«Школа сетевой грамотности» от 12 июля 2022г.

Дата публикации: 12.07.2022 - 14:18
Просмотров - 206

Каждый день, включая телевизор, мы слышим об очередных жертвах сетевых мошенников. Время от времени в квартиры горожан приходят сотрудники полиции и предупреждают, как не стать жертвой аферистов. Об этом же сообщается в письмах, приходящих по электронной почте. Но, как ни удивительно, потерпевших становится всё больше. Несмотря на призывы, рассказы и предупреждения. Граждане добровольно клюют на удочку преступников. Что характерно, некоторые даже негодуют, мол, зачем нужно объяснять прописные истины: они всё слышали, знают и не поведутся на обман. Однако, оказавшись с ситуацией один на один, впадают в ступор и начинают слепо следовать указаниям аферистов.

В нашей рубрике, которую совместно с черногорской полицией ведём уже несколько лет, мы показываем, как строятся самые распространённые схемы обманов, и говорим о том, что нужно делать, чтобы сохранить свои имущество и деньги.

МИЛЛИОН  ВОПРЕКИ ВСЕМУ

В каждом выпуске нашей «Школы» мы рассказываем о самой распространённой схеме мошенничества – «звонок от сотрудника банка», и всё же хватает доверчивых горожан, которые попадаются на эту уловку. Буквально недавно жительница Черногорска перевела преступникам более миллиона рублей!

Горожанка неоднократно слышала о способах обмана, беседовала на эту тему с полицейскими, имела дома памятки, но, когда ей позвонил «прокурор» и сообщил об оформленном на её имя кредите, женщина тут же поверила «официальному лицу» и поспешила выполнить все рекомендации неизвестного собеседника.

 Примечательно, что для начала горожанка отправилась в банк и оформила займ, затем поехала в салон сотовой связи, чтобы перевести деньги на счета, которые указал ей телефонный куратор. Сотрудница салона заподозрила мошенничество и честно предупредила женщину о  том, что, вероятнее всего, та имеет дело с преступниками, а потому переводы делать не стоит. Но даже это не помогло. Доверчивая дама тут же отправилась в другой салон сотовой связи, где и совершила переводы.

Впрочем, этого аферистам оказалось мало, и они стали настаивать на оформлении новых кредитов и новых переводах средств «на безопасные счета».

Второй примечательный момент: когда в финансовых организациях сотрудники интересовались, на какие цели женщине нужны такие суммы, она настаивала на том, что деньги нужны, чтобы помочь близкому родственнику.

И только когда горожанка выполнила все предписания «банковских специалистов», перевела все деньги на непонятные счета, она задумалась – а не мошенники ли это были?! После чего отправилась в полицию.

Руководитель следственного отдела ОМВД России по г. Черногорску Анна Садовая отмечает:

- Когда в телефонном разговоре незнакомец сообщает восприимчивому человеку о том, что его финансовые интересы каким-то образом затронуты (незаконный займ, списание денег, прочее), то в результате эмоционального «цунами» человек теряет способность логически оценивать ситуацию,  бдительность исчезает,  в голове крутится только одна мысль - «спасти деньги». В таком случае мошеннику достаточно обладать всего несколькими инструментами: властный голос, чётко диктующий команды, наличие информации о клиенте, скорость, чтобы не дать человеку опомниться.

Аферист решает  три задачи.

Первая - запугать, сообщив, что со счета снимаются деньги или оформлен крупный займ, и тут же убедить в том, что  есть выход из положения.

Вторая - говорить максимально быстро, чтобы у человека не было возможности обдумать ситуацию.

Третья - чётко давать инструкции: напористо и уверенно, играя на желании человека  спасти деньги во что бы то ни стало. Человек, оказавшись в состоянии, близком к трансу, внушаем и будет выполнять все команды извне. Вот почему единственное верное решение - при получении подобных звонков  сию же минуту прервать разговор и взять себя в руки. А чтобы удостовериться, что с вашими счетами все в порядке, обратиться в офис финансового учреждения.

ПОКУПКИ И ПРОДАЖИ

Второй по распространённости способ мошенничества связан с покупками и продажами через интернет-площадки. Спору нет, это очень удобно, зачастую выгодно, в виртуальных магазинах выбор больше, да и найти через интернет покупателя проще. Одна беда – недобропорядочных продавцов, да и покупателей, не меньше, чем законопослушных.

Именно так лишилась своих денег жительница Черногорска. Решила продать велосипед, нашла подходящую интернет-площадку, выставила объявление и ввела данные своей банковской карты.

Вскоре через мессенджер с ней связалась покупательница, которая заинтересовалась предложением, однако сообщила, что живёт в Красноярске, а потому может оплатить покупку только через сайт. При этом покупательница сбросила потерпевшей платёжную ссылку.

Пройдя по ссылке, горожанка увидела информацию о том, что на её карту зачислена нужная сумма. Для подтверждения операции необходимо было ввести код, который придёт на телефон. Женщина выполнила все  манипуляции и в платёжном окне увидела, что баланс её карты пополнен.

Однако, зайдя в личный кабинет своего интернет-банка, потерпевшая была обескуражена: на самом деле её счёт не только не пополнился, но с него ушли все находившиеся на нём деньги в сумме около 12 тысяч рублей.

Сотрудники полиции напоминают о том, что третьи лица не должны знать реквизиты вашей банковской карты, пин-код и трехзначный код на обратной стороне. Также ни в коем случае не сообщайте посторонним код-подтверждение, который пришёл на ваш телефонный номер. Кроме того, не вносите данные карты и код из СМС на сомнительных страницах интернета. Помните, что данная информация, оказавшись в чужих руках, открывает доступ к вашим сбережениям.

Анна КОРПЕНКО при содействии ОМВД по Черногорску

«ЧР» № 51 от 12 июля 2022г.

Новости по теме: