И небо в пастельных тонах

Дата публикации: 03.03.2022 - 15:28
Автор:
Просмотров - 203

Дав десять уроков игры на фортепиано, Елена Луконина возвращается домой и встречает на пороге новую арию – солируют звонкие собачьи голоса. Первым любимую хозяйку встречает Лёнечка. Немецкий шпиц преданно смотрит ей в глаза, как бы спрашивая, победила ли сегодня Шопена Алена  и удалось ли выучить без запинки новую пьесу Листа Эмилии.

Следом не спеша откуда-то появляется Апельсинка, а за ней – два маленьких комочка: первый помёт парочки. Щенки заставили Елену вспомнить, что такое не спать по ночам. Это дружное семейство даже вдохновило её освоить новую профессию: недавно она прошла пятимесячные курсы в Новосибирске и стала грумером. Теперь с удовольствием посвящает свободное время уходу за домашними питомцами.

Стать

музыкантом – это как

попасть

на Олимпиаду

Конечно, главное дело жизни Елены Олеговны – это музыка. Первый раз к клавишам она прикоснулась маленькой девочкой. Яркими кадрами из прошлого – воспоминания, как ожидая своей очереди на прослушивания в школе (тогда она еще находилась в двухэтажном здании на Советской, 68), не могла определиться, что выбрать – скрипку или фортепиано?

За долгим и непростым, с падениями и взлетами, обучением в музыкальной школе № 1 последовал колледж, институт искусств им. Н.Ф. Катанова, потом Елена Олеговна вернулась туда в качестве наставника. С тех пор прошло четверть века. Столько же она в главной роли – супруги и мамы.

- Моя мама работала на ПКСО, отец на фабрике ПОШ. Они всегда поддерживали меня, но никогда не заставляли заниматься музыкой из-под палки, - говорит Елена. – Сейчас как учитель с большим опытом я понимаю, что к каждому ребенку нужен свой подход: с кем-то нужно быть пожестче, другим надо дать всплакнуть, найти слова, которые вдохновят… Особенно если наступает момент усталости. Конечно, обидно, когда ребенок решает бросить обучение после нескольких лет, жаль вложенных в него сил.

Когда кризис возник у самой Елены – захотелось оставить музыку, то к ней, заметив изменение в ее поведении, подошел сам завотделением ДМШ Василий Константинович Самрин и спросил, что происходит. Его внимание повлияло на девочку, она справилась с желанием пропускать уроки ради прогулки и вернулась к подготовке к экзаменам.

 - Второй раз внутренняя ломка случилась в колледже, там требовали больше, чем в школе, справиться было очень сложно. Помню, нам задали к следующему занятию (то есть за три дня) приготовить десять этюдов Черни наизусть, а в школе я всего за год учила 8-10 произведений… - вспоминает Елена Олеговна. – У меня были слезы, боялась, что не осилю. Учила усердно, но, кажется, со всем не справилась. В конце концов я адаптировалась к этой нагрузке. Когда однажды мама, видя мои слезы, сказала: «Всё! Бросай!», я воспротивилась: «Нет, не брошу!»

Со стороны терзания музыкантов кому-то могут показаться сущим пустяком – стучи себе по клавишам, но, по словам педагога, это труд, сродни тому, какой прикладывают спортсмены, чтобы попасть на Олимпийские игры.

 - Мы так же должны стараться, усиленно заниматься по 5-6 часов, гореть, чтобы чего-то достичь, - рассказывает Елена Олеговна. – Поэтому для наших учеников важен не только слух, но и усердие, усидчивость, стремление стать лучшей версией себя, а также поддержка родителей. Ребенок, которому не хватает волевых качеств, которому родители дают много поблажек, даже при большом таланте не станет хорошим музыкантом.

Музыка –

для всех

На сомнения родителей, которые решают, отдавать ребенка в музыкальную школу или нет, Елена Олеговна отвечает однозначно:

- Конечно, нужно учиться. И дело не только в том, что ребенок будет услаждать слух семьи: во время игры на пианино одновременно работают правое и левое полушария мозга, а значит, укрепляются нервные связи. Говорят, что уровень IQ людей, которые занимаются музыкой, на 50% выше, чем у остальных.

Игра на фортепиано помогает развить координацию рук и глаз. Из-за этого дети намного быстрее и легче обучаются письму, вырабатывая красивый почерк. Они  становятся более восприимчивыми к окружающим звукам и в шумной обстановке намного лучше различают голос учителя, фокусируются на его речи, а также намного быстрее запоминают слова и строят предложения.

Юный пианист имеет большие способности к точным наукам, ему легче изучать иностранные языки, а благодаря тому, что он следит за нотами, считывая музыкальное произведение и параллельно перебирая клавиши, развиваются навыки быстрого чтения.  Улучшение памяти, благодаря изучению сложных и больших музыкальных произведений, и, конечно, дисциплины – еще один аргумент в пользу музыки. А какую закалку получают дети, выходя на сцену!

 - Попробуйте выйти перед большой аудиторией и рассказать детский стишок… Уверена, что получится не у каждого взрослого, а наши ребята на концертах и экзаменах могут исполнять сложные этюды и пьесы! Тем самым воспитывают в себе стрессоустойчивость, бойцовский характер, целеустремленность, - подчеркивает Елена Олеговна. 

Задача педагога не только технически научить ребенка играть, но и чувствовать музыку, показывать во время исполнения её характер, краски, только так возможно заинтересовать зрителей. Можно ли этому научить? Елена Луконина отвечает: «Да». Чувствовать пальцами клавиши, слышать музыку лучше получается у талантливых от природы людей, но научиться этому способен и тот, кто очень заинтересован.

-  Когда ребенок развивается под руководством педагога, меняется его отношение к музыке и  даже восприятие всего мира, окружающих людей, обстоятельств, в которых он оказывается волей или неволей. Наши дети, ученики музыкальной школы,  другие, они по-другому разговаривают, более воспитанные, сдержанные, музыка одухотворяет, остается в сердце навсегда, - рассуждает Елена Олеговна. – У меня был ученик, который окончил школу отлично, но со слов мамы я знала, что синтезатор он забросил, не садился за него года два-три, но потом она поделилась, что мальчик вернулся за инструмент, стал писать песни. Пальцы помнят клавиши, сколько бы лет ни прошло, и периодически каждого тянет сесть и сыграть что-то. Прошлым летом  в Питере неожиданно встретила свою ученицу Валентину, ей уже 34 года. Работает она в сфере продаж, но призналась, что хочет снова вернуться за пианино… 

 

Складно

да ладно

Своих детей супруги Луконины тоже отдали в музыкальную школу. Дима окончил ДМШ по классу трубы, он ученик Александра Петровича Кадолова, Настя училась академическому вокалу у Светланы Николаевны Акишиной, к тому же окончила и художественную школу. Сейчас она студентка медицинского колледжа в Дивногорске, хотя творчество, безусловно, - это то, что по душе, то, что не отпустит никогда. Это становится понятно с первого взгляда на картины 18-летней девушки, на ее саму, такую яркую, необычную, смелую, как свежий ветер.

- Я всегда хотела быть как София Ротару, смотрела на нее в детстве и плакала, но сильной вокалисткой в итоге не стала, ограничилась школьным хором, - вспоминает Елена Олеговна. - И честно говоря, сначала дочь я отправила в музыкальную школу именно потому, чтобы она воплотила мою мечту. Хорошо, что угадала: у Насти от природы абсолютный слух и прекрасный голос, но именно благодаря педагогическому мастерству Светланы Николаевны способности удалось развить, как следствие – успешные выступления в вокальных конкурсах … Сейчас она может просто для себя сесть и исполнить любое произведение, сама пишет стихи и музыку...

Видимо, Настя впитала с молоком мамы любовь к музыке, ко всему, что заставляет трепетать, летать, от души смеяться и плакать.

 - Когда дочь родилась, я училась в институте, совмещала материнство и учебу. В колясочку, где она лежала, я ставила ноты и тренировалась дирижировать. Помню этот непонимающий детский взгляд, - смеется Елена Олеговна. – Потом садила её с собой за инструмент на коленки и играла, учила вместе с ней. А сын тогда пошел в первый класс… Это было трудное время. Но нам всё по силам – быть хорошими женами, мамами и хозяйками, получать образование и даже работать. У меня замечательный муж, глава семьи, который может быть одновременно сильным и снисходительным по отношению к нам, определять «политику» семьи и мягко идти на уступки. 

Евгений Викторович, который много лет отдал службе в органах, майор полиции в отставке, сейчас работает руководителем службы безопасности в банке. Семья для него всегда была отдушиной, тем местом, где можно забыть о сложных буднях оперативного работника. Супруга обладала недюжинным терпением, берегла домашний очаг, оставалась верным и надежным другом. И сейчас они близки, наверное, как никогда.

- Мы с мужем находим время на активный отдых. Купили коньки, ездим кататься на лыжах, я несколько лет занимаюсь йогой… Так что всё хорошо. Ждем весну!

Собачьи

нежности

В прошлом году, на Рождество, в семье Лукониных появился немецкий шпиц. Случилось это неожиданно и незапланированно. 

- Я никогда не любила собак, Женя тоже всегда был противником домашних животных, но так вышло, что увидев Лёню (по паспорту имя его гораздо сложнее и длиннее), я сразу поняла, что это моя собака, - делится с улыбкой Елена. – Потом девушка, которая привезла нам его, рассказала, что мы не первые хозяева Лёни, что другие отказывались от него. Но с нами он ведет себя хорошо, не пакостит, послушный, умный, спокойный. Никогда не будит меня до будильника, лишь услышав мелодию, подходит и осторожно трогает лапкой. 

Прошлой осенью у Лени появилась подружка Апельсинка (домочадцы зовут её Симой). Появившись на пороге  дома, она сразу выбрала себе хозяином Евгения Викторовича, села у его ног и с тех пор следует по пятам, выражая любовь бесконечными поцелуями.

Естественно, породистые собаки, с родословной, требуют особого ухода. Елена, как ответственный и любящий хозяин, старается ежедневно следить за их шерстью, когтями, глазами и ушами. Для нее принципиально, чтобы питомцы постоянно были чистыми и приятно пахли, но комплекс процедур, особенно стрижка, требует специальных знаний. Но один визит к грумеру стоит 1400 рублей, на двоих собак – готовь три тысячи. Вот и решила Елена Олеговна, что дешевле, а главное, надежнее ухаживать за своими питомцами самой. Так что сейчас даже любимое рукоделие (цветы из изолона, поделки в технике декупажа и валяния шерсти) отошло для нее на второй план. Сейчас вся ее энергия, помимо уроков в классе  фортепиано, уходит на щенков. 

- У шпицев так бывает, что мама отказывается от малышей, поэтому ухаживать за щенками, кормить их приходится мне. Но это не только хлопоты, но и бесконечная радость! Вообще для меня стало открытием, как трепетно собаки могут относиться друг к другу и сколько нежности дарят своим хозяевам, - делится Елена Олеговна.

Увидеть нежность и красоту в простых вещах, в обыденной картинке, может не каждый, лишь сам имеющий внутреннюю красоту. И весенняя капель для него покажется этюдом для фортепиано, и небо будет не просто голубым, а окрашенным в пастельные тона картины художника-импрессиониста. Это трудно поддается воспитанию, разве что искусство через много лет в силах взрастить. Елена Олеговна приняла этот дар как благодать и щедро делится ею со всеми, кому повезло быть рядом.

Анастасия ХОМА,

фото из архива Лукониных. «ЧР» №№ 16-17 от 3 марта 2022 г.

Новости по теме: