Азарт исследователя и цепкий ум

Дата публикации: 01.03.2022 - 14:33
Автор:
Просмотров - 367

Чем запомнились молодые ученые на Баландинских чтениях?

Рассказы о традициях народов, особенно русских и хакасов, чередовались во время очередных, 21-х по счету, Баландинских чтений. Научно-исследовательская конференция прошла в минувшую пятницу и собрала около 50 сотрудников местных музеев и краеведов-любителей, которые подготовили доклады на темы культурно-исторического развития Хакасии и соседних регионов. Чтения посвятили Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России и Году археологии в Хакасии. 

В первой секции говорили о том, как строились православные храмы, кто были предками Веры Баландиной, о свадебной традиции и имянаречении хакасов, образе коня в шаманской атрибутике и многом другом. Во второй секции делились информацией о том, какие открытия были сделаны на нашей земле известными археологами, какие памятники природы и истории доступны сейчас для туристов, рассуждали о роли музейщиков и ученых, в том числе молодых, в сохранении наследия предков и пропаганде науки. В третьей секции собрались педагоги, воспитатели, библиотекари, которые  делились опытом приобщения детей к народной культуре и литературе хакасов, их языку.

В Хакасии мы гости

Учитель географии школы  № 4 Никита Ратахин поделился результатами исследования, которое он проводил вместе со своими учениками «Знают ли географические особенности Хакасии, традиции и культуру хакасского народа люди, живущие в республике?»

 - Мы опросили 200 человек из числа учеников и жителей Девятого посёлка, где находится наша школа, и оказалось, что практически никто не знает традиций хакасов, особенности их национальной кухни. И это несмотря на то, что многие живут здесь с рождения, - развел руками молодой учитель. – Особенно удивило то, что очень скромными знаниями в этой области обладают сами местные представители коренной нации. Я учился в ХГУ и наблюдал, что среди хакасов, студентов нашего института, тяга к сохранению своих национальных традиций сильна, многие знают и продолжают совершенствовать язык. В нашу школу из деревни Курганная на уроки ездят дети, среди них много хакасов, и некоторые знают свои традиции очень хорошо, свободно говорят по-хакасски.  Здесь, в Черногорске, хакасы настолько ассимилировались, что помнят два-три слова на родном языке. Что уж говорить о русских… Были среди тех, кого мы опрашивали, и приезжие из сел Аскизского и Таштыпского районов, они жили в непосредственной близости от коренного населения, которое по-прежнему чтит свои корни, но никак не интересовались этим. 

Целью всей работы, по словам Никиты Витальевича, было заинтересовать учеников (а может быть, и кого-то из взрослых) темой, подвигнуть на её дальнейшее изучение.

- Дети должны знать, на чьей земле мы живем. По большому счету мы здесь гости, - подчеркивает он. – Необходимо понимать особенности коренного народа, это позволит нам сохранить мир и взаимопонимание. Все-таки в республике проживают 60 тысяч хакасов, и с их мнением обязательно нужно считаться. К сожалению, краеведением в школе мы занимаемся мало, велика нагрузка по другим предметам, отсюда происходит безрадостная картина: дети не понимают, кто такие хакасы, ничего не знают из их истории.

Большое начинается с малого, вот и Никита Витальевич с учениками восьмого класса решили сами окунуться в хакасские традиции и поделиться своим опытом с жителями поселка. Они сделали стенгазеты, развесили их в школе и в подъездах некоторых домов, изготовили буклеты, которые раздавали прохожим, и даже проводили небольшие лекции прямо во дворах.

- Приходилось объяснять, что такое талган и пого, когда готовился тамах, - рассказывает Никита Витальевич. – Некоторые не знают, что представляет собой Салбыкский курган, где находятся Оглахты… А ведь это всего в 15 километрах от города… Вывод печальный – теряется память поколений, происходит тотальная информатизация. Зачем что-то запоминать, если в интернете всю информацию можно найти через один клик?

Воспитание человека, который уважительно относится к родному краю, знает его историю должно начинаться с семьи. Вот и сам молодой педагог вспоминает, как в детстве родители устраивали ему экскурсии по достопримечательностям Хакасии, взращивая в нем любовь к природе и истории. Несомненно, миссию эту должна подхватывать и школа.

 - Моя мама – учитель русского языка Наталья Васильевна Ратахина – и сейчас возит своих учеников по знаковым местам нашей республики, но честно говоря, заинтересовать детей и родителей этой темой сложно. Все готовятся к ЕГЭ и ВПР (всероссийским проверочным работам – прим. ред), – делится Никита Витальевич. – На своих уроках я тоже стараюсь объяснять ребятам не только особенности климата Хакасии, но и чем славится наш край, не только рассказывать о географических явлениях, а упоминать о его богатом историческом прошлом, тем более что у нас есть уникальная возможность рассматривать и изучать его следы.

Алло, мы ищем умы и таланты!

Были на Баландинских чтениях и другие молодые люди, работающие в унисон с маститыми учеными ради общей цели сохранения богатейшего наследия родной земли. В частности, научный сотрудник Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории Надежда Канзычакова рассказала о деятельности совета молодых ученых и специалистов Республики Хакасия.

Сейчас в  совет входят 15 человек из ХакНИИЯЛИ, ХГУ, ХТИ, НИИ аграрных проблем. Молодые люди вполне успешны – они лауреаты конкурсов среди ученых, публикуют свои работы в серьезных журналах, участвуют в конференциях, изучают актуальные в разных областях проблемы, предлагая пути их решения. К примеру, проект Надежды Канзычаковой «Социальная адаптация хакасов в городских условиях в постсоветский период» помогает выявить психологические проблемы, с которыми сталкиваются хакасы, недавно переехавшие жить в город, а также найти пути их решения. В свое время она занималась и проблемой суицида среди подростков. Надежда – сотрудник лаборатории этнопсихологии, которая исследует особенности этнического характера, культурно-религиозных ценностей коренного населения Хакасия.

Молодые люди уже получили пять патентов на изобретения и пять свидетельств о регистрации компьютерных программ. Между тем они успевают заниматься популяризацией науки среди детей и молодежи, для этого проводят такие мероприятия, как межрегиональный фестиваль молодежной науки в Хакасии (он проходил в декабре в рамках Всероссийского фестиваля науки NAUKA 0+). В программе фестиваля –  научный Stand up среди юных исследователей, научный квиз, просмотр фильма «Марсианин» с комментариями ученых, брифинг «100 вопросов ученому» и др. Выбирали те  формы работы, которые заинтересуют даже непоседливых почемучек, помогут им проявить свой творческий и научный потенциал.               Они пускаются в научно-образовательные экспедиции в отдаленные села, чтобы заинтересовать ребят из глубинки наукой и, может быть, обнаружить среди них самородки. Они проводят «Ярмарку идей», где ученые продают свои идеи бизнесу, и конкурс «Научный потенциал Хакасии», который привлекает сотни студентов и преподавателей. В общем, совет молодых ученых – это самые любопытные, смелые парни и девушки, которые хотят увидеть большее в привычных вещах и притягивают в науку других жадных до знаний людей. 

Быть может, на следующих Баландинских чтениях выступит тот, кому эти ребята показали привлекательную сторону науки? Тот, кто сможет доказать, что быть ученым и краеведом – это не скучно, это значит чувствовать азарт исследователя и гордость первопроходца.  

Анастасия ХОМА. «ЧР» № 15 от 1 марта 2022 г.

Новости по теме: