трассе. Это страшно.

Мы очень боялись ехать через Хабаровский край, Уссурийск. Перекупам тогда разбивали стёкла, портили машины. Видят 25 регион, понимают, что неместные, и начинается. Прямо в городе машину на дороге брали в «коробочку», прижимали и кидали камни в лобовое стекло. Требовали деньги.

Нам таких ужасов не досталось, но мы подстраховывались. В Хабаровске, помню, заплатили за безопасный проезд. И наша колонна из трёх машин - я ехала в середине - более-менее спокойно прошла.

По дороге тогда постоянно производились ночные работы. Едешь, везде техника работает, копает. Там кучка, тут. Федеральная трасса в то время только строилась. Были броды, речки, проезжали через них по каким-то досочкам. Кафе в тайге, где вблизи ни городов, ни деревень нет. Глухомань полная.

И очень много перегонов. Люди ехали и в колоннах, и поодиночке. Порой целыми прицепами гнали. Представляете: грузовик, в кузове другой грузовик поменьше, у того в кузове легковушка. Такая башня получалась.

Люди разные встречались на трасе, кто-то помогал, кто-то проезжал мимо.

В каком-то кафе на трассе, помню, был стенд: «Без вести пропавшие». Это жутко: множество фотографий водителей, машин, которые пропали на трассе, и их никто не мог найти.

Ситуация запомнилась – едем в районе Сковородино, это Хабаровский край. Маленькая деревенька или пгт, раннее утро, ещё не рассвело. И вдруг из темноты, из кустов, появляется гаишный жезл. Первую машину пропустил, меня остановил. Ну, думаю, проверка документов. А инспектор просто попросил довезти его до работы. Живёт в деревне, пост ДПС далеко, так и добирается на попутных.

 

НЕЗНАКОМЕЦ, НЕЗНАКОМКА,

- ЗДРАВСТВУЙ И ПРОЩАЙ, -

МОЖНО ТОЛЬКО ФАРАМИ МИГНУТЬ

- Вы опытный водитель, много путешествуете. Но знаю людей, которые и хотели бы отправиться в дальние поездки, однако побаиваются, вдруг в аварию попадут или что на дороге случится. С вами были такие ситуации? Ведь на трассе всякое может быть, и даже грамотный, аккуратный водитель, увы, не застрахован от случайностей. Всегда найдётся тот, кто может повести себя неадекватно.

-  Аварии, которые были с моими машинами, а их всего три, произошли не по моей вине. Вообще все косяки – не по моей вине. Я очень аккуратный водитель. И порой кажется, меня бережёт с небес папа. Ощущение, что приглядывает за мной. Не раз было, что какая-то опасная, непонятная ситуация на дороге, и вдруг как сигнал от него – сделай так-то, голос говорит: «Остановись».

Помню, как-то раз ставила машину, и вдруг загорелся внутренний «стоп». Затормозила, выхожу и смотрю, что до соседней машины расстояние осталось буквально со спичечный коробок.  Но я же остановилась! Почувствовала, что надо это сделать немедленно.

В другой раз как-то ехали по трассе в районе Калининских карьеров, за рулём был друг, двигались по левой полосе. И краем глаза увидела, что с прилегающей выезжает машина. Вроде бы что такого? Ну, та должна остановиться, пропустить поток и только потом выехать на трассу, убедившись в безопасности. Но опять же внутренний голос заставил меня сказать другу: «Притормози!» Как оказалось, вовремя – та машина, не обращая внимания на другие, просто вылетела на трассу,  больше того, сразу направилась на левую полосу! И если бы мы не притормозили, она врезалась бы в нас.

И такие случаи не единичны.

Аварии были небольшие. Как-то мою машину стукнули в бампер, когда она стояла на парковке у «Луначарского». Причём мы с дочкой были в детском центре, когда вышли, увидели парня, он терпеливо ждал нас, чтобы сказать о ДТП. Дело разрулили мирно, у него своя СТО, он мне там сделал бампер, в общем, закончилось всё хорошо.

И бывает же такое, буквально через пару недель в мою машину во дворе дома въезжает другой автомобиль. Я при этом стояла на парковке. Опять вина не моя, но неприятно. Пришлось снова обращаться на уже знакомую станцию, а работникам чинить тот же самый участок.

- На ваш взгляд, насколько у нас высока или низка культура водителей? Есть ли братство на дороге?

- К сожалению, культура очень низкая. Сколько людей паркуется чересчур рядом, в результате чего, открывая дверь своей машины, ударяют в дверцу соседней. У меня она вся в таких «тычках». Неужели нельзя нормально рассчитать дистанцию!

Мне так жалко свою машину, я её очень люблю! Всегда стараюсь выбирать парковочные места так, чтобы минимизировать возможность встречи с кем-то. Во дворе дома, где живу, нашла замечательное место для парковки – с одной стороны там пень, с другой - какая-то металлическая штуковина, заезжаю между ними и всё – больше рядом никто не встанет.

К сожалению, такие возможности есть далеко не везде.

Обидно. Люди безответственные, относятся очень пренебрежительно к чужим авто.

ЗА СПИНОЮ ОСТАЮТСЯ ДВА ТВОИХ СЛЕДА,

ЗНАЧИТ,

НЕ БЕССЛЕДНО ТЫ ЖИВЁШЬ

- Вы аккуратный водитель, но мы часто видим таких, из-за которых страдают другие ответственные и законопослушные участники дорожного движения. И естественно, возникает вопрос – как учили таких водителей? Что за автошколы их выпускали на дорогу? Словом, кому как не вам задать такой вопрос – вы же заместитель директора автошколы!

- Не буду оправдывать ни инструкторов, ни курсантов. Есть инструкторы, которые недобросовестно относятся к работе. Им всё равно, откатал часы и свободен! А как это было сделано, понял, не понял курсант материал – его уже не волнует. Главное, деньги заплатят и всё. На мой взгляд, в Черногорске таких инструкторов довольно много.

Но я знаю немало инструкторов, которые любят свою работу, честно, добросовестно её выполняют. Сердцем болеют за каждого курсанта. И конечно, такой человек передаст знания, на самом деле научит безопасному поведению на дороге.

Однако отмечу, для этого необходимо, чтобы и сам курсант стремился научиться ездить. Чтобы ответственно относился к занятиям. А ведь мы часто наблюдаем совершенно иное. 

Обучение как происходит? Часто курсанты считают – раз они заплатили за обучение, то всё, сами они уже ничего делать не должны, за них обязаны инструкторы работать! Вы же понимаете, что это ерунда. Да, за преподавание мы берём плату, но учиться люди должны сами!

А у многих какое-то странное потребительское отношение. Путают автошколу с обычной школой, где учились на отвяжись, лишь бы хоть как-то сдать экзамены. Но если без биологии, которую ученик прогулял, человек прожить сможет, то без усвоения материала автошколы он представляет опасность не только для себя, но и для окружающих.

Мне вот это непонятно. Как можно так относиться к столь серьёзным вещам. А у них уверенность в своей правоте – я заплатил, выдайте мне права. В общем, клиент всегда прав. Но мы же не магазин!

Удивительно, но такое безалаберное отношение не только к занятиям по теории, но и к практике. На теорию могут прийти пьяными, пропускать просто так, не выполнять задания. И к вождению так же относятся – прогуливают, пропускают, опаздывают, приходят с сильным запахом спиртного.

- В голове не укладывается. Если ещё курсантом человек считает нормальным выпить и сесть за руль, то как он будет потом себя вести? Неужели у вас нет возможности отчислить такого курсанта? В конце концов, если в вузе видят, что студент не тянет, с ним прощаются. А тут ведь дело ещё более серьёзное.

- К сожалению, у нас практически нет такой возможности. Надежда лишь на то, что курсант просто не сдаст экзамены. Отчисления бывают, но редко. Из-за финансовой задолженности или неадекватного поведения. Посещения занятий и вождения в состоянии алкогольного опьянения, например.

Была курсантка, которую мы искали неделю – не ходила на занятия. Наконец дозвонились. А она нам в лоб: «У меня запойная неделя. Пью я. Некогда». Вот и какой водитель получится?

Бывает, привёл муж жену в автошколу. Его лишили прав за пьянку, а чего машине стоять полтора года? Он решает жену за руль посадить. А ей это не нужно. Она не хочет водить! И как тут мы можем помочь? Как мы научим водителя, если у него нет желания?

Или приводит мама ребёнка за руку, а у него в голове всё что угодно, но не желание учиться водить!

А ведь потом такие выпускники отправляются на дороги и могут стать угрозой для других участников.

На мой взгляд, таких курсантов у нас 50-60 процентов!

Есть выпускники, которые всё хорошо выучили, сдали вождение и теорию на отлично. Но вести на дороге себя не умеют. Понимаете, на трассе очень важны вежливость, взаимовыручка.

Почему бы не моргнуть в ответ на помощь? Ведь приятно, когда говорят спасибо. Я всегда приторможу, выпущу человека, если он выезжает с прилегающей и поток машин большой. Мне эта пара секунд ничего не даст. Но ведь многие будут упорно ехать, игнорируя своих же собратьев-водителей.  Для большинства вылететь, подрезать, наказать, поиграть в шашечки, даже напугать считается нормой.

Не понимаю, почему люди такие злые?! Было бы взаимоуважение, было бы и меньше аварий на дорогах.

В последнее время проблема – несостыковка инструкторов с часами вождения. Все уезжают на отдых, хотят в выходные расслабиться. Но инструктор же тоже человек! У него тоже семья, дача или огород, свои заботы. А курсанты требуют, чтобы он катался после их работы, им так удобнее.

Конечно, мы стараемся подстраиваться под курсантов, но всему есть пределы. Пример: сегодня приходит инструктор и говорит: «Всех обзвонил, на вождение нашёл только одного человека». А у него группа в 25 курсантов! Остальные не могут – кто в отпуске, кто на отдыхе. Но так ведь нельзя относиться. Обучение - это очень серьёзное дело.

И вот так люди сами затягивают сроки обучения, а потом приходят и жалуются – почему мы их не катаем, не выделяем время вождения, когда им удобно.

Ещё проблема. В 17 лет курсант учится, сдаёт на права и до 18 потом не имеет права сесть за руль. Но за эти месяцы, что ждёт, он теряет все знания и навыки, нужно начинать сначала. Ведь вождение - это, в первую очередь, постоянная практика!

Но хочу сказать, что не вся молодёжь плохая. Есть очень ответственные ребята.

- За 20 лет изменилось отношение, поведение людей на дороге?

- Да, изменилось. Люди стали злее, грубее, безразличнее друг к другу. Плюс раньше было меньше машин, ездили люди более зрелого возраста, чем сейчас. Нынче очень много 18-летних водителей, и хватает тех, кто не знает правил, не воспитан, такие-то и устраивают все эти гонки, игры, наказания.

- Как ответственному водителю найти хорошего инструктора? Ведь нередко бывает так, что корочки есть, а знаний не хватает. Нет уверенности. Хотелось бы ещё получить уроки вождения. Но при этом от такого инструктора, который сможет на самом деле научить, а не откатать часы.

- Только практикой. Пока не покатаешься – не поймёшь человека. Бывает, даже отличный инструктор не срабатывается с водителем. Ну нет контакта. Оба хорошие люди, а что-то идёт не так. Значит, надо искать другого инструктора.

Одного и того же инструктора один человек любит, обнимает, всю жизнь добрым словом вспоминает, а другой ругает и жалуется.

Есть люди, которым вообще не дано водить. От рождения пешеход. Водительский талант - это не фикция, он реально есть. И как бы мы ни старались, научить такого человека нельзя. Но порой амбиции выше логики. Не скажу, что таких много, но они есть. На пару групп примерно по 1-2 человека.

- Как опытный водитель какие бы вы дали советы новичкам? Помимо того, что нужно быть уважительным, аккуратным? Как обезопасить себя на трассе?

- Ох, совета, как избежать неадекватов, у меня нет. Знала бы, сама бы воспользовалась.

За себя я уверена. Всегда держу дистанцию, даже больше, чем требуется правилами. Экономия на секундах приводит к большей трате времени. Не торопитесь!

Папа меня всегда учил за рулём предугадывать действия других участников движения. Ты должен понимать, как себя поведёт тот или иной водитель, на несколько шагов вперёд. Это очень помогает избежать неприятностей.

Видишь нервную езду, притормози, пропусти лихача. Не соревнуйся с ним в наглости и скорости. Видишь новичка – не пугай его, не нервируй. Вспомни себя, как начинал ездить. Аккуратность, внимательность, дисциплинированность – вот  что поможет сделать поездки более безопасными и приятными.

Валентина КОРЗУНОВА,

фото из архива Маргариты Головиной

«ЧР» № 55 от 26 июля 2022г.

Новости по теме: