Ты просто дыши со мной

Дата публикации: 16.11.2021 - 05:30
Просмотров - 329

Школьники из одиннадцатого класса гимназии приняли решение участвовать в Межрегиональном конкурсе молодёжных волонтёрских проектов «Траектория добрых дел». Они вместе с учителем биологии представили проект «Эко-аэробы». Что это такое, о чём речь – рассказали представители команды, работающие над проектом: Катя Арзамасцева, Ульяна Писарева, Мария Минченкова и педагог Наталья Анатольевна Киселёва.

Конкурсов для подростков много, однако внимание смелых привлёк именно этот, посвящённый 20-летию СУЭК и организованный в шахтёрских городах. А наш интерес вызвала работа учениц биолого-химического класса, посвящённая профилактике заболеваний дыхательной системы и восстановлению после перенесённой коронавирусной инфекции. Куратор проекта, учитель биологии Наталья Анатольевна Киселёва пояснила:

- Тема разрабатывалась нами в течение года, и возникла она не на пустом месте. Многие из ребят, из их семей не смогли избежать коронавирусной инфекции, которая у каждого протекала в разной степени тяжести. Болели и учителя. Мне, к примеру, не повезло.

- Поделитесь подробностями? Не из праздного любопытства интересуюсь.

- Понимаю, опыт важен, люди должны осознавать серьёзность нового врага, знать его в лицо и уметь бороться. Так вот меня новая инфекция настигла в прошлом году накануне новогодних праздников, а более-менее восстановиться удалось лишь этой осенью. Всё началось с того, что пропало обоняние, хотя в тот момент температуры не было. Вскоре температура поднялась до 38,5 и держалась две недели. Болела, казалось, каждая клетка организма. Не могла даже глазами водить без боли, каждый вдох и выдох давался с трудом.

КТ сделали – поражения лёгких не обнаружили. Вспоминаем с мужем, как пополам делили капсулы выписанного лекарства, тогда возник дефицит таблеток и пилюль. В итоге знакомые из Питера прислали бандероль, этими препаратами и долечились. Когда тесты показали отрицательный результат, мне не под силу было спуститься с крыльца, не в состоянии была подняться в школе на второй этаж. Обоняние восстановилось сначала частично и лишь этим летом – полностью. После начались осложнения, дышалось по-прежнему сложно.

О затруднениях с дыханием говорили многие из переболевших. Стали делиться мыслями, опытом по восстановлению казалось бы обычной функции организма, которую раньше и не замечали. Дышали – значит, жили. Жили – дышали. Рассуждали об этом и с ребятами, старались «покрутить» тему с точки зрения биологии. Особенно заинтересовались ребята из профильного биолого-химического класса, многие из которых мечтают стать врачами. Им интересно всё новое, любопытно, как уже сейчас у них формируется практика общения с людьми как с пациентами. И это радует. Ранняя профессиональная ориентированность всегда на пользу.

Мы стали искать информацию, где только могли: у докторов, в интернете. В итоге поняли, что нам это под силу. Выяснили, что тем, кто переболел коронавирусной инфекцией, не рекомендуют какие-то усложнённые упражнения, зато рекомендованы простые, но очень эффективные дыхательные действия. Только вот при их использовании важна системность, и тогда результаты отличные – мы с ребятами испытали это на себе.

- Вы взялись за дело не как дилетанты, а как биологи. Что происходит в организме во время дыхательной гимнастики и что за таинственное слово «аэробы»?

- Как раз это мы подробно разбирали с ребятами, чтобы им был понятен механизм действия метода. На клеточном уровне происходит глубокое насыщение кислородом. В первую очередь кислород получают клетки головного мозга, и это трудно переоценить - кислородное голодание для мозга очень опасно. Достаётся живительная порция кислорода и другим органам, мышцам, в результате улучшается память, оживляется кровообращение, в целом - повышается жизненный тонус.

Когда делаем глубокий вдох, работает диафрагма, она заставляет сердце сокращаться, поднимает (тренирует) его. Оно тоже получает больше кислорода.

Почему у тех, кто обращается с характерными признаками, измеряют сатурацию? Чтобы определить, хватает ли в крови кислорода. Аэробы – это организмы, для жизни которых необходим кислород, вот мы и вынесли это слово в название проекта.

У многих первые ощущения после нехитрых, но эффективных упражнений – головокружение, лёгкий дискомфорт, потливость, как от настоящей гимнастики. Всё это объясняется просто: при поступлении в организм кислорода ускоряются окислительные процессы, разгоняется обмен веществ. По лестнице теперь поднимаюсь легко, хотя раньше, после болезни, останавливалась отдыхать на каждом пролёте.

Мы с ребятами заинтересовали процессом, темой школьников из разных классов, учителей. Разработали методические рекомендации, сделали брошюры. По задумке, надо бы идти «в народ», в квартал, с листовками, звать желающих на обучающие занятия. Однако эпидобстановка не позволяет делать это как прежде, напрямую. Поэтому пока решили действовать через детей, объясняем им, как важно делиться знаниями с домашними, учить их приёмам дыхания как мере профилактики или восстановления после коварной болезни. Ребята делают это, просвещают близких, друзей, знакомых. Ими можно гордиться, как волонтёрами, ведь это не первый наш проект, есть много других. Один из любимых, традиционных – выезд на Енисей в районе Усть-Абакана для сбора мусора. Мы любим, после напряжённой работы, полюбоваться первозданной природной чистотой. Уверена, что те, кто в юные годы хоть раз чистил берег, никогда не станут варварски вести себя на природе и в целом будут жить максимально экологично.

- Конкурс объявлен в регионах, где работают предприятия АО «СУЭК». Его организаторы -некоммерческая организация "Фонд социально-экономической поддержки регионов "СУЭК-РЕГИОНАМ" и Автономная некоммерческая организация содействия развитию общественных инициатив в социальной сфере "Новые технологии развития" (АНО "НТР"). Наверняка вы слышали и о других проектах СУЭК, как оцениваете их социальную работу?

- Их работа в городе на слуху, они очень много делают и для патриотического воспитания, и для развития волонтёрского движения, и для того, чтобы Черногорск был столицей спорта, да всего не перечесть. Это пример ответственного отношения к тем городам, сёлам, где работают. Школьники, к примеру, ценят проект по созданию летних трудовых отрядов, мы с ними обсуждаем и биологические, экологические темы, которыми плотно занимаются угольщики. Если бы и другие предприятия делали хотя бы часть того, что делает СУЭК!

 А конкурсы - это стимул для роста участников, которые просто варились бы в собственных болотцах, однако в рамках поставленных задач шевелят мозгами, придумывают что-то новое, интересное. К тому же через интеллектуальные состязания знакомишься с яркими, интересными коллегами, заряжаешься энергией, возникает желание креативить дальше.

- Успехов вам и здоровья! Дышите глубоко и правильно, учите этому окружающих, продвигайте хорошее, своевременно организованное дело.

Марина КРЕМЛЯКОВА,

фото из архива участников проекта «Эко-аэробы».

 

 

Маша Минченкова, 11 класс:

- Наш проект актуален, поскольку ситуация с коронавирусом непростая, трудно решаемая. Новая инфекция коснулась многих семей, в том числе – наших. Никто не хочет трагических последствий, поэтому необходимо беречь себя и близких, использовать для этого все возможности, в том числе – дыхательную гимнастику.

Мы ощутили её благотворное действие на себе, поэтому решили: чем больше людей будут знать о данной методике, тем быстрее сможем помочь многим и многим.

Доктора сегодня выполняют работу «на передовой», мы, на правах волонтёров, делаем, что можем. Пытаемся помогать хотя бы такими крупицами, но это наш реальный вклад в непростое дело остановки пандемии, реабилитации тех, кто переболел.

 

Катя Арзамасцева, 11 класс:

- Что такое коронавирус, узнали многие черногорские семьи. К сожалению, не все смогли справиться с этим недугом. Конечно же, мы не можем оставаться к этому равнодушными, поэтому и решили глубже узнать, как можно обезопасить себя и близких, как помочь людям после заболевания. Да, спасают маски, социальная дистанция, разобщённость. Но углубившись в тему, мы с руководителем Натальей Анатольевной Киселёвой узнали о дыхательной гимнастике и начали развивать это направление. Как будущие врачи не можем наблюдать за происходящим в сторонке.

Мы учились таким упражнениям, как «кошечка», «погончики». Это показалось очень весёлым, поэтому показывали их родным, друзьям. Старались преподносить новое в доступной форме.

Такая гимнастика положительно влияет на органы дыхательной системы, и мы советуем уделять для себя по пять – десять минут в день, чтобы становиться крепче, выносливее.

«ЧР» № 88 от 16 ноября 2021г

Новости по теме: