Надежда Яблочкова: "Там русский дух"!

Дата публикации: 22.03.2022 - 14:24
Просмотров - 380

В окне русской избы, что установлена рядом с хакасской юртой во дворе художественной школы, что-то мелькнуло. Или показалось? Сколько они уже стоят здесь, сколько просят жизни и огня очагов…

Заглянула через стекло, а там за столом – кукла-девчонка. Издалека кажется, живая. У стены сундук, от входа кинуты половики, скатерть на столе. Ничего себе! Ещё недавно здесь гуляли сквозняки.

А возле юрты – стройматериалы. Значит, дело, которому был дан старт в 2012-м, двигается и, пожалуй, завершение этапа строительства – не за горами.

К автору идеи об избе и юрте, директору художественной школы Надежде Александровне Яблочковой отправилась на этот раз и за подробностями на строительном фронте, и для того, чтобы понять, почему она, несмотря на разного рода трудности, уже десять лет тянет этот воз и ни в какую не ослабляет хватку.

Изменю своим правилам и сразу скажу об итоге разговора: дело – в прабабушке!

 

- Чай у вас, Надежда Александровна, всегда особенный. И за конфетой рука тянется. Я знаете, что на днях вспомнила? Как до пандемии гремели в городской библиотеке межнациональные фестивали, а на одном из первых вы с коллегами предстали в ТАКИХ русских народных костюмах и кокошниках – все ахнули. Юбки в пол, на белом фоне яркая вышивка.  Достойно, ярко представили тогда русские традиции.

- Коллектив нашей школы – один из немногих в республике обстоятельно штудирует русскую культуру, доносит её до воспитанников. Наши ребята одинаково углубляются в академические предметы и в изучение корней, исконного, откуда черпать и черпать идеи для творчества и пищу для души.

О костюмах могу говорить как песни петь – бесконечно. Дело в том, что в них всё – не случайно. Длина, вышивка, пояса, украшения, головные уборы имели особенный смысл. В культуре у многих народов – нагрудные украшения. А у русских были и нагрудные (гайтаны), и наспинные (гребатки). Как-то на выставке мы демонстрировали понёвы - шерстяные юбки из нескольких кусков ткани, которые в старину использовали замужние женщины.

- Видела, как вышивают ваши ученицы. Как-то сама пробовала, но у них совершенно немыслимая техника.

- Исконная. И узоры ложатся, как травы на ветру. Да? Заметили?

- Понимаю, что всё это можно развивать, но… никто не требует делать это с каким-то удалым размахом, выходя за рамки программы, используя средства грантов, как было в вашем случае для воплощения проекта с избой и юртой.

Вы же настойчиво воспитываете юных в традициях «Там русский дух, там Русью пахнет!» Откуда ниточки тянутся, где тот клубок, с которого всё началось для вас?

- Если погибнет культура, погибнет народ. Мы не должны забывать свои корни, этого нельзя допустить ни в коем случае, к ним необходимо постоянно возвращаться.

Я росла под присмотром бабушки и прабабушки в деревне, чувствую, что бытовые детали, особенности впитаны на генетическом уровне.

У нас был старый, очень загадочный сундук. Потёртый, суровый, побитый жизнью. Открыть его детям было практически невозможно, но как хотелось! Иногда удавалось сделать щёлочку и заглянуть или засунуть туда нос, когда крышку открывал кто-то из взрослых. Там аккуратными стопками лежали полотенца, постельное бельё. Иногда с самого дна на свет божий доставали старые фотографии, какие-то обветшавшие, видимо, очень важные бумаги.

- Я тоже помню бабушкин сундук. Он у неё стоял в сенях, там хранились крупы в банках, мука. А ещё сладости – их прятали от маленьких. Так что сундуки были неотъемлемой частью изб ещё недавно.

- Помню, что у прабабушки Агафьи, старейшины нашего рода, была очень красивая старинная русская изба, поделенная пополам – пятистенок.

- Как про мою бабушку рассказываете. Да, пятистенки были в моде!

- Прохожие видели, что в этом доме на окнах - вышитые занавески, на столе скатерть, опять же с вышивкой, на кровати – подузоры, или подзоры, как их теперь называют. Мне больше нравится слово «подузоры». Белая ткань, снизу вышит узор. Это было прекрасно.

Мы сейчас не всегда заправляем кровать. Условность! Некогда! А кровать – это таинство, она должна быть закрыта, как это и было у прабабушки. Вокруг неё создавался красивый антураж.

Перину периодически взбивали, простыни стелили накрахмаленные, покрывало или одеяло, которое клали сверху, необходимо было разглаживать так, будто это дело придёт проверять комиссия.

Завершали композицию подушки (исключительно квадратной формы), у них вытягивали уголки, закрывали «накидушками» с вышивкой или сделанными из ткани, похожей на тюль.

- Какая жизнь была неспешная…

- Размеренная, да. Но вставали люди очень рано. Помню, меня прабабушка или бабушка будили в шесть утра, чтобы помогла им по хозяйству. Вместе шли кормить скот, потом затапливали печку. Печь - это душа избы. Она была у всех, именно от неё зависело, тепло в доме или стыло. Когда за дверкой потрескивали дрова и дом постепенно наполнялся теплом, это создавало необыкновенную, удивительную атмосферу.

На русской печи сооружали лежанку. Зимой накувыркаешься в снегу, забежишь, скинешь ледяные рукавицы, пальтецо и на печку, за белые ситцевые задергушки (их тоже крахмалили!) А крепились они на верёвке, которую цепляли за два гвоздика. Согреешься - и за ужин. По сути, никогда не болели!

Могу ли я всё это растерять? То, что во мне живёт, что греет и сохраняет некую цельность?

Поэтому хочу, чтобы в наше современное мобильное сумасшедшее время люди приходили в нашу избу, смотрели, как там всё устроено, вспоминали бабушек, какие-то особенно дорогие детали из далёкого далека.

Дом ведь был своего рода храмом, с иконами в красном углу, с традициями вокруг уборки, праздников, особых событий.

Хочу, чтобы люди в русской избе могли пропитаться чем-то добрым. Чтобы душа успокаивалась, чтобы человек мог остановиться, оглянуться, подумать о сокровенном.

Мы непременно сделаем в избе печь. Её выложит специалист, в ней будут стоять чугунки. Помню, прабабушка ничего особенного не готовила, это был чугунок, в который бросали мясо, капусту, картошку, и всё это парилось. С такими запахами – м-м-м.

Дети сегодня уходят в гаджеты, смотрят на разных кривляк, они этим увлечены. А я хочу показать, что есть другой мир, и мы можем туда «перелететь», будто на машине времени. Стоит только открыть дверь избы!

- Вчера видела подзор на детской кроватке. Он был кипельно-белый, на резинке, в пол.

- Людям этого хочется, потому что красиво, чисто, нежно. А ещё имеет сакральный смысл, поскольку это своего рода оберег. Раньше ничего не делалось просто так. Мы с детьми на истории народной художественной культуры изучали так называемый родильный обряд – что происходило, как он выстраивался. Так вот ребёнка принимали не в пелёнку, розовую или голубую. А в одежду отца, поскольку она имела символ оберега, имела предназначение передать малышу отцовскую энергию. Вообще новую одежду для детей не шили, перешивали необходимое из старой одежды родителей.

- Из бедности?

- Не только. Прежде всего - из соображений сакрального смысла. Хотели тем самым передать ребёнку силу, трудолюбие, житейскую мудрость. Так что отдавать свою одежду в чужие семьи никому не приходило в голову. Это означало, что отдашь часть себя.

Отец, кстати, иногда имитировал роды, находясь рядом с женой. Как бы принимал часть боли женщины на себя. Бабка-повитуха говорила, что делать, как дышать, что говорить, когда молиться.

- Сколько же историй вы можете рассказать!

- Не только я. Наши преподаватели, дети - тоже. Можно о каждой кукле поведать историю – как существовала, создавалась. К примеру, сейчас мы пользуемся ножницами. А раньше, чтобы создать куклу, материю никогда не резали ножницами. Считалось, что так разрежешь человеческую энергию. Поэтому ткань надрывали и разрывали. Не знаете об этом? А мы с ребятами знаем. И о птице счастья.

- Как же она появилась, красивая, с расщеплёнными крыльями и хвостом?

- Существует легенда, что в одной семье ребёнок болел, практически уходил. Тогда отец сделал деревянную птичку, повесил её над люлькой. Птица крутилась из-за жара от печи, малыш протягивал к ней руки, радовался и понемногу пошёл на поправку. Выходит, игрушка спасла жизнь.

Делается птичка из сосны, потому что это единственное дерево, которое отлично расщепляется, но не ломается.

О чём бы вы ни спросили – об этой птичке, о чугунке, о матрёшке, богородской игрушке, которая двигается при помощи специальных приспособлений, про красный угол с иконой, о том, почему спали на полатях, почему всей семьёй, почему лавки были широкими… Обо всём расскажем на экскурсиях, семинарах, уроках, встречах, которые будут проходить в том числе в избе, в пространстве с особой аурой.

- Есть надежда, что человек с улицы войдёт в вашу избу и вы сможете его зацепить, увлечь?

- Конечно.

- Хотите мир изменить?

- В сторону добра, потому что сейчас много зла творится на земле. И только красота спасёт мир. А красота в чём? В материальной, духовной культуре. Мы нашли в городе, в одной из семей, люльку 18-го века. Подреставрируем и будем её показывать. Есть много других вещей, за каждой из которых – история, судьба. Это очень ценно и любопытно. Это настоящее, то, за что стоит держаться.

- А в отношении хакасской юрты какие планы?

- Делаем её параллельно с русской избой. Мы живём в прекрасной республике, очень интересно изучать и традиции хакасского народа. Любопытно, что и в избе, и в юрте были мужская и женская половины. У хакасов тоже были сундуки. У них великолепные вышивка, кухня, гончарные изделия андроновской, карасукской культур.

Этому надо учить в школе - как существовали народы бок о бок, какова история наших многочисленных красивых памятников. Как много у всех нас общего. Собирать это по крупицам!

- Удастся завершить работу над избой и юртой к юбилею, 50-летию художественной школы, который будете праздновать в октябре?

- Очень на это надеемся. Миллион рублей, выделенный правительством РХ в прошлом году, освоили (работы шли до декабря). Перекрыли, утеплили крыши объектов (они протекали), утеплили, усилили полы, а также пристройку к русской избе. Изучили опыт Шушенского музея (они отапливаются электричеством), он нам пригодится.

Очень хочется запустить объекты и как культурно-исторические, и как туристические. Будем здесь в том числе демонстрировать работы детей, которые очень талантливы, креативны, с новым видением мира.

Черногорцы и гости города увидят работы в области декоративно-прикладного творчества. Это будут русские костюмы, украшения, роспись, вышитые платки и рубахи, многое ещё. За каждой вещью – тема, история.

Такой уровень работ, которого добиваются в нашей школе, не везде можно встретить. Очень высокая планка и в области академического рисунка, живописи, и в области декоративно-прикладного искусства. Именно в избе будут демонстрироваться изделия народного художественного творчества, вот-вот в этом сможете убедиться.

Кстати, не случайно изба и юрта стоят рядом, входами друг к другу. Этим мы подчёркиваем, что две разные культуры имеют общие черты. Весной обустроим территорию возле построек. Здесь обязательно будут шуметь берёзы – деревья, которые и русские, и хакасы считают своими.

Марина КРЕМЛЯКОВА, фото автора

«ЧР № 21 от 22 марта 2022 г.

 

Новости по теме: