За светом  в  окнах  черногорцев – непростой  труд  энергетиков

Дата публикации: 23.03.2022 - 14:49
Просмотров - 248

Когда Николай на своём юрком мотоцикле съезжает с городской дороги и приближается к горам в районе Мохово (любимое местечко для экстрима), прежде чем дать по газам и рвануть вверх, облачается в специальную одежду – мотоботы, наколенники, налокотники, закрепляет «черепаху» для защиты позвоночника. Без всяких «неохота» или «да ладно, я ж ненадолго». Эта привычка – с его работы. У энергетиков по-другому  никак, соблюдать правила безопасности - это уже в крови.

Николай Жовноватюк – электромонтёр по эксплуатации распределительных сетей пятого разряда (самого высокого) Черногорского РЭС филиала «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго». Это его руками и руками его коллег ремонтируются в городе электросети, меняются опоры. А благодаря таким профессионалам, мы знаем, если произойдёт нештатная ситуация с электричеством, её максимально быстро устранят.

- В последнее время мы привыкли к тому, что свет в домах – как воздух,  есть всегда. Однако энергетика - такая же сложная система, как и любая другая в промышленности. Содержать её в исправном, работоспособном состоянии, наверное, не так просто, как может показаться со стороны.

- Разумеется! Чтобы обеспечить доступность и бесперебойность энергоснабжения, круглосуточную подачу электричества, наш РЭС также работает – круглосуточно и в любую погоду. Причем каждый должен качественно и ответственно работать на своём месте, чтобы электроэнергию сравнивали с воздухом, которого не может не быть. На самом деле отключения в городе, конечно же, бывают. При плановых ремонтах мы заранее предупреждаем об этом жителей. При этом всякий раз рассчитываем на понимание со стороны горожан: лучше вовремя провести плановые ремонты, которые вписываются в чётко обозначенные временные рамки, чем ликвидировать аварийные ситуации с их неизвестностью, нервозностью и, как правило, гораздо большими затратами с нашей стороны.

Кому из знакомых начинаю объяснять, что к чему – согласно кивают: «Да, понятно, конечно!» А есть и те, кто просто настроен ругаться. Особенно жители Аэродромного посёлка. В прошлом году мы очень много времени провели именно там. Так совпало, что выполняли и запланированные работы, приходилось устранять и аварийные ситуации. А люди-то особо не разбирали, что и почему. Их беспокоили часы без электричества, без «света». Как бы то ни было, перед нами стояла задача привести сети в надлежащее состояние, и мы с ребятами из бригад это делали. Так же, как и на другой городской окраине – в Девятом посёлке.

- Это самые проблемные районы, как сейчас там ситуация?

- Состояние сетей после ремонтов там улучшилось. Мы меняли деревянные опоры на железобетонные, устанавливали линейные разъединители, избавлялись от скруток, меняли провода, ребята в некоторых местах устанавливали новые трансформаторы из-за растущей нагрузки. Долгожители помнят, что линии в этих частях города строили не энергетики, а ведомства, которые в 1990-е годы забросили это хозяйство, а Хакасэнерго приняло сети на баланс чуть больше 10 лет назад и по мере финансирования проводит ремонты и меняет устаревшее оборудование.

- Что предстоит сделать в новом ремонтном сезоне, уже известно?

- Если говорить просто, продолжим начатое. И в Аэродромном, и в Девятом, и точечно - в других районах города. Будем менять опоры на прочные железобетонные, готовимся к переключению, разделению фидеров в названных микрорайонах. Это для того, чтобы сократить протяжённость линий и, соответственно, уменьшить на них нагрузки. Есть ведь разница, линия 2 или 6 километров. На менее протяжённой улучшается качество электроснабжения, сокращается время восстановления в случае аварийного отключения. Чем меньше километров нужно осматривать в поисках причины аварии, тем лучше – быстрее можно приступить к устранению, сократить время, которое люди проводят без электричества. Всё делается для этого!

Будем менять линии старого образца с голым проводом на новые на основе СИП. Самонесущий изолированный провод имеет массу преимуществ перед своим старым предшественником.

Он безопаснее, не позволяет делать набросы. В городе уже много таких магистралей, будет ещё больше.  Так постепенно сети в городе обновляются – а жители улиц, где мы провели ремонты, потом благодарят, потому что чувствуют улучшения. И от этого мне еще больше нравится моя работа.

- Всегда любопытно, как на старте, при выборе профессии понять, что именно это – твоё и что на работе будет не только напряжённо, но и интересно?

- Важная тема, правда! У меня путь в профессию получился нестандартным. Многие сначала учатся, а потом приходят на производство, а я сначала попробовал это дело «на зуб» на практике и только после этого начал целенаправленно получать недостающие знания. Сначала, как многие знакомые, отдал документы в училище. И практически сразу начал искать подработку – жили вдвоём с мамой, нужно было ей помогать. Устроился в ЖЭУ электриком и сразу стал учиться, чему только мог. Работал рядом со сварщиком – просил научить меня сварке, по электрической части тоже присматривался к опытным. Интуитивно понимал, что мужику надо уметь всё. И болты прикрутить, и сварку освоить, и автомобиль отремонтировать. Так что ребята, выбирающие профессию и способ заработка, должны понять, что у них получается лучше всего, от чего горят глаза и чешутся руки, чтоб попробовать это, удивить народ и удивиться самому.

- При работе в сфере ЖКХ, судя по всему, «полевого опыта» было накоплено достаточно.

- Понятное дело! Каждый день было что-то новое, часто – экстремальное, аварийное. Учился оперативно принимать решения, работать быстро и качественно. Плюс заочно учился в техникуме, и, как показала жизнь, правильно делал – на хорошую работу берут людей только с хорошими знаниями. Поэтому вскоре мне удалось устроиться в Хакасэнерго.

Думал, здесь сразу отправят «в бой», был готов к работе. А меня… посадили за книжки. Инструктажи, вводные - месяца два сидел на базе, учился.

Только после этого начали допускать в бригаду, со вторым разрядом. Зато со старта понял, куда попал, что предприятие серьёзное, что требования практически армейские. Дисциплина, правила труда и безопасности. И это правильно, такой подход мне понравился.

Здесь отработанная система плановых и экстренных ремонтов, серьезный подход к обучению и повышению квалификации. И не стоит ничего бояться – коллеги направят, подскажут. Ощущение, что РЭС – как вторая семья, где с тебя не только спрос, но и поддержка.

- Смотрю, у вас удостоверения электромонтёра, электросварщика, стропальщика, вальщика леса, допущены к работе на высоте с автогидроподъёмником, на высоте с высоким риском, к бригадирской работе … Это все нужно для работы в РЭС?

- Для предприятия интерес в том, чтобы каждый умел максимально много, чтобы в бригадах была взаимозаменяемость и не возникло ситуации, когда кого-то нет и дело вдруг остановилось. А для меня это своего рода подушка безопасности, которая вселяет уверенность и служит гарантом для стабильности не только мне, а и моей семье.

- Домашние, в буквальном смысле слова, за широкой спиной?

- Точно, так и есть. У меня хорошая любимая работа, наше предприятие – Россети Сибирь -  сильное, устойчивое. По серьезному подходит ко многим процессам, дает возможность карьерного роста. Всё это даёт уверенность в завтрашнем дне,  то, чего сегодня многим так не хватает в жизни.

- С чем можно сравнить энергетику?

- Как-то думал об этом и пришла мысль, что мы, как дайверы. Они, когда ныряют, должны быть максимально собранными и на двести процентов контролировать себя в опасной среде. Так и у нас. Электрический ток не имеет вкуса, цвета и запаха, его не видно, не слышно - в том его опасность. В голове всегда надо держать мысли об осторожности, работать с холодной головой и крепкими знаниями. Каждый шаг выверяем и остерегаем других от необдуманных действий.

Когда выезжаем на задания с бригадами, всегда говорю: «Прежде чем что-то сделать, подумай!» И это не детский сад, нет! Дело в том, что опытные иногда могут расслабиться, молодые – чего-то не знать. А работа в электроустановках всегда требует собранности.

- Вас и в командировки отправляли, в том числе – для работы при экстремальных ситуациях?

- Да, одна из них была в Ширинский район после сильных пожаров, другая – в Горный Алтай, когда там после активного таяния снегов случилось сильное подтопление и были повреждены линии электропередачи. Наша задача была – вернуть энергию в социально значимые объекты и свет в дома жителей. Опять же, при восстановительных работах пригодилась привычка к дисциплине, выработанные до автоматизма навыки. Работали несколькими бригадами, каждый выполнял свою задачу, справились в нужные сроки, не было растерянности. Это говорит о том, что служба наша устроена правильно. Мы «выгребаем» и во время плановых работ, и в критических ситуациях.

- А каким должен быть человек, если задумал стать энергетиком?

- В этой профессии важны профессионализм, ответственность, понимание социальной значимости – ты не можешь бросить недоделанную работу, ведь от этого зависит, будет ли у людей свет, важны и самоконтроль, взаимоконтроль. Каждый должен быть не только рукастым, но и способным работать в особых условиях.

Важно, что у нас движение двустороннее – о людях заботятся. Средства защиты, спецодежда, тренировки, обучение, соцпакет – все это реализуется на системной основе.

- Занимаюсь фотографией, и с годами сформировалась привычка смотреть на всё вокруг будто через объектив фотоаппарата. Вы тоже, наверное, видите действительность по-особенному.

- Разумеется! Где бы не был, невольно обращаю внимание на состояние проводов, подмечаю, где их начинают касаться ветви, с интересом наблюдаю, как работают с объектами сторонние организации – всё ли как положено?

- Есть ли в вашем деле простор для творчества?

- Очень здорово, когда даже некоторые новенькие проявляют смекалку – как и что лучше подтянуть, где – подложить шайбу… Но в основном все наши шаги регламентированы, на разные виды работ разработаны технологические карты. От них не отступаем. Можно сказать, что все у нас выполняется по ГОСТу.  А в РЭСе мой творческий порыв как-то вылился в изготовление беседки для отдыха на территории предприятия. Ребята начертили схему, по ней сварил конструкцию. Теперь в уютном месте можно провести минуту-другую, переключиться.

- Переключаетесь наверняка ещё и в гараже? Когда занимаетесь увлечением?

- А вот здесь – место подумать, покрутить железки, что-то подремонтировать. Мальчишки (им 7 и 14 лет) тоже любят сюда приходить, им всё интересно. Даю инструменты, кое-что пробуем делать вместе. Старший недавно захотел велосипед для прыжков. А на таком и рама другая, и руль. Я разрезал, разобрал обычный велик и сварил такой, какой надо. Покрасили – красота. Парень ждёт лета!

У самого первый мопед «Верховина» появился в 13 лет, достался от дедушки. Друзья закатили его на зимнюю горку и спустили вниз. Рама лопнула, бедняга разлетелся на части. Ничего, собрал! Вскоре выучился на права, мечтал о тяжёлом серьёзном «Урале».

- С люлькой?

- Вот именно!

- Зачем пацану такой?

- Вот хотел и всё. Он тяговитый, ездил на нём с мамой на дачу. Но всего две недели. А потом люльку убрал, и начался новый период истории, на одиночке. Недавно по заказу пришёл хороший китайский аппарат. В полуразобранном виде, но это только порадовало!

Из автомобилей первой была «Копейка», купил старенькую за 9 тысяч. Ох интересно было разбираться, что и как у неё устроено!

- Вы так по-особенному произносите слово мама …

- Отец, который был сварщиком и даже имел личное клеймо профессионала… ушёл из семьи, когда мне было пять. Вернулся – а мне уже 15. Лямку за двоих тянула мама. Работала воспитателем, на швейной фабрике, в ЖЭУ. Постоянно что-то совмещала, себе отказывала, меня хотела «вывести в свет».

Я хочу мальчишкам привить любовь к маме. Чтобы увидели хорошее – моё к ней отношение. Говорить ничего об этом не надо, просто - жить, как подсказывает совесть. Это откладывается, запоминается. Они так же будут относиться к своей будущей семье.

А что до моей мамы, пусть она поймёт – все её усилия были не напрасны.

- Что для вас это место на земле – наш маленький Черногорск, Хакасия, моховские пейзажи?

- Родной город, родной. Важно, что здесь происходит, что меняется. Радуюсь за парк, переживаю за здание кинотеатра в Девятом: может восстановят? «Уголёк» ведь ожил!

Думал ли поменять место жительства? Знаете, я однолюб. И в отношении родины, и в плане машины! Есть перекупы, которые меняют авто, как перчатки. А есть родная «Копейка» ….

Да и труд мой здесь заметен, когда линии строим или ремонтируем, люди радуются, строят планы на будущее, понимают, что их не бросят. И я вижу, где электричество – там жизнь. Поэтому и стараюсь жить по совести и трудиться с полной самоотдачей для себя, своей семьи и своих земляков.

Марина КРЕМЛЯКОВА, фото автора

«ЧР» № 22 от 24 марта 2022 г.

Новости по теме: