А вы знаете, как назывался первый в Сибири русский заполярный город? А какое дерево считается царём тайги? А где находится самый высокий водопад России?
Подозреваю, что вот так, с ходу, без помощи справочников или интернета немногие перечислят: Мангазея, кедр и Тальниковый водопад на плато Путорана. Зато ученики 19-й школы, которые первыми в Хакасии попали на урок «Енисейская Сибирь», наверняка с лёгкостью ответят на эти и другие вопросы.
Три с лишним года назад был запущен комплексный инвестиционный проект «Енисейская Сибирь», объединивший три региона, где течёт Енисей, – Туву, Хакасию и Красноярский край. Главная цель – содействие социально-экономическому развитию этих областей. Но не так давно, а именно в декабре прошлого года, в рамках проекта наметилось ещё одно направление – образовательное. С помощью учёных СФУ были созданы видеоролики, методические материалы, тесты для школьников, всё вместе получило название - уроки «Енисейская Сибирь».
Идея проста – в лёгкой, игровой форме рассказать школьникам о природе, культуре, истории и известных людях регионов, где протекает Енисей. К сожалению, краеведение на школьных уроках гость чрезвычайно редкий, а такие уроки хоть в какой-то степени позволят восполнить пробелы в знаниях.
По оценке ребят, которые побывали на первом уроке, – затея удалась на все сто. Младшеклассники с восторгом решали ребусы, отвечали на вопросы викторины. У восьмиклассников задачи были сложнее, но ребята с увлечением решали их.
- Мне было очень интересно, - поделилась впечатлением ученица школы Вероника Жукова, - понравилось работать с атласом, узнала много нового – где, какие животные находятся. Хороший формат работы, когда в форме игры, то лучше всё запоминается.
- Урок понравился, захотелось дальше узнавать новое о нашей стране, о животных, о том, как живут люди в соседних регионах, - говорит одноклассник Вероники Артём Алексеев. - Ещё заинтересовала культура Хакасии. Честно сказать, до этого урока мне не очень было интересно знать об этом, а он подтолкнул.
- На мой взгляд, такой формат урока весьма удачный, - поддержала мнение ребят учительница географии 19-й школы Марина Кислицына. - Во-первых, документальные фильмы – яркие, красочные, познавательные. Дети видят природу, уникальность Енисейской Сибири. Интересны методические пособия для уроков – новые карты, интересный подход. Рабочие тетради непривычные, интересные задания, иллюстрированные и красочные – видно было, что детям интересно, что они увлеклись темой.
Главное, что это не разовый урок, и в дальнейшем в школе будут проводить увлекательные встречи, где ребята будут знакомиться с чудесами Енисейской Сибири.
- Я уже не первый год веду экоуроки и хочу сделать их ещё более интересными и увлекательными, - говорит предприниматель, педагог и волонтёр Елена Гопина. - Следующий шаг – сделать вместе с заповедником «Хакасский» выездные уроки на участок Оглахты. Чтобы получился такой комплекс – от экоуроков в школе до живых уроков в «Посёлке предков». Очень хочу, чтобы в этих уроках были задействованы экскурсоводы. Чтобы для школьников экскурсии были субсидированы, тем более что 2022-й в России объявлен Годом детского туризма. Нужно сделать так, чтобы такие живые уроки были доступны для детей, не за две тысячи экскурсия, а бесплатно или хотя бы рублей за 200.
По ходу продвижения уроков «Енисейской Сибири» по регионам проект обрастает новыми идеями, появляются иные перспективы. А главное, что и взрослые, и дети начинают больше интересоваться историей и культурой родного края.
Валентина КОРЗУНОВА,
фото автора
«ЧР» №5 от 25 января 2022г.