Обслуживание на дому горожан, которые в этом нуждаются, – дело привычное, система существует издавна, была отработана годами. Однако всё течёт, всё меняется, сегодня в ходу другие правила. Какие – об этом наш разговор с директором Автономной некоммерческой организации Центр социального обслуживания «Ника» Антониной ТУРАНОВОЙ.
- Давайте коснёмся недавней, но всё-таки истории, напомним, как это было организовано несколько лет назад.
- Отделение обслуживания на дому входило в состав управления соцподдержки. В 2017-м службу выделили в отдельную структуру, было создано юридическое лицо – автономная некоммерческая организация Центр социального обслуживания «Ника». С тех пор мы не являемся организацией, подведомственной кому-либо, работаем самостоятельно. Однако – в тесной связке, во взаимодействии с отделениями соцподдержки территорий республики. Ежегодно участвуем в конкурсе на получение субсидии из бюджета РХ, ведь наша работа связана с обслуживанием социально незащищённых категорий населения.
- Вы были одними из первых в республике, кто пустился в такое плавание.
- Мы и АНО «Оптима» из Саяногорска. Это были пилотные проекты. Нужно было сделать много бумажной работы, правильно оформить документы, при этом не задеть интересы людей, с которыми предстояло работать.
С 2018-го года к черногорской «Нике» присоединились две территории – Сорск и Абаза (мы выиграли конкурс на предоставление субсидии из республиканского бюджета). Чуть позже «Ника» стала обслуживать и Усть-Абаканский район.
- С какими территориями республики работаете сегодня?
- Их четыре: Черногорск, Сорск, Абаза, Усть-Абаканский район.
- Что в настоящий момент надо знать человеку, если он нуждается в помощи социальных работников?
- Первый шаг - обратиться в отделение соцподдержки населения и озвучить свою проблему. Специалисты определят, нуждается человек в социальном обслуживании или нет.
- На что они обратят внимание?
- В первую очередь – на состояние здоровья. Есть люди, которым невозможно или непросто выполнять те дела, которые когда-то казались простыми, обыденными, когда походы в аптеку или в магазин за продуктами становятся неразрешимой проблемой.
Что касается возраста, нашими подопечными могут быть женщины от 55 и мужчины от 60-ти лет, которые являются пенсионерами. Кроме того, работаем с детьми до 18 лет, включая детей-инвалидов. К слову, есть такая услуга, как кратковременный присмотр за детьми.
При приеме на обслуживание будет рассматриваться и среднедушевой доход обратившихся. Это важно – именно от дохода зависит, будет человек оплачивать услуги или получит их бесплатно.
- Давайте сделаем акцент на бесплатной помощи. Кто может воспользоваться такой возможностью?
- Услуги социальных работников бесплатно предоставляются детям в возрасте до 18-ти лет, инвалидам и участникам Вов, труженикам тыла, инвалидам первой группы, реабилитированным, лицам, награждённым знаком «Жителю блокадного Ленинграда», бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей.
Бесплатные услуги предусмотрены и для тех, у кого среднедушевой доход ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в РХ на 2022 год. Эта сумма сегодня – 16650 рублей. У многих черногорцев пенсия ниже этой цифры.
- А есть такое, что если человеку больше 80-ти лет – услуги для него бесплатные?
- Нет, ведь у всех состояние и жизненные ситуации разные.
Наша позиция ещё в том, что мы не должны полностью лишать каких бы то ни было забот, хлопот. Нельзя способствовать тому, чтобы человек сдался, полагался лишь на других. Необходимо стимулировать самостоятельность, максимальную активность. Некоторые, к примеру, не могут принести продукты на свой четвёртый – пятый этажи, но еду готовят сами.
То есть из перечня услуг выбирают те, которые не могут осилить сами.
- Насколько помню, вы разрабатывали услуги и помимо стандартного перечня.
- Да, и это остаётся в силе. К примеру, одна из стандартных услуг - уборка жилого помещения: пылесосим, вытираем пыль, моем посуду. Но не чистим унитазы, раковины, ванны. Это можно делать дополнительно.
- Насколько востребованы ваши услуги?
- По разным причинам так получается, что люди вынуждены считать каждую копейку или копят деньги для помощи детям, внукам. Соответственно, стремятся не прибегать к посторонней помощи, даже за небольшие деньги. Однако есть ситуации, когда без нашей поддержки не обойтись. Да что там, вот пример моей семьи: родители в другом регионе, мама пользуется услугами социального работника, оплачиваю их я.
И даже если дети рядом, сталкиваемся с тем, что, к примеру, они работают посменно и не могут постоянно навещать престарелых родителей. В таком случае и выручает социальная служба на дому. Это не только для одиноких пожилых людей!
Что-то глобальное, как правило, делают для родителей дети. А вот купить продукты, протереть пыль, помыть полы - за этим обращаются к нам.
- Сумма оплаты, пожалуй, самый чувствительный вопрос.
- Услуги, предусмотренные стандартом, оплачиваются на основании утвержденных тарифов, дополнительные услуги оплачиваются из расчета 5 рублей за 1 минуту. Если прежде на дополнительные услуги была фиксированная стоимость, и это не стало востребованным, сейчас сделали оплату 5 рублей за одну минуту работы. Это будет намного дешевле, единственное – необходимо замерять время. Иных вариантов пока нет, будем пробовать. Другие территории уже используют такую схему оплаты… и все сходятся на том, что особой популярностью дополнительные услуги в принципе не пользуются.
- Что же дальше, в перспективе?
На том, что есть, не останавливаемся, пытаемся понять, куда двигаться дальше. Есть идеи для грантов, для того, чтобы качественно изменить нашу службу.
- Удачи вам, делитесь новостями.
Марина КРЕМЛЯКОВА
«ЧР» № 35 от 17 мая 2022г.