Повороты судьбы

Дата публикации: 03.03.2022 - 17:18
Просмотров - 265

Для того, чтобы пройти к своему рабочему месту, Наталья преодолевает 13 ступенек. Приспосабливает по себе кресло, руль, ловит момент, когда с машиной, как говорится, установится связь. Ну что, поехали? Наталья Ковтик – водитель БелАЗа.

​Не от хорошей жизни

Наталья родилась в городе шахтёров — Черногорске. После школы девушка, окончив колледж экономики, статистики и права, получила что ни на есть женскую профессию – бухгалтер производственного предприятия. Устроилась на работу в дочернюю организацию черногорского камвольно-суконного объединения. Откуда ушла в декрет. А вот возвращаться оказалось некуда – предприятия банкротились, производства закрывались. Бухгалтерские знания оказались невостребованными. И тогда Наталья пошла работать диспетчером в такси. Потом стала водителем. Это сегодня женщина за рулём машины с шашечками не редкость. Тогда вот таких отчаянных были единицы.

- У нас были «Жигули» шестой модели. На этой машине и стала таксовать. Но доход нестабильный. Когда машина ломалась, был простой. День на день не приходился, бывало, все полученные деньги на топливо уходили: да что там - сжигала бензина больше, чем зарабатывала. Рабочий день начинался в шесть утра, а заканчивался в час ночи, без выходных. Жила в автомобиле сутками, семьи не видела. Вы спрашиваете: что больше всего запомнилось? Не было ли страшно? Нет, не боялась, и особо ничего не происходило. Вспоминается, когда развозила пьяных, но про это писать в газете нельзя… Конечно, я искала работу.

Кто

не рискует...

Наткнувшись в программе местного телевидения на бегущую строку объявления угольного предприятия Черногорска о наборе молодых женщин в экспериментальную группу водителей грузового самосвала, долго не задумывалась – пойду! Умею же водить «Жигули», грузовик – тот же автомобиль, только больше.

Грузовым самосвалом оказался 130-тонный БелАЗ. Первое впечатление у Натальи, когда она увидела машину: «Мама дорогая!». Ещё бы: высота колес – 3 метра 20 сантиметров при росте Натальи 1 метр 66 сантиметров. Вернуться назад можно всегда. А вот попробовать…

В горном техникуме месяц обучали искусству вождения. Наталья потихоньку в теории и на практике постигала секреты общения с большой машиной. А потом началась работа. Стабильная, надёжная. У Натальи получилось. И её перевели на другой БелАЗ. Ещё больше.

- Скоро пять лет, как вожу машину, грузоподъёмность которой 220 тонн. Высота – 6,5 метра, 7 метров – ширина. Колеса – 3,6 метра. Кресло водителя на уровне третьего этажа, зато там все оборудовано по последнему слову техники. Экипаж – четыре человека, трое мужчин и я. В отличие от нас, машина задействована круглосуточно.

Коллеги вначале восприняли новенькую скептически. Не будем вспоминать эпитеты, которыми награждают мужчины женщин за рулём легковушек. И это небольших авто. А тут – карьерный самосвал!

Сегодня к Наталье относятся с уважением. За ответственное отношение к работе, надёжность и доброе отношение к машине, которую, несмотря на её габариты, она любовно называет ласточкой.  

Что ни говори, а у каждого водителя свой стиль вождения. Поговаривают, что Наталья на БелАЗе по карьеру ездит как … на «Жигулях», - легко и проворно, объезжая ямки и камни. Это только кажется, что большой машине всё нипочём. На самом деле все дорожные шероховатости эта махина передаёт водителю, вот и работаешь в кабине как принцесса на горошине. Поэтому так важна взаимосвязь БелАЗа и его рулевого. А у Натальи она есть.

Что и доказала на соревнованиях, где экипажи боролись за звание лучшего. На автодроме нужно было пройти змейку, на скорости вписаться в ворота и не уронить стойки. А ещё пикой, установленной на бампере, проколоть закреплённой к  подставке воздушный шарик. Это прямо-таки ювелирная работа – подъехать, примериться и точно попасть в этот крошечный по сравнению с машиной шарик. Их экипаж справился на отлично. Победителей награждал Геннадий Шаповаленко, директор разреза «Черногорский» ООО «СУЭК-Хакасия».

- Слышала, что победителям дают денежную премию. Я уже знала, на что потрачу – старый «Жигулёнок» надо было менять. Немного денег поднакопила, думаю, премию добавлю и куплю машину. Мужчинам с нашего экипажа дали денежный приз. А мне – ключи от «Форд-фокуса»! Радости не было предела, мечта сбывается! - Наталья ещё раз переживает те мгновенья счастья.

Простое

счастье

Наталья Олеговна на разрезе трудится девятый год. В карьере знает каждую дорогу и где какой экскаватор стоит. Сколько за это время перевезла тонн угля – не скажет, не считала - много. Конечно, всякое бывало, в том числе и поломки. От них никуда не денешься, это производство. Да, устаёт и морально, и физически (12 часов вождения — большая нагрузка на позвоночник). Но это та усталость, что приносит удовлетворение от результата сделанной работы.

Счастлива ли она? На этот вопрос ответила не задумываясь: «Да!»

От того, что востребована, уверена в завтрашнем дне. От умения радоваться мелочам и не ныть по пустякам.

- Вот дебет с кредитом сводить — это скучно, - вспоминает она о своей первой профессии. - На разрезе мне всё интересно. Здесь я нашла себя. Люблю свою работу и очень ею дорожу. Дочка выросла, получает профессию. По возможности стараюсь выехать за пределы республики, посмотреть уголки нашей страны. Признаюсь — нет мест лучше нашей Хакасии! Что ещё надо?

Элегантная женщина, в короткой меховой шубке на прощанье помахала рукой, в которой были ключи от легковой машины, полученной в знак поощрения за её труд.

Наталья точно знает: счастье - осязаемое, нужно только не бояться пробовать новое. Как говорится – не ждите принца на белом коне, стройте свою судьбу сами.

Марина Алехина, фото Ларисы Бакановой.

"ЧР" №№ 16-17 от 3 марта 2022 г.

Новости по теме: