Поднебесные Зубья. Часть 1

Дата публикации: 14.07.2022 - 15:08
Просмотров - 223

Туризм - многоликий, и каждый выбирает своё...

Кто-то стремится в заморские страны изведать экзотику - развалины древних храмов в джунглях, катание на слонах и страусах, рассветы в пустыне. Кто-то обожает пещеры и покоряет высочайшие вершины мира, кто-то отправляется в паломнические поездки. А кто-то получает неизгладимые впечатления от путешествий по родному краю, забираясь в такие уголки, куда только вертолётом и можно долететь. Либо на своих двоих с тяжеленными рюкзаками за спиной в компании единомышленников.

И поверьте, от подобных вылазок впечатлений они получают не меньше, а может, еще и больше, чем от пляжного отдыха. И что ценно - туристы-дикари могут увидеть такие красивые и заповедные уголки, испытать такие приключения в походе, что память об этом остаётся на всю жизнь.

Предлагаем вам познакомиться с впечатлениями одного из энтузиастов пеших походов по Хакасии -

Григория Назаренко, которыми он делится с земляками.

 

ВМЕСТО ПРОЛОГА

Идея пойти на Поднебесные Зубья возникла не на пустом месте. У нас все идеи возникали не на пустом месте, и путешествие на Кузнецкий Алатау явилось следствием целой цепочки событий, от полукриминальных до полутрагических. События эти произошли годом ранее и благополучно закончились, но о них вкратце стоит рассказать.

Первое напомнило нам о существовании Кузнецкого Алатау и его «сердца» - Поднебесных Зубьях. Мы даже и не предполагали, что это так близко, да еще и находится в Хакасии. По крайней мере, Золотая долина, самая красивая часть Алатау, - территория Хакасии, а граница с Кемеровской областью идет как раз по вершинам Зубьев. Об этом нам в середине лета 2006 года поведала некая дама, приехавшая из Москвы устанавливать контакт с местными турфирмами для организации турпотока из столицы. Она в разговоре так небрежно называла известные фамилии федеральных чиновников, что создавалось впечатление - они лучшие друзья. Ей же было необходимо лично осмотреть достопримечательности республики, и руководители турфирм охотно предоставляли и гидов, и транспорт, и все остальное совершенно бесплатно. Понесенные расходы должны были окупиться сторицей, когда богатые и щедрые москвичи ринутся созерцать красоты республики, в том числе и Поднебесные Зубья. Как стало известно впоследствии, дама эта «подготовила» к приему столичных туристов не только Хакасию, бесплатно объездив практически всю страну. Московских туристов тщетно ждали на Курилах и Байкале, на Алтае, в Туве, Норильске.

Каким-то неведомым образом она вышла на нас с Эриком, но, к счастью, с нас взять было нечего. Мы были всего лишь туристами, ни разу по Кузнецкому Алатау не ходившими. Зато от нее узнали о красивом месте и достаточно простом способе заброски в эту красоту – автотранспортом через Усть-Бюр, а дальше через Караташский заказник по лесовозным дорогам - прямо к подножию гор. Спасибо тебе, добрый человек. Вряд ли ты слышала подобные слова от других туристов.

Второе событие, предшествующее нашему нынешнему путешествию, вытекало из первого. В конце сентября того же года, загоревшись желанием побывать в Золотой долине, а может, даже взобраться на Верхний Зуб – господствующую высоту Кузнецкого Алатау, мы отправились в короткое путешествие. У нас было всего два дня – суббота и воскресенье. Мало для полноценного похода, но достаточно, чтобы разведать дорогу для будущих походов.

Утром в субботу, запасаясь хлебом в Усть-Бюре, я зачем-то купил упаковку спичек, десять коробков, и раздал каждому члену нашей команды. Все шесть человек рассовали их по карманам, хотя курящих не было.

Потом была долгая дорога по Караташско-Инейскому заказнику. Мы ориентировались по старой схеме, которая показывала, что подъехать можно было прямо под Верхний Зуб. Рисовал ее большой оптимист. В результате, едва не утопив УАЗик, мы переехали Караташ и уперлись в ворота базы, на территории которой стояли добротные здания, двухметровые параболические антенны и бигфуты – автомобили с огромными колесами. Сторож на входе нам кратко объяснил, что «это та самая база, на которой отдыхают самые высшие должностные лица государства», и что нам лучше отсюда побыстрее исчезнуть. Через несколько дней сюда должна прибыть рота автоматчиков и все оцепить, ибо эти лица собираются в очередной раз поохотиться на маралов. Мы опять переплыли на УАЗике Караташ, доехали до умершей деревни Кашпар, находившейся неподалеку от базы, спрятали в кустах машину и пошли по лесу через перевал к Зубьям. Прошли километров десять по заросшей лесовозной дороге, опять преодолели вброд Караташ - благо, он был неглубок, а между берегами натянута проволока, - обустроили лагерь.

Воскресным утром отправились в сторону Козьего перевала. Через пару километров пути по левому берегу Караташа уперлись в небольшой ручей, впадавший в реку перпендикулярно. Не переходя его, стали подниматься вверх по течению. Судя по нашей схеме, ручей являлся рекой с весьма амбициозным названием Широкая Березовая. Примерно через километр наткнулись на старую, уже развалившуюся охотничью избушку. Она стояла недалеко от ручья, к которому с нашей стороны практически вплотную примыкала крутая гора. Потом пошли по ручью дальше, миновали поляну, на которой нашли пустую трехлитровую банку. Находка поставила нас в тупик. Звездолет в тайге вызвал бы меньшее удивление.

- Видимо, для березового сока, - пошутил Эрик. - Он тут реками течет, отсюда и название.

Впрочем, Эрик отчасти был прав. Вскоре, миновав поляну с редким невысоким кустарником, мы уперлись в такой густой березняк, которого никогда в жизни не видели. Сквозь молодую поросль высотой от метра до пяти мы буквально продирались, оставляя на каждом метре силы и клочья одежды. После недолгой борьбы, закончившейся нашим полным поражением, решили пообедать и пойти назад.

С этого момента начались странности, которые мы не можем объяснить по сей день. Дима с Василием, взяв с собой двух девушек, отправились назад тем же путем, которым шли сюда.

- Оставьте записку возле избы, - попросили мы Василия, - на всякий случай, чтобы мы точно знали, что вы прошли.

Мы же с Эриком намеревались пройти еще немного вперед в надежде увидеть Верхний Зуб, если березняк закончится. Пока мы собирали рюкзаки, вернулся Дима.

- Я чуть в сторону отошел, по делам, - начал он объяснять, - смотрю, а их уже нет. Решил вернуться к вам.

- Видимо, большие у тебя дела были, - посмеялся Эрик. – Ладно, сейчас нагоним.

Мы не стали подниматься выше, предполагая, что группа может хватиться Димы и начать его искать, и поспешили в лагерь.

К нашему удивлению, возле избы никакой записки не было.

- Забыли, видимо. Да и блудить тут негде. Два километра вниз по Широкой Березовой до Караташа, потом два километра до лагеря по берегу реки. С такими ориентирами ночью не заблудишься.

Каково же было наше удивление, когда в лагере мы никого не обнаружили!

- Они, наверное, Диму ищут, - предположил я.

- Мы криков не слышали, - парировал Эрик. - Они либо свистели, либо кричали. Иначе смысла искать не было, если только они его не выслеживали. Думаешь, до сих пор в засаде сидят, караулят?

Мы подождали минут тридцать и пошли в обратную сторону, поручив Диме приготовить еду. Возле избы у ручья ничего не изменилось. Теперь уже мы оставили записку с сообщением, что Дима нашелся и нужно идти в лагерь. Потом покричали-посвистели на поляне, дошли до места нашего обеда. Пусто!

- Разминулись где-то, - Эрик пожал плечами. – Странно, конечно, что мы друг друга не слышим и не видим. Но тут заблудиться невозможно, пошли в лагерь.

Записка возле избы оказалась нетронутой, значит, мы умудрились разминуться раньше. Правда, как можно не увидеть друг друга, идя по тропе вдоль реки, было непонятно. Но еще более непонятным оказалось отсутствие наших друзей в лагере!

- Как?! Где?! Куда пропали?! – эти вопросы мы поочередно задавали друг другу и не получали ответов.

Наши товарищи исчезли. День клонился к вечеру, похолодало. Пошел снег, сначала робкий, потом полетели большие хлопья, к счастью, редкие. Мы с Эриком опять пошли назад, к месту обеда.

Пока шли, заглядывали под кусты, искали хоть какие-нибудь зацепки и объяснения исчезновения.

- Медведь? Нереально. Провалились под землю? Фантастика! Вознеслись? Тем более…

Опять пришли на место обеда. Никаких следов появления наших товарищей не было.

- Давай предположим, что они отклонились от маршрута, - предложил я Эрику. – Смоделируем ситуацию и сами пойдем, забирая влево. Вправо они уйти не могли, там ручей. Только влево.

- В гору? – усмехнулся Эрик. – Поляна со всех сторон окружена горами, выход с нее только по ручью.

- Есть другие варианты? Нет. Значит, пойдем моделировать.

Мы шли и постоянно забирали влево. Вместо спуска поднимались, прекрасно понимая, что идем не туда. Сначала подъем был пологим, потом крутизна склона увеличивалась. Эрик шел сзади и красноречиво хмыкал. Я и сам понимал, что так заблудиться нереально - вместо пологого спуска по берегу ручья подниматься в гору. Однако теплилась надежда, что было пасмурно, солнце скрылось за облаками еще до обеда, и это затруднило ориентирование. Вот наши товарищи и сбились с верного пути.

Несколько раз усилием воли заставляли себя повернуть еще немного влево, но через пару километров едва не лишились дара речи. Мы вышли… к знакомой избушке.

- Как?! – в один голос воскликнули мы. – Этого не может быть!

Действительно, объяснению произошедшее не поддавалось. Все время специально забирая влево, мы тем не менее шли по дуге вправо и вышли опять к ручью. Два опытных трезвых человека.

В лагерь вернулись подавленные. Посовещавшись, решили утром отправить Диму на базу за подмогой. Самим же остаться здесь и продолжить поиски.

Ночью пошел сильный снег и очень похолодало. Мы стали вспоминать, как были одеты наши пропавшие товарищи и смогут ли они перенести ночной холод. К нашему ужасу, одеты они были достаточно легко.

- Спички! – вдруг вспомнил я. – Я же всем раздал спички. Наверняка кто-то их так и носит с собой. Надежда на благополучный исход холодной ночевки позволила нам уснуть.

Утром, наспех позавтракав и проводив Диму, мы опять пошли на поляну и исходили ее вдоль и поперек. Отклоняясь и влево, и вправо. Тщетно, никаких следов. К обеду пошли в лагерь, по нашим расчетам, помощь должна была вскоре подойти.

Действительно, еще издали мы увидели дым костра, а когда подбежали – Диму.

- Ну?!

- Нашел! – радостно сообщил Дима. – На базе они!

- Как?!

- Не знаю, они сами не могут объяснить. Ушли влево, перевалили горы и пошли вниз по Караташу, думая, что идут вдоль ручья. Когда спохватились, стемнело. Заночевали под кедром, всю ночь жгли костер. Спасибо за спички, шеф! Утром решили, что к базе будет ближе идти. Фактически я пришел ненамного позже их, к всеобщему счастью. Представляете, если бы я пришел раньше и поднял базу на уши? Не каждый турист переживет, если тебе навстречу бежит рота автоматчиков.

 Григорий НАЗАРЕНКО

Продолжение следует

«ЧР» № 51 от 12 июля 2022г.

 

Новости по теме: