Казак шашкой машет ловко!

Дата публикации: 26.05.2022 - 11:04
Просмотров - 561

Молодой казак Иван машет шашкой будто играючи – лезвие поблёскивает в свете весеннего солнца, и если бы не шум, царящий в национальной библиотеке во время «Библиофестиваля», наверняка было бы слышно характерное «вжик». Но зато паренек отчетливо, уверенно, громко произносит: «Казак шашкой машет ловко! Отлична наша подготовка!».

Махать шашкой – это вам не шутки. Этому надо учиться. И Ваню учат. Учат в настоящем казачьем классе в абазинской школе № 5. Вместе со своим наставником Александром Серёгиным мальчик приехал в Абакан, чтобы поучаствовать в традиционном мероприятии библиотек республики и продемонстрировать, как возрождаются казачьи традиции в Абазе.

Казачество Хакасии живо

 - Попробуйте сало! Попробуйте  судак с хреном! – так встречали гостей казаки на своей площадке. Помимо богато накрытого стола здесь передали атмосферу русской избы с её тёплой печью, прялкой, фотографиями бабушек и дедушек, какие раньше весили на стену на самое видное место. Пока женщины стряпали и вязали, мужчины демонстрировали навыки владения нагайкой и шашкой. 

Площадку организовали сотрудницы абазинской библиотеки совместно с представителями «Станицы Пограничной» - это некоммерческая организация, которая занимается возрождением казачьей культуры (в списке дел и охрана общественного порядка казачьей дружиной, и борьба за чистоту).

- Мы – казаки с территории Хакасии – входим в Енисейское казачье войско, - объясняет атаман Александр Александрович Серёгин (он попросил называть его Сан Саныч). - Если говорить о том, как нам удаётся сохранить казачьи традиции, то могу сказать честно, что это непросто. Казачество берёт свои истоки на Кубани, там оно было испокон веков, поэтому в 90-е годы, когда всё рушилось, кубанские казаки сумели  сохранить свою культуру. Сейчас там есть не только казачьи школы, но и  группы в детских садах. У нас пока только удаётся кое-где открыть классы. Но всё равно и мы стали активнее работать, вспоминать традиции, в том числе свой главный принцип «За веру, царя и Отечество!» Хорошо, что казачество Хакасии стало поддерживаться государством. К примеру, при поддержке Правительства республики ежегодно проводится конкурс на лучший казачий кадетский класс, их в Хакасии много.

В Абазе казачьи классы существуют с 2007 года, причем для местных ребят стать кадетом почётно. Несмотря на двойную нагрузку, они успевают хорошо учиться, это непременное условие для кадетов.

- Сегодня мы с Иваном провели мастер-класс по владению шашкой и нагайкой, а вообще для наших ребят это традиционный момент обучения, кроме того, они учатся ездить верхом, изучают историю казачества, проходят специализированную физподготовку, основы военного дела, - рассказывает  Сан Саныч. – Обязательно вместе с девочками, которые тоже есть в казачьих классах, мальчишки учатся казачьим танцам, поют песни… Летом устраиваем полевые лагеря, в общем, стараемся, чтобы ребята усвоили все традиции… Кстати, совсем недавно в Абазе трехлетний ребенок прошел посвящение в казаки с соблюдением всех обычаев, на этом настоял сам отец: мальчика усадили верхом на коня, он должен был объехать вокруг дома и не упасть – только с этого момента ребенок считается казаком. В былые времена это всегда было настоящим праздником с песнями-плясками.

У выпускников казачьего класса, который вполне удачно вписывается в нашу систему образования, есть бонусы при поступлении в военное училище, а также преимущества во время службы по призыву, ведь юные казаки уже хорошо владеют стрелковым оружием.

- Главное, на чем основывается обучение, - это даже не военное дело, а любовь к Родине, - подчеркивает Сан Саныч. – Вы, наверное, слышали, что недавно на Донбассе погиб наш парень из Абазы. Это был выпускник первого казачьего класса, которым мы гордились, ставили ребятам в пример. Он стал профессиональным военным, посвятил себя служению Родине.  

Ополченец-доброволец Илья Соломачев, воевавший в составе казачьего подразделения «Дон», погиб 25 апреля во время военной специальной операции по защите Донбасса под городом Изюм Харьковской области. Воспитывавшийся сначала в детском доме, потом приемными родителями парень не озлобился, он стал сильным воином во многом благодаря учебе в казачьем классе. Помимо этого Илья с раннего детства посещал православный Благовещенский храм, много лет наравне со взрослыми нёс службу в качестве пономаря.

По окончании девяти классов он поступил и успешно окончил Тюменское православное духовное училище, затем поступил в Тобольскую духовную семинарию. Отслужив срочную службу, остался в Вооруженных Силах в качестве контрактника и отправился защищать наших братьев-славян от украинских неонацистов. По-другому он не мог: не умел проходить мимо чужой боли, чутко реагировал на несправедливость и жестокость.

Короткая, но такая удивительная жизнь человека, отдавшего всего себя без остатка служению людям и Отчизне, не может не вдохновить других ребят, которые с гордостью носят форму казаков.

Старинная усадьба стала музеем

Чтобы как можно более достоверно продемонстрировать быт казаков, библиотекари привезли с собой старинную кухонную утварь, предметы быта, фотографии одних из первых казаков, которые поселились в Хакасии (оказалось, это предки сотрудницы библиотеки) и книгу 1812 года, откуда они черпают знания о жизни земляков. Предметы для украшения площадки позаимствовали из музея казачьей культуры, который создан на базе школы (музей по большому счету – детище атамана Серёгина).

 - Мы приготовили для гостей традиционные блюда казаков, которые в 18 веке поселились в Хакасии: рыбу (чаще всего селились по берегам рек), картошку, пироги – всё простое. Кулеш мы не рискнули готовить – жара! Это пшенная каша, жаренная на сале, с рыбой, - рассказывает заведующая городской библиотекой Абазы Юлия Мухина. – Костюмы нам предоставил музей села Арбаты. 

Таштыпское село Арбаты – это центр казачьей культуры в Хакасии,  оно основано в 1768 казаками и является одним из старейших сел Хакасии. В местной школе есть два казачьих класса, открыт музей «Казачья изба». Расположился он в доме, некогда принадлежавшем донскому казаку Сипкину, который после революции 1917 года был признан кулаком и расстрелян. Усадьба чудом сохранилась до наших дней. В 2011 году в ней решили открыть музей. Здесь бережно хранят экспонаты ушедшей царской России, которые приносили сами жители села, это они решили сохранить дом Сипкина.

Сама изба Сипкина, ставшая местным достоянием, благодаря поддержке Министерства культуры Хакасии, небольшая, но здесь действительно есть на что посмотреть, чтобы почувствовать дух эпохи. Иконы, бытовая утварь, самодельная прялка, старинный патефон с пластинками, казачье вооружение, фотографии, кушаки. А еще есть чугунная вафельница, которую, несмотря на её увесистость, привезли на «Библиофестиваль», чтобы удивить публику.

Этнографический музей-усадьба в любое время года открыт для тех, кто хочет окунуться в прошлое, подпитаться энергией и силой благородного  войска. К слову, гостям предлагают самим испечь вафли в той самой чугунной вафельнице в настоящей русской печи.

Почему бы не воспользоваться этим предложением и не съездить в Арбаты, родину хакасских казаков? Усилит впечатление от здешних мест хакасский колорит – расположенный в окрестностях музей под открытым небом «Малоарбатская писаница». 

Анастасия ХОМА,

фото автора. «ЧР» № 38 от 26 мая 2022 г.

Новости по теме: