Смекалка против санкций

Дата публикации: 24.05.2022 - 15:00
Автор:
Просмотров - 1201

По технике, которая задействована в производственном процессе на разрезе «Черногорский», можно изучать географию.  Десятки непревзойденных белорусских самосвалов одновременно колесят по карьеру. Ловко работают ковшами погрузчики «Либхерр»  - их родина Германия. А вот на ТО проследовал бульдозер американской фирмы «Катерпиллар»… А ведь еще есть японская техника «Коматцу», корейские «Хюндаи», французы «Маниту» и, конечно, наши, надежные, чебоксарские машины «Четра».

 

 Каждую машину тракторно-бульдозерного парка (ТБП), как свои пять пальцев, знает механик участка Юрий Геер, вот уже два десятка лет он занимается ремонтом дорожно-строительной техники на разрезе. Непосвященным кажется, что все бульдозеры или погрузчики устроены одинаково, но Юрий Касперович и его коллеги смогут доказать, что это не так.

 - Машины даже одного вида, но разных производителей значительно отличаются между собой, - говорит он. – Вот смотрите, сейчас у нас в ремонте два погрузчика с одинаковым объемом ковшей – «Либхерр» и «Коматцу». На первый взгляд, они ничем не отличаются друг от друга, однако стоит заглянуть внутрь, и убеждаешься, что конструкция у них абсолютно разная.

Начинал Юрий Касперович водителем автопогрузчика, управлял им около семи лет. Однажды пришлось заменить заболевшего механика, руководство убедилось, что с этой ролью молодой горняк справляется хорошо, так у него появились новые обязанности. Вообще же он мастер на все руки, владеет несколькими специальностями – электрика, автослесаря, управляет сельскохозяйственной техникой. В начале трудового пути довелось поработать и на 9-й шахте (был стволовым, в забой тоже спускался).  

 - Техника меняется, становится совершеннее, но это по-прежнему очень сложные механизмы, поэтому нельзя останавливаться в своем развитии надолго, - делится размышлениями Юрий Касперович. - Многое приходит с опытом, за 22 года работы на разрезе «Черногорский», благодаря грамотным наставникам, я получил бесценные знания, которые могу передать молодому поколению. Первым моим начальником был Алексей Викторович Святец, потом работал с Сергеем Викторовичем Назаренко, сейчас тракторно-бульдозерным парком руководит Роман Витальевич Мякишев. У каждого из них я чему-то научился.

Механик – ключевая фигура на производстве. Когда техника эксплуатируется круглосуточно в условиях угледобывающего предприятия, то поломки неизбежны. Главное, вовремя заметить проблему. Причину крупной поломки помогают обнаружить сотрудники сервисного центра, которые проводят диагностику на специальном оборудовании. Но и сами горняки знают организмы своих железных помощников настолько хорошо, что зачастую даже на слух могут определить,  где и что у них заболело: вот загудел подшипник, а вот неожиданно застучал кардан. 

 - Конечно, большая ответственность лежит на машинистах, которые четко чувствуют первые тревожные сигналы: машина стала притормаживать, появился какой-то посторонний шум… Об этом сразу сообщают по рации начальнику смены, потом связываются с кем-то из нас, механиков, мы выезжаем в карьер, осматриваем машину и принимаем решение, останавливать её на ремонт на месте или пригнать в цех, если возникла необходимость снять кабину, топливный бак или провести другие трудоемкие действия, - объясняет Юрий Касперович. - Самый сложный период – зима: техника не любит мороз, чаще ломается, ну а если простоит несколько дней, то завести её очень сложно. Естественно, и людям работать  зимой тяжелее.

Если поломка серьезная, то ремонтом руководит представитель сервисной службы производителя техники, при этом машинисты и водители обязательно участвуют в работе, особенно если речь о крупногабаритных деталях. Но и сами специалисты ТБП в силах устранить многие проблемы, к примеру, недавно они демонтировали двигатель погрузчика и поставили его на другую машину.

Плотно сотрудничают и с Черногорским ремонтно-механическим заводом, особенно отмечает Юрий Касперович работу гидравлического цеха, сотрудники которого чинят двигатели, берут на себя механические поломки (изготавливают режущие ножи на ковш погрузчика, коронки на бульдозеры и другое). При этом готовы откликнуться на заявку разреза даже глубокой ночью. Технике ведь всё равно, какое сейчас время суток, техника должна работать.

Понятно, что производственный процесс остановить нельзя ни на минуту, поэтому перед механиками стоит важная задача – устранить поломку как можно быстрее, в идеале – в карьере (если, конечно, это в принципе возможно). Для экономии времени даже техническое обслуживание, которое должно проводиться примерно один раз в двадцать дней, проходит в карьере.

- Сейчас мы используем современные масла, они позволили увеличить количество моточасов до следующего ТО с 250 до 500, - объясняет Юрий Касперович.

К слову, о том, что подошло время технического обслуживания, напоминают сами умные машины. Компьютер отслеживает, насколько устал двигатель, предупреждает, что пора обратить внимание на механическое сердце, потом сообщает, что больше нагружать его нельзя, а если машинист игнорирует и этот сигнал, то техника отказывается работать. Понятно, что до критического момента сотрудники не доводят, руководствуясь медицинским принципом «Болезнь лучше предупредить, чем лечить», ведь детали на карьерную технику очень дорогостоящие, к тому же сейчас затруднена их доставка из-за рубежа.

- В связи с санкциями у нас появилось больше задач, но в нашем коллективе много смекалистых специалистов, есть смышленые ребята и среди молодых, так что справляемся. Да и на жизни предприятия санкции особо не сказываются. Нам продолжают стабильно платить зарплату, в полном объеме выполняют все социальные гарантии, - говорит Юрий Касперович.  -  Уверен, что наше предприятие не только выстоит в это непростое время, но и сможет нарастить объемы производства. Во всяком случае к этому прикладывает силы и руководство разреза, и весь коллектив.

Анастасия ХОМА, фото автора. «ЧР» №37 от 24 мая 2022 г.

 

Новости по теме: