Мама творческого человека – предназначение особое. Когда она – всецело за талант ребёнка и ни на шаг не отступает от намеченной цели, получается… да всё получается! Как у Нади Суксовой, выпускницы черногорской детской художественной школы.
В коридоре школы (эх, как хотелось бы написать – «в холле», но, увы) в эти дни – впечатляющая, надолго притягивающая к себе выставка. Возле неё и разговорились с мамой юной художницы Татьяной Викторовной.
Наде двадцать, она студентка четвёртого курса Новосибирского государственного художественного училища, одного из лучших в Сибири по своему профилю.
- Талант проснулся чуть не с пелёнок, - рассказывает мама, - как только Надя научилась держать карандаш, рисунки получались удивительно ладными. А в детском саду она уже выдавала «шедевры» - так говорили воспитатели. И вскоре стала проситься учиться рисовать.
Однако мама не спешила с решением – сама в своё время была ученицей «художки» и хорошо понимала, что это за нагрузка:
- Некоторые поначалу думают, что художественная школа – что-то вроде кружка. Мол, там легко, приятно, много красок и кисточек… На самом деле те, кто приходит в эти классы, вскоре начинают понимать, что если сверстники учатся в одной школе, то творческие ребята – в двух! И это очень тяжёлый труд, требующий самоотдачи и силы воли.
- По собственному опыту знаю: в художественной школе на облачке из таланта, способностей далеко не уедешь. Это лишь один процент успеха, а 99 процентов – труд, - продолжает Татьяна Викторовна. Надо делать и переделывать, надо «ставить руку» на пленерах, надо ходить туда через «не могу» и «не хочу». В общем, правило «если долго мучиться, что-нибудь получится» действует, и ещё как!
В итоге Надежду в художественную школу отправили, но лишь когда она уже втянулась в дела школы общеобразовательной.
Что до роли родителей, по мнению Татьяны Викторовны, они должны понимать, что дети – не роботы, что у творческих людей неизбежны срывы, слёзы…
- Ну и что! Сегодня у человека взрыв, завтра снова всё хорошо, - убеждена Татьяна Викторовна. Нужно поддержать, найти слова, чтобы успокоить, только и всего. А после – вместе шагать дальше.
Картины на выставке – глубокие, со смыслом. Иные как книги - с сюжетом, развитием событий, с тайной, которую хочется разгадывать, и с особым настроением.
- Художественная школа глазами мамы – какая?
- Самое главное – здесь прекрасные преподаватели. Они же – вторые родители для наших детей. Судите сами, вот такой у нас был график. Утром в восемь – в обычную школу. В 11.30 забирала оттуда, обедали (как правило, в столовой) и к 14 мчались в школу художественную. Оттуда дочь возвращалась в полдевятого или в девять вечера. Всё это время её не только учили указанным в расписании предметам, а беседовали о том, что произошло, что тревожит, какие мысли по тем или другим поводам. Поили чаем, подкармливали, приободряли. Поэтому родителям надо понимать: это не студия и не коротенькая встреча на час-другой. Это жизнь, глубокая, наполненная событиями, в кругу единомышленников, настоящих друзей.
Мама, рассматривая теперь уже настоящие шедевры дочери, замечает:
- Как не построишь дом из прутьев или спичек, так и настоящее художественное произведение не создашь из подручных средств. Соответственно, надо быть готовыми к определённым расходам. А ещё – переступать через периодические и неизбежные «Мама, не хочу». В ответ на это я не уставала повторять: «Надя, надо!»
Говорю Татьяне Викторовне: мол, профессию художника многие воспринимают как и профессию артиста: «Тили-тили, трали-вали». Та восклицает:
- Господи, рассуждаете, как наша бабушка! В семье все были против того, чтобы Надя связала судьбу с такой вот профессией. Мол, что это такое по сравнению с экономистами да юристами. Терпеливо объясняла, что уже после училища Надя будет дипломированным преподавателем в своей области. Ей, кстати, это очень нравится - прочувствовала на практике. Кроме того, в наше инстаграмное время требуются специалисты для оформления страниц, сайтов и т.д. Надя параллельно с учёбой занимается этим, сама оплачивает курсы по углублённому изучению интересных для неё дисциплин. А в планах – продолжить обучение в Москве.
Собеседница задорно улыбается:
- Я снова её готова поддержать. Девочку, которая говорит: «Мама, я про себя знаю всё. Чего хочу от жизни, кем хочу быть. А вам большое спасибо за то, что понимаете. Я не подведу!»
Марина КРЕМЛЯКОВА, фото автора
«ЧР» № 19 от 15 марта 2022 г.