Кульбит, еще кульбит

Дата публикации: 09.02.2022 - 12:09
Автор:
Просмотров - 508

История Юлии Филатенковой, открывшей в Черногорске 

студию оригинального жанра

Ей до сих пор снятся воздушные гимнасты, парящие под куполом цирка, и водяные брызги в свете разноцветных софитов. Она, огненная, дерзкая, на некоторое время приняла воду как свою стихию и научилась танцевать в её объятиях.

- Я работала в московском цирке на воде в течение шести лет… - с первой фразы огорошила Юлия, а потом добавила: – А вообще я выросла на Дальнем Востоке, в таежном поселке, где поблизости бродили тигры и медведи.

Первые воспоминания из детства – хореографическая студия, куда её, трехлетнюю, привела мама. Наверное, она не подозревала, что малышка делает первые шаги к тому, чтобы стать артисткой, что её ждут большие гастроли, что она обоснуется в Сибири и создаст свою цирковую школу. Сейчас Юлия Филатенкова живет в Черногорске. Основанную ею 14 лет назад студию оригинального жанра «Квартал» в городе знают многие, ведь число её воспитанников давно перевалило за две сотни.

 

- Расскажите, как всё начиналось, как вы оказались в Черногорске?

 - Я никогда не думала, что стану цирковой артисткой… Но вдруг однажды в наш город, Уссурийск, приехал цирк…Мне тогда было 19 лет, только-только окончила хореографическое училище, работала в четырех местах – в театре моды, музыкальной школе, драматическом театре постановщиком хореографии и арт-директором в ресторане… В канун новогодних праздников по городу развешали афиши: «Встречайте – цирк на воде!» На тот момент подобных ему в России не было.

Мы пригласили артистов этого цирка принять участие в корпоративных вечерах, которые проходили в нашем ресторане. Они в ответ вручили нам пригласительные билеты, и мы сходили с подругой на представление… несколько раз – настолько нас это  впечатлило! Я почувствовала острое желание попробовать себя в цирковом искусстве, потянуло так сильно, что решила предложить свою кандидатуру на любую должность, хотя понимала, что небольшой рост может стать причиной для отказа. Неожиданно директор цирка, к которому мы пришли с подругой, предложил пройти просмотр, а потом сообщил – можем ехать вместе с ними дальше на гастроли. На сборы было три дня.

- И вы решились бросить родные места ради призрачной перспективы и уехать куда глаза глядят?.. Чистой воды авантюра…

 - Видимо, так было угодно Богу. Самым страшным было сказать маме. Родители – простые  люди, которые отработали в шахте по 30 лет, думала, не одобрят моё решение, хотя они всегда меня поддерживали. Делом своей жизни я обязана им – привели меня в студию танцев в три года, и уже в пятом классе я точно знала, что буду хореографом или актрисой.

Гляжу на своих учеников и вижу, что многим родители не позволяют связать свою жизнь с театром или хореографией, настаивают на стабильной и понятной профессии. А мне повезло – не стали обрезать крылья, приняли мое решение рвануть в неизвестном направлении…

Увольняться со своих четырех работ не стала, взяла отпуск на месяц – подстраховалась. Так я впервые выехала за пределы Приморского края…

 - Жизнь сделала кульбит! Начались бесконечные гастроли? 

- Цирк меня безумно затянул. Домой я вернулась почти через два года…в гости!  Потом гастроли продолжились и длились несколько лет. Мы объехали Россию вдоль и поперек, побывали по два-три раза во всех больших городах, где находились стационарные цирки, - Томск, Омск, Барнаул, Самара, Москва….Потом была Монголия и даже Будапешт, где наш цирк простоял полгода (всё это время представление шло 2-3 раза в день, и зал всегда был полон). Мы ставили грандиозное шоу, одновременно работали 65 артистов.

Советую хоть раз в жизни увидеть цирк на воде! Это завораживающее, волшебное действо: свет софитов, плеск воды, которой наполняется манеж, и самое главное, артисты – синхронистки, акробаты, воздушные гимнасты, эквилибристы, жонглеры...

Меня сначала взяли артистом балета, но я сразу стала осваивать воздушную гимнастику, акробатические номера со скакалкой, моноциклом, жонглировать…. Потом мне предложили стать акробатом в воде, и у меня получилось: за год сделала программу на уровне мастера спорта по синхронному плаванию. Это была самая высокооплачиваемая должность в цирке (выше ценились только дрессировщики). Акробатом я работала пять лет. Конечно, это тяжелый труд, каждый день по восемь часов в воде…

 - Кочевая жизнь не утомляла?

 - Удивительно, но мы стойко переносили трудности постоянных переездов, жизнь в гостиницах, потому что цирк стал смыслом жизни. С собой приходилось возить всё – от телевизоров и микроволновок до постельного белья и посуды, но меня это не напрягало. Наоборот, ты живешь в постоянном движении, драйве, в окружении близких по духу людей – молодых, творческих. Работа приносит огромную радость, а свободное время проходит шумно и весело… Среди артистов труппы создавались семьи, рождались дети, которые росли среди нас, а потом каждый месяц меняли школу…

 -  Но все-таки надо было ставить точку. Как произошло прощание с цирком?

 -  Спустя три года моей работы в коллектив пришел новый звукорежиссер… Это было в Красноярске, где стоял на гастролях наш цирк. Андрей, только что отслужив в армии, приехал искать работу, родом он из Черногорска. Вспыхнула любовь…

Три года мы еще колесили по стране в составе труппы, потом приняли решение уходить. Некоторые ребята, с которыми я работала в цирке 14 лет назад, живут в таком ритме до сих пор, у них уже взрослые дети (о таких говорят «рожденные в опилках»), но мы решили остепениться, создать свое гнездо.

 - Почему выбор пал на Хакасию?

 - Пробовали жить во Владивостоке, но Андрея хватило только на полгода, он не смог там, просил переехать к Хакасию. Я пошла навстречу с тем условием, что буду дважды в год летать на Родину, дышать морским воздухом. И сейчас с нетерпением жду встречи с Владивостоком… Конечно, по масштабам его невозможно сравнивать с Черногорском. Первые полтора года я откровенно страдала, потому что видела многие города-миллионники, знала, как живут люди… Старалась быть сильной, привыкала…  Но теперь этот город –  мой дом, здесь моя семья и любимое дело.

- В незнакомом городе, таком маленьком, рискнули открыть цирковую студию… Не боялись, что дело не пойдет?

- Страха у меня не было, несмотря на то, что действительно я оказалась в незнакомом месте, провинциальном. В Черногорске я никого не знала, кроме мужа, его мамы и брата, но это решение - открыть свое дело - мы приняли вместе, и все эти 14 лет работаем в тесной связке. Андрей хоть и редко появляется в студии, незримо всегда рядом. Он занимается звуком и светом на наших концертах, пишет музыку, ведет документацию. Кстати, он был успешным вокалистом, выступал в студии «Камертон» у Натальи Николаевны Костик, одно время работал в ночном клубе, ставил свет, поэтому хорошо знает, что такое сцена.

1 апреля 2008 года сбылась моя детская мечта – появился «Квартал». Я сразу определила, что это будет не просто хореографический кружок, а студия оригинального жанра, то есть микс гимнастики, хореографии, акробатики, эквилибристики, жонглирования – всего около 20 направлений... Хотелось сделать что-то особенное, не как у всех.

- Был ли в начале этого пути строгий план действий, программа?

 - Стратегии у меня никакой не было, как и программ, действовала интуитивно, руководствуясь своими желаниями. Реализовать задуманное мне помог опыт многолетней работы в одном из лучших цирков страны и хореографическое образование. Думаю, у меня получилось, и эту марку удается держать.

Коллектив быстро вырос, в первом наборе было всего 30 детей, потом их стало 60, 90, 130… Сейчас 250 человек – от 3-х лет до 18-ти. Люди потянулись, возможно, и потому, что это было что-то новое (только через несколько лет я узнала, что в Хакасии нет даже цирковой студии). Когда нас заметили и оценили по достоинству, стали приглашать на разные городские мероприятия, в том числе открытие праздников.

Начинали заниматься мы с одними ковриками, потом приобрели колечки, хулахупы (маленьких обручей в продаже не было, поэтому Андрей сам распиливал большие на части и спаивал их). Постепенно студия пополнялась и другим реквизитом. Сейчас мы используем скакалки, мячи, булавы, ходули, диаболо, трюковые тарелочки, эквилибрические катушки, моноциклы… Ставим номера на ходулях, скипинг (трюки на скакалках), воздушную гимнастику, партерную акробатику, эквилибристику каучук, которая демонстрирует чудеса гибкости человеческого тела. Есть даже шоу мыльных пузырей…

 Важно было подобрать в команду единомышленников, мне повезло – я их нашла. Сейчас в нашей студии кроме меня преподают Оксана Викторовна Назарова и Ирина Олеговна Носкова. Ирина Олеговна, к слову, моя ученица. Она как раз из тех, кому родители запретили поступать в цирковое, несмотря на ее острое желание. Она поступила в Красноярск в технический институт, а через два года перевелась в Абакан, чтобы и учиться, и работать в студии.

Оксану Викторовну я знаю еще со времен института, доверяю ей как самой себе, потому пригласила работать в свою студию. У нее огромный опыт работы с детьми. Я очень ценю своих педагогов и люблю их. Мы одна команда, смотрим в одном направлении, шагаем в одном ритме.

 - Ирина Олеговна очаровательна в роли парящего фламинго на шоу «Алиса в стране чудес»! А вы гармонично вживаетесь в роль Красной королевы. И вообще само представление фантастическое! Удивительный сплав прекрасной режиссуры, зрелищных номеров, музыки, света, игры актеров… Трудно представить, как вам далась подготовка такого грандиозного действа, учитывая, что кроме двух педагогов на сцене выступают только воспитанники студии…

 - Это уникальная постановка нашей студии, никаких посторонних специалистов не привлекалось. Проделана огромная работа, вложены большие средства в костюмы, декорации (всего около 500 тысяч рублей). Мы постарались показать всё, что умеем. Отмечу, что в создании спектакля принимали участие все наши артисты, мы всегда прислушиваемся к мнению ребят. В итоге каждая постановка – это результат работы всей нашей команды. 

В «Алисе» задействовано 45 человек, и каждый из них выступает в нескольких номерах, это тяжелый труд, особенно учитывая, что подряд приходится давать до 10 концертов. Если обычно девочки из ансамбля, которые в основном задействованы в шоу, занимаются три с половиной часа три раза в неделю, то перед спектаклем встречаемся каждый день. Мне надо, чтобы всё было четко.

 - Тяжело ребятам приходится!

 - Тяжело родителям, и то многие привыкли к такому режиму. Дети уже не могут обходиться без студии, они живут этим. Движ перед концертами так захватывает, что потом они как будто опустошены и горят скорее приступить к работе над новым спектаклем. Мы всегда в движении: летом проводим отчетные концерты, зимой – новогодние утренники. Доходы с продажи билетов помогают нам обшивать коллектив костюмами. Скажу по секрету, сейчас ставим новый спектакль.

В общем, те, кому тяжело, кто не разделяет наших взглядов, отсеиваются в самом начале.

 - А сколько нужно, чтобы понять – моё это или не моё?

 - Пока ребенок маленький, родителям нужно упорно водить его на каждое занятие и настраивать, что это всерьез. В какой-то момент он скажет «не хочу», тогда надо подключать нас, педагогов. Знаете, сколько таких ребят удалось удержать и выпустить?

Как ни странно, детей из студии чаще всего уводят сами родители. Почему? Есть несколько причин. Некоторые переживают, что ребенку сложно дается растяжка, и он выходит с занятий со слезами. Другие практически сразу хотят видеть его на сцене, но я придерживаюсь того принципа, что выступать перед публикой должны только подготовленные дети, поэтому с первого занятия до первого концерта должно пройти время. В отчетных концертах задействованы все ребята, в больших шоу – только опытные.

- Отбора в студию нет?

 - Нет, принимаем всех, мне даже интереснее работать с «сырыми» ребятами, которые начинают с нуля. Кстати, ошибочно думать, что в студии занимаются одни девочки, у нас много направлений для мальчиков.

Приятно наблюдать, как из гадкого утенка зажатый, неуклюжий ребенок превращается в прекрасного лебедя. Кстати, работе над раскрепощением детей уделяем особое внимание. Обязательно проводятся занятия по актерскому мастерству.

 - Но не каждому дано стать артистом! 

 - Не каждому, поэтому наш коллектив разбит на одиннадцать групп. Ребят мы делим по возрастному принципу и уровню подготовки. В любом случае занятия постоянно чередуются – хореография, акробатика, жонглирование и так далее. Детям это не наскучивает.

- Наверное, такому коллективу тесно в небольшом зале в «Нептуне»?

- Поделюсь хорошей новостью: у студии «Квартал» скоро будет собственный дом! Мы приобрели ангар напротив 19-й школы, там идет глобальный ремонт. Общая площадь помещений – 500 квадратных метров, так что будем заниматься в просторном зале (216 квадратов!). Появятся удобные раздевалки, красивое фойе, отдельная тренерская, комната для хранения костюмов и реквизитов (сейчас более тысячи костюмов лежат в крошечном закутке!). Там можно будет проводить уроки по воздушной гимнастике, потому что высота потолков 7 метров! 

 - У вас королевские запросы! Впрочем, вы в силах реализовать самые смелые из них, благодаря своей решительности и трудолюбию. А уж обучение детей – это вообще  задачка для самых смелых. 

 - Чтобы работать с детьми, их надо любить. Раньше я была гораздо жестче и требовательнее, муштровала всех, но ребята все равно шли ко мне с разными вопросами, в том числе с личными. Они доверяют мне, а я делаю всё, чтобы в коллективе была теплая дружеская атмосфера, чтобы не было никаких разногласий.

И рада, что некоторые девчонки, как когда-то я в пятом классе,  заявляют, что тоже станут тренерами, и спрашивают: «Юлия Анатольевна, а вы возьмете нас на работу?» Конечно, возьму! Мечты должны сбываться!

        Анастасия ХОМА,

фото из архива Ю. Филатенковой

«ЧР» № 9 от 8 февраля 2022г.

 

 

Новости по теме: